Главные вкладки

    Техника «квиллинг» как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста
    статья по аппликации, лепке (подготовительная группа)

    Котенкова Наталья  Леонидовна

    В статье написано  как с помощью техники "Квиллинг" можно развивать мелкую моторику руки. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kotenkova_romanova.docx383.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Техника «квиллинг» как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста

    М.А. Романова, Н.Л. Котенкова,

    воспитатели МАДОУ № 203

    Кемеровская область, город Кемерово

    В.А. Сухомлинский писал -  «истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

    Вся жизнь ребенка требует использования точных, координационных движений кистей и пальцев. Мелкая моторика рук взаимодействует с высшими свойствами сознания: внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет развить речевую деятельность, согласовать работу глаз и рук, сформировать движения пальцев и подготовить детей к школе [3].

    Изучением мелкой моторики как разновидности движений, регулируемых психикой, занимались такие ученые, как Н.А. Берштейн, В.М. Бехтерев, Л.С. Выгостский, А.Р. Лурия, Н.А. Козленко, М.О. Гуревич, А.А. Леонтьев, М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова - Фомина, С.Г. Шевченко, М. Монтессори, М.М. Безруких, М.Н. Звонарева и др.

    В настоящее время у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Следствие слабого развития моторики это общая или частичная неготовность большинства современных детей к письму и проблемы с речевым развитием.

    Ручной труд является одним из видов трудовой деятельности дошкольников, способствует развитию сенсомоторики. Он способствует развитию фантазии, творческих способностей, воспитанию выдержки, настойчивости, умение доводить начатое до конца.

    Мы поддерживаем идею В.П. Кащенко, который писал, что ручной труд «должен занять доминирующее место среди остальных предметов - он является базисом все наших воспитательных и образовательных воздействий на ребенка». Так как большинство педагогов и воспитателей так или иначе ставили на первое место и признавали большое педагогическое значение занятий ручным трудом для развития детей. Одним из видов ручного труда является техника «квиллинг».

    «Квиллинг» (бумагокручение) - это искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Для достижения достойного результата необходимо проявить терпение, усидчивость, ловкость, аккуратность и, конечно же наработать навык скручивания [1].

    «Квиллинг» так же называют «бумагокручением» или бумажная филигрань. Из скрученных полосок можно составить плоскостные или объёмные композиции, напоминающие тонкую кружевную паутинку. За несколько минут можно получить двух - и трёхмерные  формы квадрата, овала, звезды, конуса, полусферы. Затем эти объёмные формы, иногда называемые модулями, соединяясь и перетекая один в другой, создают каскад фигур, листьев, цветов, подчиняясь нескончаемой фантазии мастера-художника. Примечательно и то, что «квиллингом» с удовольствием занимаются и мальчики, и девочки. «Квиллинг» - это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики, но и колоссальные возможности реализовать свои возможности.

    В результате изучения литературы было выявлено, что программ по ознакомлению с техникой «квиллинг» в дополнительном образовании недостаточно, но существует программа С.Н. Плотниковой «Искусство квиллинга». Светлана Николаевна считает возможным «при некоторой корректировке методик и содержания деятельности» использовать данную программу в качестве основополагающей.

    При проведении организованной образовательной деятельности, связанной с изобразительной деятельностью, аппликацией, конструированием из бумаги с детьми старшего дошкольного возраста, мы обратили внимание на то, что у детей часто возникают трудности с использованием ножниц, складыванием бумаги, умением держать мелкие детали.

    Ознакомившись с педагогическими технологиями и методиками развития мелкой моторики дошкольников, пришли к выводу, что наиболее эффективной в работе с детьми старшего возраста будет использование технологии «квиллинг». Так как, именно в процессе работы с тонкими полосками бумаги, закручивая их на инструменты, или без использования инструмента - своими руками, у ребенка активно развивается мелкая моторика рук, развиваются конструкторские навыки, творческое мышление, художественное воображение, аккуратность, точность, усидчивость.

    В результате освоения нетрадиционной техники «квиллинг» рука наших воспитанников приобретает уверенность, гибкость, точность, развивается глазомер, чувство пропорциональности (в соотнесении элементов композиции) и дизайнерское видение: умение видеть и распределить элементы узора или сюжета, подобрать цвета и придумать композиционное решение изображения.

