Статья "Применение элементов здоровьесберегающих технологий в развитии психомоторных функций детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР)".
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Бутынец Наталья Григорьевна

Деятельность, направленная на здоровьесбережение и личностно-ориентированное развитие ребёнка, должна носить интегрированный характер, а не сводиться только к физическому воспитанию и проведению медицинских мероприятий. Здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах развития, а также  на  проведение профилактики психомоторной недостаточности и обеспечение полноценного и своевременного психомоторного развития детей. Здоровьесберегающие технологии способствуют развитию психических процессов, повышению работоспособности,,, формированию двигательных умений и навыков, развитию общей и мелкой моторики, способствуют социальной адаптации детей с ОВЗ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 комбинированного вида

Московского района Санкт-Петербурга

Из опыта работы на тему: «Применение элементов здоровьесберегающих технологий в развитии психомоторных функций детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР)».

Выполнила воспитатель

группы коррекционной направленности

«Вишенки»

Бутынец Наталья Григорьевна.

Санкт – Петербург

2021 год


 "Применение элементов здоровьесберегающих технологий в развитии психомоторных функций детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР)».

ХОДЬБА И ДВИЖЕНИЕ СПОСОБСТВУЮТ

ИГРЕ МОЗГА И РАБОТЕ МЫСЛИ

(Жан – Жак Руссо)

Деятельность, направленная на здоровьесбережение и личностно-     ориентированное развитие ребёнка, должна носить интегрированный характер, а не сводиться только к физическому воспитанию и проведению медицинских мероприятий. Здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах развития, а также  на  проведение профилактики психомоторной недостаточности и обеспечение полноценного и своевременного психомоторного развития детей. Термин «психомоторика» появился благодаря И.М. Сеченову, который обозначил связь психических процессов с движениями человека. Психомоторика это единство органов чувств и телесных средств действенной активности человека. Психомоторика позволяет человеку материализовать эмоции, чувства, мысли, представления. Потребность в движении – это врождённая потребность детей, имеющая решающее значение для их успешной жизнедеятельности. . О необходимости своевременного психомоторного развития детей свидетельствуют работы многих учёных, которые доказали влияние манипуляций рук на уровень развития высших психических функций и речи. Вся развивающая, формирующая и коррекционная работа воспитателя должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Психомоторное развитие ребёнка является фундаментом для его дальнейшего психического развития (познавательного, эмоционального, социального), для уникального развития личности, обусловливает успешное обучение в школе и формирование учебных навыков. Развитие психомоторики идёт в направлении от более общих движений, недифференцированных, охватывающих весь организм,  к обособлению отдельных двигательных актов, объединяющихся затем в новые единства более высокого порядка.

Здоровьесберегающие технологии способствуют развитию психических процессов, повышению работоспособности,,, формированию двигательных умений и навыков, развитию общей и мелкой моторики, способствуют социальной адаптации детей с ОВЗ. Приобретение детьми с проблемами в сенсомоторном развитии социального и познавательного опыта осуществляется в специально организованной образовательной деятельности, во время проведения режимных моментов, в ходе самостоятельной деятельности. Элементы здоровьесберегающих технологий используются на протяжении всего времени пребывания ребёнка в группе, начиная с утренней зарядки, заканчивая вечерними подвижными играми на прогулке. Такими элементами являются физминутки, логоритмические упражнения, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, глазодвигательные и дыхательные упражнения, самомассаж, игры на развитие мелкой моторики, подвижные игры..

В группу коррекционной направленности часто приходят дети, которые испытывают двигательное беспокойство ( их руки часто находятся в бесцельном движении), невозможность усидеть на месте, невозможность сосредоточить внимание, они рассеянны, громкоголосы, конфликтны, с несформированными навыками координации движений, ловкости.. Для них развитие психомоторных качеств является фундаментом развития таких функций как речь, мышление, произвольное внимание и произвольное поведение. Для детей группы коррекционной направленности очень полезно проговаривание стихов одновременно с движениями: речь как бы ритмизуется с движениями, делается более чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

Логоритмические упражнения

Лексическая тема: «Зима».

  1. 2- 3- 4

Мы с тобой комок слепили.          «Лепим» ладонями снежок.

Очень ровный, очень гладкий.      Одной ладошкой гладим другую.

Но совсем- совсем не сладкий.     Грозим пальчиком.

Раз- подбросим, два- поймаем.     Имитация бросков.

