Утренний круг как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста
консультация (старшая группа) на тему

Романько Елена Николаевна

Утренний круг как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста

 

Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из задач, стоящих перед педагогами – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Содержание образовательной области «Коммуникация» федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования направлено на достижение целей овладения детьми дошкольного возраста конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Коммуникативная деятельность включает в себя:

·         Желание вступать в контакт;

·         Умение организовать общение;

·         Знание ном и правил при общении;

Нередко задачи коммуникативного развития подменяются задачами развития речи, а точнее, обогащения ее языковыми средствами (пополнение словарного запаса, формирование словообразовательных навыков и т.д.). Несомненно это важно, но в педагогике развития первично развитие коммуникативной деятельности каждого ребенка, а речь – это связь развития.

Как вариант, использовать в режиме дня утренний сбор («Утренний круг»), который задает тон для благоприятного и дружеского общения и устанавливает атмосферу доверия, основанную на демократических принципах на весь день.

Утренний сбор строится на позиции интегративного подхода, создаю условия для социального, эмоционального и интеллектуального развития каждого члена сообщества группы. Чувство принадлежности и опыт внимательного, уважительного слушания, своих мыслей и кооперативного взаимодействия которые развиваются во время утреннего сбора – это основа для социальных взаимодействий в группе в течение всего дня и года.

Приглашает на утренний сбор, например, колокольчик. Дети усаживаются в круг лицом друг к другу. Это очень хорошая позиция для общения, потому что все находятся в равном положении и видят глаза друг друга. Порядок расположения в кругу меняется. Например, сегодня рассаживаются по росту, завтра – по датам рождения или по очереди: мальчик – девочка, послезавтра по предпочтениям и т. д.

Утренний сбор длится от 15 до 30 минут, в зависимости от возраста детей.

Приветствие – один из компонентов Утреннего сбора. Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников, они хотят чувствовать себя частью группы. Приветствие адресовано каждому, кто находится в круге. Прежде чем начать приветствие, педагог его моделирует, то есть показывает как это делается.

Поворачиваясь к ребенку, сидящему слева и справа, и приветствует его (ее): «Доброе утро Сережа! Я рада, что ты сегодня с нами». Когда пример показан, Сережа, повернувшись к своему соседу, приветствует его таким же образом. Дети продолжают приветствовать друг друга по кругу, пока приветствие не вернется к воспитателю. Есть много способов приветствия. Оно может быть вербальным и невербальным. Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Устанавливается дружеская атмосфера. Большое значение имеет поза, спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты.

Постепенно дети усваивают множество веселых, занимательных, уважительных приветствий. Они могут звучать на разных языках, использую пантомима, игровые моменты, песни, считалки, формы приветствий разных народов, подчас непривычных для нашего менталитета. Приветствия могут содержать эпитеты, комплименты. Дети могут выбирать или предлагать новые способы приветствия. Возможно использование различных предметов, которые предлагаются по кругу тому, кому адресуется приветствие. Это может быть любимая игрушка, мяч, флажок или другой значимый для детей предмет.

Приветствие способствует принятию детьми норм поведения в обществе, взаимопониманию и взаимному уважению в обществе. Они видят, что поведение предопределяет отношение друг к другу, и что они ответственны за свое поведение и поведение других членов группы.

Примеры приветствий:

·         Дети приветствуют друг друга по очереди и отвечают на приветствия: «Доброе утро, Катя!», «Доброе утро, Сережа!»;

·         Создают общую «паутину» - все бросают клубок со словами приветствия любому, сидящему в кругу. Все держатся за нитку, так создается общая сеть;

·         Паровоз имен. Ребенок подходит к другому ребенку и здоровается с ним: «Доброе утро, Люда! Хочешь со мной играть? Вставай, будешь паровозиком».

Присоединившийся к игре ребенок встает первым, и все повторяют его имя «Люда, Люда, Люда…» Люда в свою очередь приветствует следующего ребенка и т.д.;

·         Приветствие – комплимент и т. д.

Еще один момент утреннего сбора – обмен информацией (идеями, новостями) – это самый серьезный и важный аспект Утреннего сбора. Вовремя Обмена информацией дети учатся выражать свои собственные идеи, мысли, чувства, важные для них.

Моя задача помогает определить уровень ответственности тех, кто делится и тех, кто слушает. Например, задачи того, кто делится информацией:

·         Говорить громко и понятно;

·         Представлять новости кратко и четко;

·         Предлагать задавать вопросы не только своим друзьям, но и другим детям из группы;

·         Отвечать на вопросы вежливо и уважительно.

Педагог старается помочь детям организовать их мысли и идеи.

Техника обмена новостями, идеями требует от воспитателя гибкости и спонтанности, внимания и чуткости к новостям, которыми делятся дети.

