«Утренний круг как форма развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста»
статья (старшая, подготовительная группа)

Федосова Лилия Витальевна

ВА данной статье я хочу рассказать об утреннем круге-как форме развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста и элементе позитивной социализации дошкольников.

В нашей группе проведение утреннего круга, так же и черенего-это традиция, без которой мы уже не можем представить наш день.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл utrenniy_krug.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

Утренний круг – это режимный момент, являющийся формой организации образовательного процесса при совместной деятельности взрослых и детей, который проводится сразу после завтрака.

Большинство дошкольников (особенно младшего возраста)болезненно переживают приход в детский сад: их рано разбудили, оторвали от дома и любимых игрушек, то есть малыш обижен на всех. Таким образом, основная цель проведения утреннего круга – «создать тон» всему дню, то есть создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребенка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.

Утренний круг способствует успешной социализации детей:

-Эмоциональное благополучие ребенка – это прежде всего комфорт в душе ребенка. Создание атмосферы, комфортной для каждого ребенка, способствующей развитию его индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха.

-Положительное отношение ребенка к окружающим людям, воспитание уважения и терпимости.

-Развитие коммуникативной компетентности ребенка – способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми, сотрудничать, слушать и слышать, распознавать эмоциональные переживания и состояния других людей, выражать собственные эмоции.

-Развитие социальных навыков детей. Социальные навыки помогают установить доброжелательные отношения, чувствовать себя комфортно в любой обстановке, готовность общаться с другими людьми, способность адаптироваться.

-Обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребёнку возможность для саморазвития.

Функции утреннего круга:

-развивает толерантное отношение к людям;

-формирует первичные представления о понятиях нормы и правилах поведения в обществе;

-позволяет детям почувствовать свою значимость, уверенность в том, что их принимают в кругу сверстников такими, какие они есть.

Задачи утреннего круга:

Утренний круг решает целый ряд образовательных задач:

Создаёт условия для общения детей и взрослых:

• Познавательного характера, если речь идёт об обсуждении новой информации, которую малыши получили с момента предыдущей встречи.

• Делового толка, если говорить о решении организационных вопросов, например, распределении обязанностей при подготовке костюмов к утреннику.

• Межличностного характера, определяющего взаимодействие детей между собой, а также с педагогом.

• Развивает коммуникативные навыки и способность планировать собственную деятельность. Иными словами, ребята учатся правильно строить разговор (к примеру, давать возможность высказаться товарищу, привыкают к режиму дня (например, переодевание по приходу в сад, расставание с родителем, игры, подготовка к завтраку и т. д.).

• Нарабатывает у детей опыт понимать эмоциональное состояние других людей, то есть развивает эмпатию. Например, видя, что товарищ расстроен, ребенок ищет способ его отвлечь, дав любимую игрушку или пригласив вместе поиграть с кубиками.

• Работает над развитием навыков культурного общения. Малыши, придя в группу, получают комплименты относительно новой одежды, заколки, причёски и т. п.Постепенно дети приучаются так же вести себя со взрослыми: воспитателем, младшим воспитателем.

• Обучает аргументированному построению высказываний, отстаиванию своей точки зрения. Например, если обсуждается поступок героев прочитанной накануне сказки или увиденного мультфильма.

• Развивает толерантное отношение к людям.

• Формирует первичные представления о понятиях нормы и правилах поведения в обществе.

• Позволяет детям почувствовать свою значимость, уверенность в том, что их принимают в кругу сверстников таким, какие они есть.

Этапы группового сбора и приёмы их проведения.

Однообразие порождает апатию, что совершенно неприемлемо по отношению к детям, тем более дошкольникам. Поэтому педагогу необходимо постоянно пополнять свою методическую копилку новыми и содержательными приёмами проведения утреннего сбора. Некоторые из них малышам нравятся больше, другие — меньше. Так появляются традиции утреннего круга. Но чтобы подобрать действенные методические приёмы проведения утреннего сбора, нужно представлять, из каких этапов он состоит.

1. Приветствие (1–3 минуты).

2. Игра (2–5 минут).

3. Обмен новостями (2–10 минут).

4. Составление плана дня (5–12 минут).

I. Этап «Приветствие»

Существует много способов приветствия, которое может быть вербальным и невербальным. Дружеская атмосфера устанавливается тогда, когда спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты. Есть много веселых, занимательных, уважительных приветствий, которые могут звучать на разных языках, используется пантомима, игровые моменты, песни, считалки, речевки, формы приветствий разных народов. Приветствия также могут содержать эпитеты, комплименты. Дети могут выбирать или предлагать новые способы приветствия. Используются различные предметы (любимая игрушка, мяч, флажок, волшебная палочка, микрофон, которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие).

Также стихотворные, песенные приветствия; здороваемся ладошками, плечиками, дарим разнообразные пожелания, комплименты, в общем, игры которые создают эмоционально – положительный настрой на весь день.

Альтернативной формой могут быть пожелания (например, ребята не просто здороваются, но и желают, каким должен быть день у собравшихся, комплименты (после приветствия малыш говорит 2–3 комплимента товарищам).

В нашей группе проведение утреннего круга- это традиция. Дети настолько привыкли к этому, что сами собираются на ковре после зарядки и начинают беседу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УТРЕННИЙ КРУГ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Есть много способов приветствия. Оно может быть вербальным и невербальным. Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Устанавливается дружеская атмосфера. Большое значение имеет ...

УТРЕННИЙ КРУГ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

УТРЕННИЙ КРУГ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

УТРЕННИЙ КРУГ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Есть много способов приветствия. Оно может быть вербальным и невербальным. Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Устанавливается дружеская атмосфера. Большое значение имеет ...

УТРЕННИЙ КРУГ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Есть много способов приветствия. Оно может быть вербальным и невербальным. Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Устанавливается дружеская атмосфера. Большое значение имеет ...