УТРЕННИЙ КРУГ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка (средняя группа) на тему

Кусова Ирина Николаевна

Содержание образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования направлено на достижение целей овладения детьми дошкольного возраста конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.


Я в своей работе уже на протяжении использую в режиме дня Утренний круг, который задаёт тон для благоприятного и дружеского общения и устанавливает атмосферу доверия, основанную на демократических принципах на весь день.

 

 

Утренний круг, это строится на позиции интегративного подхода, создаёт условия для социального, эмоционального и интеллектуального, физического развития каждого ребенка.

Чувство принадлежности и навыки внимательного, уважительного слушания, высказывания своих мыслей и кооперативного взаимодействия, которые развиваются во время Утреннего круга – это основа для социальных взаимодействий в группе в течение всего дня и года.
Участники (дети, воспитатель) собираются в начале дня . Время сбора и место проведения постоянные. У меня есть сигнал, приглашающий на Утренний круг, это мигание светом.
Утренний сбор длится от 5 до 10 минут.

Утренний круг это ежедневный ритуал нашей группы, который начинается с приветствия, далее плавно переходит в игры, планирование своей деятельности и в заключении организовывает детей на занятие.
ПЕРВОЕ это

Приветствие

Дети подходят к стенду «Здравствуй Я пришел»

Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников, они хотят чувствовать себя частью группы. Приветствие адресовано каждому, кто находится в круге. Прежде чем начать приветствие, я прошу детей найти свою фотографию и вставить ее в кармашек стенда.

Далее мы встаем вкруг и приветствуем друг друга.

Встанем рядышком по кругу

Скажем здравствуйте друг другу

Я поварачиваюсь к ребенку стоящему слева или справа и приветствую его

Доброе утро, Сережа! Я рада, что ты сегодня с нами». Когда пример показан, Сережа, повернувшись к своему соседу, приветствует его таким же образом. Дети продолжают приветствовать друг друга по кругу, пока приветствие не вернется ко мне.

Всем привет и добрый день

Нам здороваться не лень

Если каждый улыбнется

Утро доброе начнется.

Мы улыбаемся друг другу

Какое у Вас настроение?

Дети вставляют рядом с фото карточки, изображающие эмоции.(как правило это всегда радостное настроение)

В итоге получается картина, позволяющая детям видеть всех и каждого члена коллектива и себя лично. Радоваться приходу товарица и огорчаться отсутствию кого-то.

 

Следующий момент нашего Утреннего круга — это

Дыхательная и пальчиковая гимнастика

Цель: формирование дыхательного аппарата и развитие плавного и длительного выдоха, важный шаг в развитие речи детей.

Элементов на установке для дыхания, а также пальчиковая гимнастика, всегда соответствует лексической теме, которая в данный момент изучается.

 

Третий этап — это стенд

«Календарь наших дел»

Оснащенный карточками символами , включающие в себя закрепление времен года, месяцев года, дней недели и действий, которые уже произвели дети и будут производить в течение дня.

Цель работы у этого стенда

Развитие временных и коммуникационных представлений детей дошкольного возраста, ориентировка в пространстве.

Очень помогает в работе с детьми с ОВЗ.

Это альтернативная система коммуникации, т.е форма речи, помимо языка, которая облегчает социальную коммуникацию ребенка.

Что касается временных представлений:

На выбор предлагаю детям по 3 карточки с изображением символов времен года, дней недели, месяцев., дети выбирают карточки с изображением текущего времени года, месяца и дня недели. Размещают из в верхней части календаря.

Далее выбор карточек , обозначающих действия, которые уже совершили и предстоит совершить.

Пришли в д.сад, будет делать зарядку.

Четвертый этап -это

Логоритмика

Решаю комплекс задач

Оздоровительные — укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, координация движений, осанка, походка, ловкость, сила и выносливостью

Образовательные- активизация словаря, формирование двигательных навыков и умений, умение двигаться под музыку в заданном темпе.

Воспитательные -воспитывать воображение, умение перевоплощаться, чувство коллективизма и умение действовать по правилам.

Коррекционные задачи.

 

Пятый этап

Возвращаемся к Календарю наших дел и выбираем карточку.

Это карточка изображающая занятие

Этот ритуал УТРЕННИЙ КРУГ позволяет спокойно и организованно переключиться на непосредственно образовательную деятельность.

 

Утренний Круг , по моему глубокому убеждению, технология, которую можно (и нужно) ввести в жизнь каждой программы, ориентированной на ребенка, на педагогику развития
К образовательным результатам Утреннего круга можно отнести способность ребенка:
- контролировать свое поведение,
- высказывать свое отношение,
- комментировать свои действия,
- выполнять простые правила, следовать простому алгоритму при общении в группе,
- задавать вопросы и отвечать на вопросы в пределах своей осведомленности и опыта,
- присваивать полученную в простой форме информацию (слушать, наблюдать,
- совершать на элементарном уровне действия по обработке информации: сравнивать, обобщать, выделять признаки, замечать изменения,
- высказываться в связи с высказываниями других,
- устанавливать контакты,
- поддерживать разговор,
- использовать элементарные нормы общения.
- сотрудничать со взрослыми и с детьми .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренний круг как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста

Утренний круг как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Н...

Утренний круг как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста

Утренний круг как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста. Из опыта работы....

УТРЕННИЙ КРУГ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Есть много способов приветствия. Оно может быть вербальным и невербальным. Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Устанавливается дружеская атмосфера. Большое значение имеет ...

«Утренний круг как форма развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста»

ВА данной статье я хочу рассказать об утреннем круге-как форме развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста и элементе позитивной социализации дошкольников.В нашей группе проведение утр...