К образовательным результатам Утреннего сбора можно отнести способность ребенка:

·         Контролировать свое поведение;

·         Высказывать свое отношение;

·         Комментировать свои действия;

·         Выполнять простые правила, следовать простому алгоритму при общении в группе;

·         Задавать вопросы и отвечать на вопросы в пределах своей осведомленности и опыта;

·         Присваивать полученную в простой форме информацию;

·         Совершать на элементарном уровне действия по обработке информации: сравнивать, обобщать, выделять признаки, замечать изменения;

·         Делать спонтанные и подготовленные высказывания в пределах определенной заранее темы;

·         Высказываться в связи с высказываниями других;

·         Устанавливать контакты;

·         Поддерживать разговор;

·         Использовать элементарные нормы общения;

·         Сотрудничать (со взрослыми и детьми разного возраста) в предложенных формах.

 

Выбор ведущего

·        Именинник;

·        Ребёнок, пришедший первым в группу;

·        Считалка (декламирует и считает ребёнок);

·        «Выигрышный билет» - кто лучше сделает что-либо.

·        Ребёнок - дежурный

 

Приглашает на утренний сбор

 

·        Звуковые сигналы: колокольчик, маракас, металлофонили изготовленный совместно с детьми  шумовой инструмент.

Микрофон для исполнения:  любимой песни группы (1-2 ребенка начинают петь, другие подхватывают, таким образом  постепенно собираются все дети)

·        ), стихотворения (сочинённые совместно с детьми для этих целей), объявления, мелодия, речёвка и.т.д.

·        Мигание светом фонарика;

·        Подвижная игра "Паровозик" или "Поезд", колонна машин и т. д.

Дети или воспитатель изображают поезд, собирают детей по группе и "привозят" на место группового сбора.

 

Порядок расположения в кругу

·        По росту;

·        По дате рождения;

·        Чередование девочка, мальчик;

·        По спектру (преобладания цвета в одежде);

·        По порядку прихода в детский сад;

·        На именные подушки, диски, ленточки -лучики солнышка

 

Приветствие (по модели)

·        Формы приветствия разных народов,  на разных языках, разными частями тела;

·        Приветствия могут быть: с обниманием, с похлопыванием по плечу,  с приветливым взмахом рукой, с переплетением рук «корзиночкой»;

·        Передавая предмет или предметозаменители (брелок, ключ, игрушку, флажок, листик, камешек, палочка-микрофон…);

·        «Паутина» - все бросают клубок со словами приветствия (комплимента) любому, сидящему в кругу. Когда паутина сплетена, воспитатель сматывает клубок, а все вместе приветствуют того, у кого оказывается конец нити;

·        «Паровоз имён»;

·        "Паровозик  "Добро утро". Ребенок подходит к другому ребенку и здоровается с ним: «Доброе утро, Люда! Хочешь со мной играть? Вставай, будешь паровозиком». Присоединившийся к игре ребенок встает первым, и все повторяют его имя «Люда, Люда, Люда…» Люда в свою очередь приветствует следующего ребенка и т.д.;

 

Сбор – обмен информацией (идеями, новостями)

·        Фокусированный обмен идей - ТРИЗ (как уладить конфликт, разработка новых правил, как украсить группу …);

·        Обсуждение тем, интересных детям: «Моя семья», «Моя любимая сказка», «Мой друг», «Моё любимое занятие», «Моя коллекция»…

·        Личные новости: как прошёл вечер, что интересного произошло утром, какие полезные поступки (приятные) вы сделали вчера…

·        «Мечталки»

·        Дискуссии и исследования: «Что мы еще должны рассмотреть?», «Почему это произошло таким образом? », «Какой вариант лучше, первый или второй? » или «Мы все согласны с этим решением? Как оно будет осуществляться?» рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает»;

·        Обмен информацией: календарь (погода/день недели/время года/праздник) и групповые (сколько сегодня всего детей/мальчиков/девочек, кто отсутствует/ сколько дней осталось до ближайшего дня рождения/что сегодня нам предстоит/что интересного заметили в группе). Например, в понедельник традиционно проводятся «Новости выходного дня».

·        Особые объявления  - день рождения, посещение гостей, достижения детей и др

 

Сенсорные игры

вместе рассматривать интересную игрушку, шишку, раковину с «шумом моря», зеркальце, листья, мыльные пузыри, сосульку и т.д. Можно слушать музыкальную шкатулку.

Ритмические игры

Взрослые рассказывают стихи - потешки, сопровождая их простыми действиями (раскачивания, наклоны, хлопки и др.) и вовлекая детей в эти движения. Например: «Вышли мыши как-то раз», «Федя-бредя», «Шалтай-болтай», «Дедушка Егор» "Сороконожка", "Слон", "Карусель".