Три- уроним и сломаем!                  Топаем ногами по полу.

Лексическая тема: «Профессии» (Строитель).

Я хочу построить дом.         Кулачок стучит по кулачку.

Чтоб окошко было в нём. Две руки то вертикально то горизонтально

Чтоб у дома дверь была.

Рядом чтоб сосна росла.   Руки вверх и покачать.

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял.           Смыкать и размыкать кисти рук.

Чтоб на травке жил жучок,                                              

 Бегал быстрый паучок.

Солнце было, дождик шёл,

Чтоб тюльпан в саду расцвёл.     «Раскрываем» кисти рук.

Чтоб флажок на доме был.          Большой палец вниз, остальн.флаг

А под домом Ёжик жил.     Развести пальцы в стороны.

Лексическая тема: «Птицы».

Воробей по лужице

Прыгает и кружится         ИП — прыжки на месте, руки на поясе.

Перышки взъерошил он,  ИП — стоя, помахать руками, как крыльями.

Хвостик распушил.            ИП — стоя, потрясти «хвостиком»                          Погода хорошая!                ИП — стоя на носочках, потянуть руки вверх.

Чил- чив- чил!         ИП — прыжки на месте, помахать руками, как крыльями.

                                                                                                 

Лексическая тема «Осень».

Капля- раз, капля- два          Хлопки в ладошки медленно.

Капля медленно сперва.

Кап- кап, кап- кап!

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.           Участить хлопки.

Зонтик поскорей откроем.      Руки «коромыслом» над головой.

От дождя себя укроем!

Лексическая тема: «Животные жарких стран». (С музыкальным сопровождением).

 У жирафа пятна. пятна, пятна. пятнышки везде.

На лбу, на ушах, на шее, на локтях.           ( Похлопывание ладонями

На носах. на животах, коленях и носках.     по частям тела.)

У слона есть складки, складки, складки. складочки везде.

На лбу, на ушах, на шее, на локтях.            

На носах. на животах, коленях и носках.     (Прищипывание складок).

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

На лбу, на ушах. на шее, на локтях.

На носах. на животах, коленях и носках.   (Проводим ребром руки.)

Упражнения, направленные на мышечное расслабление.

 1.«Улыбнись – рассердись».           Дети сидят. Улыбаются – все тело расслаблено, все вокруг хорошо. Но вдруг мы рассердились – брови нахмурились, руки упираются в бока кулачками, все тело напрягается. И снова все хорошо, мы улыбаемся.     

2.«Пружинки»           Дети сидят на стульях, носки поднимаются, пятки упираются в пол, руки с силой давят на колени. Затем полное расслабление.

Что за странные пружинки упираются в ботинки?

Мы ногами их прижмем, крепче-крепче подожмем!

Крепко-крепко прижимаем! Нет пружинок, отдыхаем

3..Шалтай- Болтай висел на стене,       Имитация движений по тексту.

Шалтай- Болтай свалился во сне.

4.Одежда.

Вешалка старалась, платьице качалось.     (Плечи  прямые, руки качаются.

Вешалка сломалась - платьице помялось..       Наклон туловища).

5.Черепаха.

Вот трусишка - черепаха                 (По тексту:   то поднимаем,  то

 прячет голову от страха.                  опускаем плечи).

Видит - некого бояться-

Значит - можно показаться.        Вытягиваем шею, опустили плечи.

Пальчиковые игры. 

Включение упражнений на развитие пальцевой моторики играет положительную роль в коррекционном обучении детей.

Кулак. Ребро. Ладонь. Детям показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола. Темп смены положения кисти руки ускоряется.

Лезгинка.

Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить
в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться
к мизинцу левой. Затем одновременно сменить положение рук. Добиваться высокой скорости  смены положений.

Зеркальце.

Ручка в зеркальце глядит.            Ладонь напротив ладони.

Ручка пальчикам велит:

Наклоняйтесь, выпрямляйтесь.

Быстро в кучку собирайтесь.

Разбегитесь, потеснитесь.

В кулачок теперь сожмитесь.

Тук- тук- тук!               Кулачок о кулачок.

Да- да- да!                Хлопки в ладошки.

Можно к вам?                Кулачок о кулачок.

Рад всегда!                 Хлопки в ладошки.

Зайчики и козочки.

Левая рука изображает рога козочки мизинцем и указательным пальцами, правая рука изображает ушки зайца указательным и средним пальцами.

Козочки бодаются.

Зайчики пугаются!

