Главные вкладки

    Статья по теме: « Квиллинг- нетрадиционный метод развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».
    статья по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

    Кузьмина Е.М.

    ручной труд с детьми имеющими ОНР

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tekst_stati.docx16.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 73 г. Ангарска

    Статья по теме: « Квиллинг- нетрадиционный метод развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».

    Составила: Кузьмина Елена Михайловна

    воспитатель логопедической группы

    1 кв. категории

    С каждым годом возрастает число детей, имеющих недоразвитие речи. Это обусловлено рядом объективных причин медицинского и социального характера. Контингент логопедических групп составляют дети с общим недоразвитием речи 2 и 3 уровня. При таких нарушениях наблюдается отклонение в формировании всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики, относящихся к её звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Кроме того, у детей отмечается и слабое развитие мелкой моторики пальцев рук, которая характеризуется двигательной неловкостью, малым объёмом движений, недостаточным темпом и переключаемостью.

    В настоящее время многие исследователи, педагоги говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребёнка. Именно поэтому во время тренировки пальцев непроизвольно развиваются органы артикуляции, речь ребёнка становится отчётливой, исчезает смазанность, нечёткость произношения. Слаженная и умелая работа пальчиков помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм. В лаборатории высшей нервной деятельности ребёнка в электрофизиологическом исследовании, проведённом Т.П.Хризман и М.И.Звонарёвой, было обнаружено, что когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Сгибание и разгибание пальцев левой руки ведёт к активизации правого полушария и наоборот. Таким образом, данные исследований говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Поэтому кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную часть руки считать ещё одной речевой областью мозга. Данные исследования подтверждают необходимость развивать мелкую и крупную моторику у детей, имеющих речевые нарушения различными способами и приёмами. Как показывает опыт, обучение детей ручному труду (работа с тканью, нитками, бумагой, картоном, пластилином и т.д.) обеспечивает хорошую тренировку пальцев, а различные техники, особенно рисование штрихом или графические росчерки, способствуют развитию графомоторных навыков. Конструирование и моделирование из бумаги позволяет взглянуть детям с иной точки зрения на простой лист бумаги, увидеть в нём выразительные возможности для реализации своих замыслов. А это является немаловажным для становления его как личности. Выбор техники бумагокручения- квиллинг, не случаен. На мой взгляд, именно работая с тонкими полосками идёт активное развитие мелкой моторики рук ребёнка. А следствием развития мелкой моторики- общее его развитие, начиная от развития речи и заканчивая творческими способностями.

    Цель: Способствовать коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР посредством овладения особой техникой работы с бумагой в технике квиллинг.

    Задачи: Овладение приёмами работы с бумагой в технике квиллинг. Развитие внимания, памяти, логического и пространственного воображения. Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии. Развитие способности работать руками, приучать к точным движениям пальцев. Совершенствование мелкой моторики рук.

    Знакомить детей с квиллингом лучше со старшего дошкольного возраста. Чтобы знакомство и освоение техники квиллинг проходило интересно и эффективно необходимо соблюдать два принципа: поэтапность и систематичность. Первый этап- это знакомство детей со свойствами бумаги и инструментами для работы. Второй этап- знакомство и освоение основных форм квиллинга. Третий этап- это составление из готовых форм композиций по образцу. В дальнейшем- дети сами фантазируют на заданную и свободную тему. Методы, которые использовались мной, были выбраны, исходя из цели и задач, поставленных раннее. Учитывались индивидуальные и возрастные особенности воспитанников, уровень сформированности коллектива.

    - Словесные методы: объяснение, беседа, разъяснение, устная инструкция, художественное слово, речевые игры.

    - Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, показ с проговариванием  действий, работа со схемами, базовыми формами, использование ИКТ.

    - Практические: упражнения, метод познавательных (дидактических) игр, стимуляционные игры, создание проблемных ситуаций.

    - Игровые методы.

    Таким образом, согласованный подход к работе по развитию кисти руки у дошкольников, выработка единых педагогических установок по отношению к детям с нарушением тонкой моторики позволяет полнее использовать резервы коррекционно- педагогического воздействия, повысить эффективность работы педагогов и качество образовательного процесса.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психолого-педагогическая коррекция общей и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Теоретический материал о важности коррекции общей и мелкой моторики у детей, а также некоторый практический материал....

    Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев.Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно ра...

    Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

    Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста....

    Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте. Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    В настоящее время возрастает потребность общества в самостоятельной творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сло...

    Статья: Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Практика показывает, что научение письму остается одним из сложных и трудных этапов для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Ключевым понятием в методике обучения первоначальному ...