 Если дети активно участвуют в простых ритмических играх, им предлагают игры на подражание. Это известные всем «Ладушки», «Сорока-белобока», «Так мы топаем ногами», «Гули-гули-гули-гоп», «Надувала кошка шар», «Лунь плывет», «По болоту идти нелегко» - для детей раннего возраст.

Для более старших детей подбираются игры с более сложным текстом, требующие разнообразных движений и жестов. Например, «Мы охотимся на льва», «У Маруси две ноги», «Правая и левая», «На Алтайских горах», «Дождь идет» и др

 

Игры с правилами

Одно и то же действие поочередно выполнятся каждым ребенком, как например, в играх, «Ты веревочка, крутись…», «Строим дом», «Найди игрушку», «На болоте старый пень…», «У Авдотьи, у старушки…», «Гуси вы, гуси, красные лапки» и др.

 

         Совместное планирование деятельности на текущий день Информационный лист

-         Идеи записываются на большом листе бумаги

-         Они выполняются печатными буквами

-         Обязательно подписывается имя автора идей

-         Предложения детей не подвергаются литературной обработке

-         Идеи детей и взрослых записываются разными единожды выбранными цветами (напр, зеленый цв.- идеи детей, синий цв.-взрослые идеи)

Вариант оформления- «Паутинка» «модель трех вопросов» что мы знаем, что мы хотим узнать, что сделать, чтоб узнать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

Приветствие – первый компонент “Утреннего Сбора”. Оно позволяет каждому ребенку почувствовать свою значимость. Все члены отряда приветствуют друг друга вежливо и уважительно, сидя в круге лицом друг к другу, обращаясь друг к другу по имени. Это позволяет установить дружелюбный, уважительный стиль отношений в группе. Слова приветствия каждый раз слегка изменяются, что позволяет тренировать различный языковой и речевой материал.

Приветствие может быть как вербальным, так и невербальным. Во время приветствия нужно обращаться друг к другу по имени, с уважением, вожатый приветствует первого ребенка, показывая образец, затем этот ребенок обращается к следующему, пока каждый не будет назван по имени и каждого не поприветствуют. Существует множество веселых, занимательных приветствий: можно использовать прилагательные на букву имени, пантомимические изображения, песни, считалки, вербальные и невербальные приветствия, выбор зависит от возможностей детей.

  • Начинайте групповой сбор с достаточно веселой, но не буйной игры, которая не требует особой концентрации внимания, но побуждает оставаться на своем месте.


Варианты приветствий

  • “Моего друга слева зовут…”, и весь отряд здоровается с тем ребенком, которого назвали.
  • Каждый по очереди выходит в круг и приветствует остальных по-своему, не повторяясь, остальные повторяют каждое предложенное приветствие.
  • Можно вырезать из желтой или оранжевой бумаги “солнышко” - круг и лучики, так чтобы лучики были отдельно. Расположить “солнышко” в центре, а лучики раздать детям. Каждый ребенок здоровается с тем на кого он направляет свой лучик, таким образом, видно с кем еще не поздоровались.
  • Можно приветствовать друг друга, передавая какой-нибудь предмет: игрушку, цветок.
  • Можно здороваться, изменяя очередность в круге: например, через одного человека в круге.
  • На карточках написать имена присутствующих. Каждый выбирает себе карточку и приветствует того, чье имя на ней написано.
  • Можно приветствовать “секретными” знаками – подмигнуть, моргнуть определенное количество раз. Каждый без слов приветствует так соседей, пока сигнал не обойдет всех и не вернется к первому отправителю.
  • Приветствуем по алфавиту, обращаясь по именам в алфавитном порядке, если кто-то ошибся, начинаем сначала.


Приветствие задает спокойный и доброжелательный тон для следующего компонента “Утреннего Сбора” – 
обмена информацией.

Во время этого этапа дети задают вопросы, обсуждают темы, которые их интересуют, чтобы больше узнать друг о друге. Выбирается несколько детей, которые будут отвечать, а остальные либо задают вопросы, либо комментируют услышанное. Для организации этого этапа заранее были приготовлены карточки с условными значками: вопрос и восклицательный знак. Эти карточки складывались в коробочку и дети сами вынимали по одной карточке. Если доставался вопросительный знак, ребенок должен был задать вопрос, если восклицательный – нужно было прокомментировать что-либо из услышанного или высказать свое мнение. Такая практика дает детям опыт публичного выступления, позволяет научиться слушать других, относиться терпимо к чужому мнению.

  • Следует установить одно или два простых правила, помогающие детям вести себя. Правила могут быть, например, такие: «Мы внимательно слушаем друг друга», «Говорим по очереди».


За этим относительно спокойным этапом следует третий компонент “Утреннего Сбора” – 
групповая деятельность.