Делаем хлопок ладонями и меняем местами козочку и зайчика.

Колечки.

К большому пальцу руки прикасаются по очереди остальные, изображая колечки. Можно двумя руками одновременно.

Как известно: у кольца

Нет начала и конца!

Крючки.

Одноимённые пальцы двух рук скрепляются крючками с напряжением.

Крепко держатся дружочки.

Не разжать нам их крючочки.

Победа.

Указательный и средний палец левой руки изображают букву V- Победа.

Большой палец правой руки поднят, остальные  сжаты в кулак- Здорово!

По хлопку меняем руки: Победа! Здорово!

Стручок.

Пять маленьких горошин заперты в стручке. Стучим кулачками ритмично.

Вот выросла одна и тесно ей уже.         Поднять большие пальцы рук.

За ней растёт вторая и третья.         Поднять указат. и средние пальцы рук.

А потом четвёртая и пятая.              Поднять безымянные и мизинчики.

Сказал стручок: «Бом- бом!»           Делаем хлопки ладонями.

Упражнения на дыхание. . Выполнение дыхательных упражнений успокаивает и способствует концентрации внимания.

1.Листики.

Дует лёгкий ветерок: Ш- ш-ш-ш           (Длительный выдох).

И качается листок:     Ш- ш- ш- ш

Вот падают дубовые: У- у- у –у х!      

Вот падают кленовые: О- о- о- ох!

Вот падают ивовые: И- и- и- их!

Вот падают рябиновые: А- а- а- ах!

2.Вот оно- солнышко.

На голубом картоне аппликация солнышка. К картону прикреплена нитка, на которой крепится тучка. Тучка закрывает солнце. Подул ветерок и тучка улетела.  (Дети дуют, пока не откроется солнышко).

3.Осенний листок.

На картоне аппликация бабочки. К картону прикреплена нитка, на конце которой листок клена. Листок закрывает бабочку. Подул ветерок и листок улетел.  (Дети дуют, пока не покажется бабочка).

4.Забей в ворота гол.

Подуть на теннисный шарик и направить его в ворота.

5.Остуди чай.

Из картона изготовлена чашка. Сверху часто надрезанная тонкая бумага. Подуем, чтобы остудить чай.

6.Задуй свечку.

Из картона изготовлена свечка. Сверху часто надрезанная тонкая бумага.  Подуем, чтобы задуть свечку.

САМОМАССАЖ

1.«Глазки отдыхают». Закрыть глаза. Согнуть большие пальцы. Суставами больших пальцев сделать 3–5 массирующих движений по векам от внутренних к наружным уголкам глаз, повторить то же движение под глазами. После этого помассировать брови от переносицы к вискам.

2. . «Теплые ручки». 

Трём ладошкой о ладошку.

Станет нам теплей немножко.

3.ОЙ, мороз

Ой, мороз, мороз, мороз!

Щиплет щёки. щиплет нос.   Выполняем по тексту.

Щиплет ушки, щиплет губки.

Забирается под шубки.   Растираем руками под мышками перекрёстно

Чтоб согреться- посмотри, всё как следует потри:

Щёчки, носик, ушки, губки.

Пар пошёл от нашей шубки.

4.Упражнение с прищепками. Массируем прищепкой указательный, средний, безымянный и мизинец.

Вот проснулся, встал гусёнок.

Пальцы щиплет мне спросонок.

Дай, хозяйка, корма мне.

Мне и всей моей родне.

5.Упражнение с мячиком. Делаем движения по тексту.

Я круги мячом катаю.

Взад- вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Словно я сметаю крошку.

Каждым пальцем мяч прижму.

И с другой руки начну.

А теперь последний трюк.

Мяч летает между рук

6.Обезьянка чешется. Перекрещенными руками делайте массаж головы в направлении от макушки к ушам, а потом — к шее. 

Игровые упражнения на развитие коммуникативной сферы.

1.Дети стоят в кругу. Один начинает: «Я Женя, я с вами дружу. Повторите, что я покажу». (Делает движение руками, головой, ногами и т.д.) Дети говорят: «Женя, мы с тобой дружим тоже. И мы так можем.» Повторяют это движение. Следующий ребёнок называет себя и предлагает другое движение.

2.Дети ходят врассыпную под удары бубна. Когда бубен остановится и замолчит, надо найти себе пару и поздороваться тем способом. который предложен. Например, поздороваться локтями (плечами, спинами, коленками, пятками).

Здравствуй, здравствуй дорогой.