    У детей формируются первоначальные навыки поисковой деятельности, а также умение работать осознанно и целенаправленно.

    Всего существует 20 базовых элементов для «квиллинга, но принцип остаётся тем же: сворачиваем, прищипываем - используя свою фантазию, дети всегда сами могут придумать новые элементы «квиллинга». Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах, где продаются товары для открыток и т. д.

    При работе в технике «квиллинг» мы используем следующие материалы: длинные и узкие полоски цветной двухсторонней бумаги, клей, ножницы, зубочистки для накручивания роллов, пинцет и линейку шаблон для «квиллинга».

    Вся работа у нас происходит поэтапно, в свободное от занятий время:

    На первом этапе мы с детьми выбирали тему нашей работы, подбирали цветовую гамму, как основы, так и формы. Причем в обсуждении принимали участие не только девочки, но и мальчики.

    На втором этапе мы изготавливали формы для нашей работы, сначала нарезали бумагу, толщиной 3-7 мл, а затем уже скручивали формы. В самом начале работы, мы старались брать основные формы: тугой ролл, свободный ролл,  полукруг.

    Третий этап, и самый интересный по словам детей, когда мы собирали нашу работу в единое целое. Участие принимали даже те дети, которые не участвовали на первых двух этапах. На этом этапе мы  собирали формы в единое целое.

    На четвертом этапе мы обсуждали нашу композицию. Высказывались дети, также просили родителей принять участие в обсуждении наших работ.

    C:\Users\St9W\Downloads\IMG_20191108_094300.jpg      C:\Users\St9W\Downloads\IMG_20191120_103757.jpg

    Вся работа на протяжении всех этапов проходила на положительной эмоциональной волне. Дети с нетерпением ждали следующего дня, когда мы продолжим работать. Хотя работа очень кропотливая и требует усидчивости. Работа в данной технике объединяет детей, учит работать в коллективе, что так же как и развитие моторики, очень важно для ребенка, который идет в школу, учит аккуратности, развивает внимание.

    https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/27625/98a85a39-a440-4e8c-a46d-44f9f60ef5b0/s1200?webp=false        C:\Users\St9W\Downloads\IMG_20191125_160006.jpg

    Сколько интересных идей для применения этой техники можно найти. Это и изготовление открыток к праздникам, и оформление стенгазет с элементами квиллинга, и создание композиций, поделок и многое другое. Создавая свой мир из бумаги, ребенок становится созидателем нового, необычного, раскрывает свою душу, делится сокровенным.

    Литература:

    1. Зайцева, А.А. Искусство квилинга: магия бумажных лент [Текст]/ методическое пособие/ А.А. Зайцева // Эксмо. - 2009. – С. 32.
    2. Букина, С. Квиллинг: шаг вперед [Текст] / методическое пособие / С. Букина / Феникс. -  2011- С. 44.
    3. Афонькин, С. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. [Текст] / С.Афонькин // Дошкольное воспитание - 1992. - № 3-4. - С. 46.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект «Рисование пластилином как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»

    Дошкольное воспитание ставит перед педагогами задачу всестороннего развития личности ребенка и его подготовку к обучению в школе. Но, в отличие от обычно развивающихся дошкольников, дети с ограниченны...

    "Использование техник тестопластики как средства развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

    Лепка развивает и совершенствует природное чувство осязание обоих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы. Благодаря этому дети быстрее усваивают способы изображения и перех...

    Опыт работы " Использование техник тестопластики как средства развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста ."

    Лепка из солёного теста имеет важное значение для развития мелкой моторики кистей обоих рук ,зрительно-моторной координации, психических познавательных процессов ,формирования умений и навыков работы ...

    Нетрадиционные техники рисования, как средства развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста

    Мелкая моторика является основой ручной умелости. Она представляет собой способность действовать пальцами рук и выполнять необходимую работу. Развитие руки ребенка выступает одним из показателей и усл...

    Нетрадиционная техника рисования, как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

    ull;Мелкая моторика является основой ручной умелости. Она представляет собой способность действовать пальцами рук и выполнять необходимую работу. Развитие руки ребенка выступает одним из показателей...