Психолого-педагогическая коррекция общей и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
статья (старшая группа) на тему

Бирюлина Елена Борисовна

Теоретический материал о важности коррекции общей и мелкой моторики у детей, а также некоторый практический материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biryulina_statya.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая коррекция общей и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Бирюлина Елена Борисовна,

воспитатель МБДОУ ДС КВ №57

г.Челябинск

Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Психолого-педагогическая коррекция — это форма совместной профессиональной деятельности педагога, психолога и родителей, основанная на системе психологических воздействий с целью исправления нарушений психического развития ребенка с опорой на знание возрастной, социокультурной и индивидуальной норм развития. Коррекционная работа также направлена на создание условий для полноценного психического развития каждого ребенка в образовательном учреждении и семье.

У детей с общим недоразвитием речи отмечается недоразвитие общей и мелкой моторики, что указывает на необходимость уделять внимание развитию данных умений, причем работа должна проводиться регулярно.

Работа организуется поэтапно по следующим разделам:  коррекционно-логопедическая работа; общее моторное развитие; логопедическая ритмика; художественно-творческая деятельность; коррекция эмоционально-личностной сферы.

Из вышесказанного видно, что моторному развитию, его коррекции придается важное значение.

Развитие общей моторики, осуществляется на физкультурных занятиях, во время индивидуальной работы педагогов по развитию основных видов движений, а также во время подвижных игр. Также развитие общей моторики происходит во время систематической работы педагогов с детьми на музыкальных занятиях.

Физкультминутки, динамические паузы являются неотъемлемой частью занятий (по развитию речи, математике и пр.). Во время этих пауз, при сочетании речи и движений развивается общая моторика, координация движений, их произвольность.

В текстах физкультминуток используются игры разных народов, произведения устного народного творчества, присутствуют веселые, забавные, озорные образы, которые воздействуют на эмоции, вызывают положительные чувства, что в конечном итоге помогает более быстрому запоминанию движений, усвоению новых слов.

При проведении физкультминутки педагог, должен хорошо видеть каждого ребенка, чтобы оценить качество выполнения движений, ритм, плавность, согласованность движений с речью.

Г.Л. Волкова указывает, что коррекции нарушений речи способствуют занятия по логопедической ритмике. Логоритмика способствует развитию общей моторики, координации движений, их произвольности. На таких занятиях отрабатывается ритм, плавность, согласованность движений с речью.

Особенно важны данные о связи между развитием тонкой моторики кисти руки и уровнем развития речи у детей.

О. С. Бот указывает: «Учитывая благотворное влияние движений пальцев на развитие речи и других психических процессов в системе коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, необходимо шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук».

Уже в младшем возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

В раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо выполнять простые упражнения пальчиковой гимнастики, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д.

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Т.А. Рожкова в своем исследовании задачу развития двигательных умений и навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи решает в продуктивных видах деятельности. Автор указывает, что воспроизведение движений в воздухе, предварительные упражнения для развития мелкой моторики, обследование предметов на занятиях по лепке, рисованию, обучение детей графическим умениям,  не только развивают тонкую моторику рук, но и обеспечивают мотивационную базу для развития речи.

Направления коррекционно-развивающей работы решают такие задачи как: развитие функции планирования и контроля моторных актов; развитие динамической координации и соразмерности движений; развитие скорости и  одновременности движений.

Таким образом, психолого-педагогическая коррекция развития моторики у детей с ОНР организуется в разных направлениях: общая моторика через физкультурные, музыкальные, логоритмические занятия, физкультминутки; мелкая моторика через продуктивные виды деятельности (лепка, аппликация, рисование), массаж, через театрализованную деятельность (пальчиковый театр), а также через развитие навыков самообслуживания (шнуровка, застегивание пуговиц). Успешное преодоление речевого дефекта возможно только при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего медико-психолого-педагогического коллектива. Предлагаем Вам подборку игр и упражнений (физкультминуток и пальчиковых игр, пальчиковой гимнастики) для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по некоторым лексическим темам.

ТЕМА: «Урожай. Фрукты. Сад»

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

«Садовник»

Мы вчера в саду гуляли,   (идут по кругу, взявшись за руки)

Мы смородину сажали.    (изображают выкапывание ямы, и сажают куст)

Яблоню белили мы             (движения правой рукой вверх-вниз)       

Известью, белилами.      

Починили мы забор,            (имитируют удары молотком)

Завели мы разговор:             (стоят лицом вкруг, в центр выходит

-Ты скажи, садовник наш,                 один ребенок)

Что ты нам в награду дашь?   (загибают по одному пальцу)

- Дам в награду слив лиловых,

Груш медовых,

Самых крупных, спелых яблок,

Вишен целый килограмм.

Вот что вам в награду дам!

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА (ГИМНАСТИКА)

«Апельсин»

Мы делили апельсин.    (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)

Много нас,                          (показывают десять пальцев)

А он один.                          ( Показывают 1 палец)

Эта долька – для ежа,       (загибают пальцы от большого до мизинца)

Эта долька -  для стрижа.

Эта долька -  для утят.

Эта долька -  для котят.

 Эта долька  - для бобра.