Вот и встретились с тобой.

3.Рады встрече.

Дети стоят в кругу. Объединяются парами и приветствуют друг друга.

Здравствуй, друг.                      Пожимают друг другу руки.

Как ты тут???                        Свободной рукой похлопывают друга по плечу.

Я скучал, тебя ждал.            Прижать руку к сердцу.

Ты пришёл!                     Развести руки в стороны.

Хорошо!                           Обняться друг с другом!

4. «Огонь и лед»И.п. — стоя в кругу. По команде «огонь» дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. По команде «лед» дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело.

Артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика улучшает подвижность артикуляционных органов, укрепляет мышечную систему языка, губ, щёк., помогает подготовить артикуляционный аппарат к правильному произношению звуков.

1.Трубочка. Вытянуть губы вперёд трубочкой и держать так, считая до пяти..

Мои губы- трубочка

Превратились в дудочку.

2.Бублик. Сделать губами бублик.

Бублик мы изобразили

Плавно губы округлили.

3. Улыбочка. Широко улыбнуться, чтобы были видны нижние и верхние зубы, челюсти сжаты, удерживать так пять секунд.

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам.

4.Толстяк – худышка. Рот закрыт, щёки надуть воздухом и удерживать пять секунд, выпустить воздух через губы. втянуть щёки и удерживать.

Наш хомяк наелся слишком.

То толстяк. а то худышка.

5.Качели. Рот открыт, губы в улыбке, высунуть острый, как жало. язык и совершать им движения, то поднимая к носу. то опуская к подбородку.

На качелях я качаюсь: вверх- вниз, вверх- вниз.

То до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.

Упражнение на развитие координации движений. Эти упражнения помогают согласовывать движения различных частей тела.

 1.Ладушки.  Дети встают парами друг против друга. Каждый делает хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером, затем хлопок в ладоши, затем хлопок с партнёром «левая- правая», хлопок в ладоши, затем с партнёром «правая- левая» и всё повторяется сначала.

2.Ухо- нос. Правой рукой взять нос, левой рукой взять правое ухо.

Руки перекрёстно. По команде сменить руки.

3.Цыганочка. Дети медленно  идут по кругу высоко поднимая колено. На каждый шаг выполняют движение правого локтя к левому колену. левую руку к правой пятке сзади.

4.Дети стоят в кругу. Правой рукой поглаживаем себя по голове. Левой рукой массируем живот.

5.Честь имею! Здорово! По команде отдать честь правой рукой, а левой показать «Во!!!». Сделать хлопок и поменять руки.

Благодаря  систематической и разнообразной работе по коррекции психомоторного развития детей, у них развиваются моторная, сенсорная и психические функции, а  их развитие влияет на познавательные процессы, повышаются учебные возможности и работоспособность, благоприятно воздействующие на адаптацию детей в школе.

Использование элементов здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ становятся перспективным средством коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, помогающих  достижению успехов в преодолении речевых трудностей и общего оздоровления детей дошкольного возраста. Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение  ритмическими движениями имеют значение  для умственного развития детей. Здоровьесберегающие технологии способствуют развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологи в развитии певческих навыков детей старшего дошкольного возраста.

Методический материал в помощь музыкальным руководителям по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий «Будь здоров, Лунтик» для детей старшего дошкольного возраста

В конспекте детям предлагается отправиться в путешествие со сказочным персонажем, чтобы узнать секреты здоровья. По пути ребята выполняют различные задания: отгадывают загадки, делают дыхательную гимн...

«Использование здоровьесберегающих технологий в непосредственно образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста при подготовке к обучению грамоте».

Тема выступления на МО педагогов старших дошкольных групп ЯМР "Начальная школа посёлка Заволжье" ЯМР 08. 12. 2017г. Подготовила воспитатель первой квалификационной категории Яковлева Ирина Н...

Применение корригирующей гимнастики в развитии психомоторных функций детей старшего дошкольного возраста

Существует прямая зависимость между речевой патологией и развитием опорно-двигательного аппарата дошкольников. Также негативно на формирование правильной осанки влияет недостаточная двигательная актив...

Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в развитии музыкальных способностей детей старшего дощкольного возраста"

Развитие музыкальных способностей одна из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому, что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех осн...

"Здоровьесберегающие технологии в развитии певческих навыков детей старшего дошкольного возраста"

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются очень важной составляющей гармоничного развития дошкольника. В пении успешн...