Игра как средство социализации детей дошкольного возраста.

Данилюк Ольга Александровна

В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. Исследования (В.П. Залогиной, Д.В. Менджерицкой, Р.И. Жуковской и многих др.) показали, что игра социальна по своим мотивам, структуре и функциям. Игра оказывает существенное влияние на социальное и нравственное развитие личности ребенка дошкольного возраста. В ней отражается содержание окружающего ребенка социального мира, существующих в нем нравственных норм и правил. По мнению А. Н. Острогорского, игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Это подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Д. Б. Эльконин, опираясь на исследования детской игры, начатые Л.С. Выготским, представил в своей книге проблему игры как центральную для понимания психического развития в дошкольном возрасте. Он приводит мысль о внутреннем родстве всех видов игр, обращая внимание о социальном происхождении и содержании игры. Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира.

За последние 5-6 лет в играх детей произошли существенные изменения. Дети дошкольного возраста стали меньше играть, особенно в сюжетно-ролевые игры. Настораживает и то, что в сохранившихся ролевых детских играх практически отсутствуют «профессиональные сюжеты», которые способствуют вхождению ребенка в мир взрослых. На смену им приходят достаточно оторванные от реальной детской жизни сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, видео- и мультипликационных фильмов. Игра уходит из жизни ребенка, а вместе с ней и само детство, к такому неутешительному заключению приходят Е.О. Смирнова (2002) и другие исследователи детской игры.

Я сделала для себя вывод, что системность решения этой проблемы возможна путем внедрения в практику социально-педагогической деятельности эффективных форм, методов, которые способствуют их позитивной социализации и адаптации к новой социальной роли. Интересная, насыщенная положительными эмоциями игровая деятельность позволит восстановить физические и духовные силы, способствует установлению атмосферы эмоционального благополучия. Считаю, что в дошкольном возрасте, игра очень важна для развития ребенка, т. е. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление, воображение, внимание. Таким образом, игра и игровая деятельность детей должна стать постоянной заботой взрослых, так как социальный характер содержания игр и игровой деятельности обусловлен тем, что ребёнок живёт в обществе. В игре, он подражает действиям старшим, сопереживает доступные ему радости и огорчения, таким путём он приобщается к окружающей жизни. Осуществляю в повседневной жизни, в совместной с детьми деятельности, путем интеграции образовательных областей, главным из которых являлась игра. Игра стала содержанием и формой организации жизни  детей. Игровые моменты, ситуации и приемы я включаю во все виды детской деятельности и общения  с ними. Обучение детей строю как увлекательную проблемно-игровую деятельность, обеспечиваю  субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества, изучаю новинки методической литературы такие как: Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду», Бондаренко А.К. «Воспитание детей в игре», Голованова Н.Ф. «Социализация и воспитание ребенка» и другие, которые я использую в своей работе.

Понимая, какое значение имеет игра в развитии социализации дошкольников, я взяла эту деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста за основу, но столкнулась с проблемами: что надо учить ребенка сообщать, передавать информацию своему собеседнику в процессе общения, прививать практические навыки поведения детей при социализации в обществе.

Значимость её  актуальна в детском саду для работы по формированию игровой деятельности дошкольников как объекта социализации дошкольника. Наметила пути дальнейшего совершенствования методик организации и проведения сюжетно-ролевых игр для дошкольников.

Моя работа доступна для всех педагогов детских садов независимо от реализации в ДОУ программы, так как игровая деятельность проходит через все виды деятельности и может применяться во всех занятиях.