А для волка – кожура.      (бросательное движение правой рукой)

ТЕМА:  «Кто как готовится к зиме. Дикие животные наших лесов»

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

«Олень и зайчик»

А у оленя дом большой,          Руки с растопыренными пальцами скрещиваем над головой, затем пальцы смыкаются и соединяются над головой кончиками – дом.

Он сидит, глядит в окно.        Прямые ладони: одна как козырек, другая под подбородком , покачиваем головой в стороны.  

Зайчик по лесу бежит,           Ладошками  показываем ушки, прижимаем руки как лапки, бежим на месте.

В дверь к нему стучит:           Стучим по столу, либо по воображаемой двери,

-Тук, тук, дверь открой,      раскрываем руки, как будто распахиваем две створки.     

Там в лесу охотник злой!        Делаем кулак, большим пальцем показываем за спину, затем указательные пальцы обеих рук выпрямили, остальные в кулаке и показываем «ружье» и нахмуренные брови охотника.

- Зайчик, зайчик, забегай!         Ладонями показываем «ушки зайчика», потом маним к себе одной (двумя) руками.

Лапку подавай!                         Одна рука ладонью вверх, другая хлопает по ней ладонью вниз.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА (ГИМНАСТИКА)

 «Есть у каждого свой дом»

При названии животного загибаем палец правой руки. Затем повторяем для левой руки.

У лисы в лесу глухом                  

Есть нора – уютный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами ёж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

ТЕМА:  «Наши защитники»

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

«Стойкий оловянный солдатик»

На одной ноге постой-ка,      Выполняются движения, следуя тексту.
Будто ты солдатик стойкий. 
Ногу левую — к груди, 
Да смотри — не упади. 
А теперь постой на левой, 
Если ты солдатик смелый.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА (ГИМНАСТИКА)

«Бойцы-молодцы»

 Пальцы эти - все бойцы,

 Растопырить пальцы на обеих руках.

 Удалые молодцы.

Сжать пальцы в кулак.

 

Положить обе руки на стол ладонями

вниз.

По мере чтения стихотворения над

столом приподнимать

 соответствующие пальцы на

обеих руках одновременно, а осталь-

ные пальцы крепко прижимать к

столу.

 Два - больших и крепких малых

 Приподнять два больших пальца.

 И солдат в боях бывалых.

 

 Два - гвардейца-храбреца,

 Приподнять указательные пальцы.

 Два - сметливых молодца.

 Приподнять средние пальцы.

 Два - героя безымянных,

 Приподнять безымянные пальцы.

 Но в работе очень рьяных!

 

 Два мизинца - коротышки -

 Приподнять мизинцы.

 Очень славные мальчишки!

Хлопнуть ладонями по столу.

Рекомендации к проведению физкультминуток

для развития качеств общей моторики

  1. На начальном этапе нужно научить детей выполнять отдельные движения, задерживаться в разных положениях. Это не только позволит подготовить детей к правильному выполнению упражнений, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
  2. Все упражнения должны выполняться вместе с детьми, при этом нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.
  3. Нужно обязательно стимулировать повторение детьми стихотворных строчек.
  4. Тексты физкульминуток нужно произносить выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.
  5. При выполнении детьми упражнений необходимо обязательно обращать внимание на правильное положение рук, ног и т.д., а также на качество и координированность движений, умение удержать предмет, умение удерживать позу.
  6. Все указания нужно давать спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости детям оказывается помощь.
  7. Необходимо обращать внимание детей на ошибки, а успехи детей по их исправлению поощрять.

Рекомендации к проведению пальчиковых игр

  1. Пальчиковую гимнастику необходимо проводить ежедневно в течение 3-5 минут в начале занятия, либо в середине.
  2. Начинать  упражнения необходимо с поглаживания ладоней, разминки пальцев рук: сжимание в кулак и разжимание пальцев. Для этого упражнения возможно использование резиновых игрушек.
  3. Сначала все упражнения выполняются в медленном темпе.
  4. Все упражнения должны выполняться вместе с детьми, при этом нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.
  5. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, пальцев и точностью переключений с одного движения на другое.
  6. Нужно обязательно стимулировать повторение детьми стихотворных строчек, но помнить, что объем внимания детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
  7. Тексты пальчиковых игр  нужно произносить выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.
  8. Все указания нужно давать спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости детям оказывается помощь.
  9. Необходимо обращать внимание детей на ошибки, а успехи детей по их исправлению поощрять.

Используемая литература:

  1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. [Текст] – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002
  2. Психолого-педагогическая коррекция: теоретико-методологический аспект: учеб. пособие для студ. психол. спец. [Текст] / Е. М. Скотарева. — Саратов : Изд. центр «Наука», 2007
  3. Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. Сборник упражнений. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей  — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001
  4. Черенкова Е. Ф. Оригинальные пальчиковые игры. [Текст] – М.: РИППОЛ классик: ДОМ. XXI век, 2010. – 186с. – (Учимся играючи. Азбука развития)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев.Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно ра...

Программа психолого - педагогического сопровождения по теме: «Снижение уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи посредством песочной терапии»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» муниципального образования г. Обь Новосибирской области...

Планирование кружковой работы во второй младшей группе. «Развитие общей и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Цель работы кружка: - создание условий для развития общей и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.Задачи:Развивать общую моторику через координацию движений, овладение двигательными...