Целью работы в группе является ее сплочение, поэтому в ней нет элемента соревновательности. Игры и упражнения помогают учиться кооперироваться в процессе совместной работы, уважать интересы и умения друг друга. Организуя групповую деятельность, важно включить в нее игры и упражнения, которые содержат: действия и движения, языковые игры и упражнения, математические игры и упражнения, естественно-научные эксперименты, а так же музыку, песни, стихотворения. Следует учитывать уровень подготовленности детей и их опыт участия в групповой деятельности.


Вариант групповой деятельности (

Интересные возможности для этого этапа представляют также сказки и различные рассказы с повторяющимися компонентами, которые дети любят инсценировать.

  • Но не следует увлекаться использованием времени группового сбора для того, чтобы научить детей каким-то конкретным навыкам. Это время для того, чтобы вместе спеть, поиграть, посмеяться, спланировать то, чем отдельные дети или вся группа будут сегодня заниматься, обсудить, что интересует детей, распределить обязанности на день.


В конце занятия снова возвращаемся к ежедневным новостям, чтобы подвести итоги тому, что было сделано, проверить выполненные кроссворды и головоломки, обсудить ответы на вопрос (по результатам ответов можно нарисовать диаграмму, чтобы дети могли увидеть соотношение предпочтений в группе).

Далее кратко сообщить ежедневные новости, то есть план на текущий день, объявить тему дня, выбрать, а иногда назначить, персону дня, предложить задания для выполнения в течение дня. Тему дня определяем на выбор.

Например, если объявляется тема “Животные”, то в групповой деятельности используются рифмовки с названиями животных и задания изобразить животное, рисуются плакаты о животных, а в конце дня подводится итог тому, что дети сделали и узнали.

Технология “Утреннего Сбора” направлена, прежде всего, на развитие социальных умений, то есть умений взаимодействовать с другими, самостоятельно принимать решения, быть уверенным в своих силах. Применение социальных умений облегчает процесс обучения, помогает ребятам адаптироваться в различных ситуациях. Дети учатся внимательно выслушивать друг друга, терпимо относиться к чужому мнению и с готовностью высказывать собственное, уважать интересы и умения других. В результате у ребят усиливается интерес к летней детской программе и активность детей и при проведении последующих мероприятий.


Дополнительные рекомендации.

  • Чтобы определить для детей пространство, где они будут сидеть во время сбора, можно прилепить к полу скотч в виде круга. Можно прилепить скотч не сплошной полосой, а отдельными частями по числу детей, и у них будет меньше поводов ссориться из-за места.
  • В группах самого младшего отряда, а также в ситуациях, когда групповой сбор только вводится в ежедневную практику, лучше проводить несколько коротких групповых сборов с малыми группами детей, начиная с тех, кто проявил интерес и желание, чем один длинный сбор со всей группой. Это позволит уделить больше внимания каждому ребенку и даст возможность каждому высказаться. При таких условиях будет меньше отвлекающих моментов.


Если дети во время “Утреннего Сбора” отвлекаются или болтают друг с другом?

Чаще всего причиной того, что дети начинают отвлекаться, болтать и драться между собой, является скука. Поэтому не забывайте, что групповой сбор должен быть коротким, динамичным и интересным.

Как быть…

  • Детей, которые обычно всегда задевают и отвлекают друг друга, сажайте подальше друг от друга. Если нужно, время от времени сами распределяйте места, где кто будет сидеть.
  • Сосредоточьте свое внимание на тех детях, которые ведут себя хорошо. Вы можете сказать им что-то вроде: «Молодец, Сергей, ты смотришь прямо на меня. Спасибо. Так я сразу вижу, что ты внимательно слушаешь». Не обращайте внимания на тех, кто ведет себя плохо, пока их поведение не станет мешать остальным.
  • Начинайте сбор, не дожидаясь, пока усядутся и замолчат все. Чтобы привлечь внимание детей, сначала повысьте голос, но потом, как только заметите, что часть детей угомонилась и начала слушать, говорите спокойно.
  • В самом начале напомните детям, что у них будет возможность высказаться сразу же, как только закончите говорить вы.
  • Для привлечения внимания детей используйте невербальные средства – жесты. Например, сигналом «внимание» может стать поднятый палец. Это позволит вам лишний раз не прерывать разговор.
  • Всегда старайтесь давать детям больше возможности говорить и двигаться. Добивайтесь их активного участия во время сбора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренний круг как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста

Утренний круг как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста. Из опыта работы....

«УТРЕННИЙ КРУГ – КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

Утренний круг - это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы вместе порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости (что интересного будет сегодня?), обсуди...

Консультация Тема: «Утренний круг как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста»

Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из задач, стоящих перед педагогами – помочь ребенку р...