: Развитие общей и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.
проект (младшая группа) на тему

Коновалова Елена Александровна

Реализация проекта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_obshchey_i_melkoy_motoriki.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Развитие общей и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию», основным приоритетом образования сегодня выступает личностно – ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.

Наблюдение за воспитанниками второй младшей группы показывает, что у 20%  детей не достаточно сформирована речь, у 50% - слабо развита мелкая моторика, 30% - общая моторика.

Восприятие мира ребенком идет через чувства и ощущения. Дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами.

Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори. Она говорила, что каждое движение ребенка – это еще одна складочка в коре больших полушарий.

Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно, предлагая ребенку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям. На примере простых упражнений на развитие общей моторики – движений рук, ног, туловища -  можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их.

Проблема: низкий уровень развития общей и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Реализация проекта должна была позволить:

Улучшить развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников до уровня соответствующего данному возрасту.

Улучшить и ускорить не только развитие общей, мелкой моторики, но и речевое развитие у детей младшего дошкольного возраста;

Улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас;

Вызвать интерес к познанию нового и интересного.

Срок реализации  проекта: октябрь 2016 – май 2017

Тип: практико – ориентированный, долгосрочный, открытый, групповой.

Цель: развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Задачи: развить фантазию, речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.

. обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениями.

. развивать творчество и креативность участников проекта.

. познакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и ее значении привлечь их к совместной деятельности.

Обоснование проекта.

У детей дошкольного возраста часто наблюдается низкий уровень общей и мелкой моторной ловкости, точности движений, выполняемых руками, низкий уровень самостоятельной речевой продукции, сопровождающей выполнение действий.

Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в овладении речи.Чтобы исправить речевое нарушение, нужно вести целенаправленную работу по развитию мелкой моторики. Моторные центры речи находятся рядом с моторными центрами пальцев рук, поэтому, стимулируя моторику, мы развиваем речь.

В младшем дошкольном возрасте наилучший эффект дают пальчиковые игры, так как они интересны детям, соответствуют возрасту, позволяют в короткий срок улучшить моторику рук.

Чем старше становится ребенок, тем больше значение мелких движений пальцев рук для формирования его психических процессов. Ученые установили, что уровень психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики.

Поэтому своевременное развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр способствует развитию речи и других психических процессов.

Участники проекта:

- дети;

- педагоги;

- родители.

Формы работы по проекту:

- занятия;

- игры;

- совместные мероприятия педагогов, детей и родителей;

- практикум для родителей;

- анкетирование родителей.

Этапы реализации:

Подготовительный этап: изучение научно – методической литературы по данной теме.

. Составление картотеки игр для развития мелкой моторики.

. Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.

Диагностический этап:

. Проведение диагностики по общей и мелкой моторики.

. Анкетирование родителей.

Реализация проекта( создание предметно-развивающей среды в группе, изготовление дидактических пособий, проведение занятий, подбор и оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей).

Данный этап содержит практические мероприятия по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста:

. Работа с детьми по всем образовательным областям:

*в процессе НОД (продуктивной деятельности);

*индивидуальной работе;

*на прогулке;

*утренней гимнастике;

*самообслуживание;

*использование нетрадиционных приемов.

. Совместная деятельность с родителями.

Основной:

Предполагаемая дата проведения мероприятия

Наименование мероприятия

Ответственный за выполнение

  1 – 2 недели октября

Октябрь

В течение всего срока обучения

1 неделя ноября

Ноябрь

В течение всего срока обучения

Май

Изучение литературы по теме

Составление картотеки игр для развития мелкой моторики

1.Проведение пальчиковых игр на занятиях и вне занятий.

2.Проведение развивающих занятий по определенной тематике.

3.Беседы и консультации с родителями.

4.Родительское собрание на тему: «Влияние мелкой моторики на психическое развитие детей младшего школьного возраста».

5.Выпуск памяток для родителей по данной тематике.

6.Практикум для родителей: «Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики, рук и пальцев»

Привлечение родителей к участию в реализации проекта

Выявление результатов деятельности по проекту (диагностическое  обследование детей)

Воспитатель

Воспитатель совместно с родителями

Воспитатель,

Музыкальный руководитель

Воспитатель

Старший воспитатель,

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Заключительный этап: 

Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать.

Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми.

Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приёмы методы работы по формированию тонких движений пальцев рук.

Выдающийся педагог Мария Монтессори утверждала, что найти способ учить ребенка делать работу перед тем, как он приступил уже к самой работе, т.е. подготовить движения при помощи повторных упражнений. Она также писала, что «ребенок, берясь за вещи, которые делает плохо, притупляет в себе чувствительность к собственным ошибкам, при этом надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое яркое и сильное».

Поэтому я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.

В дальнейшем планируем  продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

Ожидаемые результаты:

1. Через тактильный (телесный) контакт расположить к себе детей и тем самым облегчить процесс адаптации.

2. Совершенствование ловкости и точности движений, улучшение памяти, внимания, терпеливости.

3. Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Список используемых источников:

  1. Белая, А.Е., Мирясова, В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [ текст ]: пособие для родителей и педагогов/ А.Е.Белая, В.И.Мирясова.-М.: ООО Издательство АСТ, 2000.-48c.
  2. Крупенчук, О.И.Пальчиковые игры [ текст ]: учеб, пособие /О.И.Крупенчук..-СПб.: Издательский Дом Литера,2008.
  3. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики Е.Ю.Тимофеева, Е.И.Чернова

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи" (консультация для воспитателей общеразвивающих групп)

   Специалисты в области детской психологии и логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки....

Система коррекционной работы по развитию крупной и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Предлагаю Вашему вниманию систему коррекционной работы по развитию крупной и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Ведь, как известно, развитие крупной и мелк...

Конспект НОД во второй младшей группе «Путешествие в сказку» (организация игр по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста).

Конспект непосредственно-образовательной деятельности   во второй младшей группе Тема: «Путешествие в сказку» (организация игр по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольн...

«Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста для развития активной речи».

laquo;Развитие мелкой моторики    детей младшего дошкольного возраста для развития активной речи».Тактильно-двигательное восприятие лежит в основе чувственного познания. Именно с помо...

Конспект НОД по развитию речи и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста «Пошли пальчики гулять»

Конспект НОД по развитию речи и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста «Пошли пальчики гулять»...

Коррекция общей и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Картотека разработанна с учетом возрастных особенностей детей. Упражнения направлены на развитие координации речи с движениями....