Предпосылки одаренности детей дошкольного возраста.

Щербинина Татьяна Александровна

 Учитывая возрастные особенности дошкольного возраста, необходимо создавать условия для развития одаренности и строить специальные обучающие программы, направленные на выявление и развитие творческого потенциала детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predposylki_odarennosti_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

         Предпосылки одаренности детей дошкольного возраста.

     

     Проблема выявления одаренности детей сложна и требует привлечения специалистов высокой квалификации. Дошкольный возраст является сензитивным для усвоения творческих моделей взаимодействия со средой. Ребенок уже обладает определенной самостоятельностью, навыками самообслуживания, социальной, общественной и учебной жизни. Дети приобретают умение учиться, ими усваиваются основные социальные конвенциональные нормы. Появляющийся на этой основе личностный диссонанс между возможностями и требованиями среды, отношением к ребенку окружающих порождает потребности в новых средствах самовыражения. Малыш в одно и то же время старается вести себя как взрослый, хочет признания своей «самости», однако удовлетворение большинства потребностей все еще зависит от взрослых.

     У дошкольника кардинально изменяется самосознание, у него возникает пристальный интерес к эмоциональной жизни близких, сверстников. Отсюда столь характерное для этого возраста стремление к дружескому общению, контактам со сверстниками и взрослыми. Учитывая данные особенности дошкольного возраста, необходимо создавать условия для развития одаренности и строить специальные программы, направленные на выявление и развитие творческого потенциала детей.

     Одно из направлений, позволяющих развивать одаренность, - художественно-эстетическое. Оно основывается на категориях эстетики – науки, изучающей закономерности природы, чувственного освоения действительности. Именно художественно-эстетическое воспитание через формирование нравственных представлений призвано решать задачу развития творческого отношения к окружающей действительности, что составляет базис для появления предпосылок одаренности.

     Развитие у детей дошкольного возраста одаренности может успешно решаться средствами разных видов искусства.

     В русле художественно-эстетического воспитания необходимо через синтез различных искусств создать такую систему, которая способствовала бы не только положительной динамике какого-либо одного вида одаренности, но гармоничному развитию личности дошкольника. Процесс художественно-эстетического воспитания сложен и многогранен. Однако в нем могут быть выделены некоторые главные моменты, составляющие основную модель этого процесса.

     Первым компонентом модели (по Н.А. Ветлугиной) можно назвать формирование у ребенка эмоционально-нравственного отношения. В процессе приобщения детей к искусству педагог должен так организовать свою деятельность, чтобы дать им возможность эмоционально пережить произведение, стать участником действия.

     В качестве второго компонента выступает формирование у ребенка способности к самообучаемости, которая должна формироваться у каждого ребенка в различных видах деятельности и давать возможность правильно организовать свою поисковую деятельность, самостоятельно находить новые знания, усваивать их. В области искусства ребенок учится самостоятельно конструировать художественный образ, находить выразительно-изобразительные средства для его передачи, действовать с ним в воображаемой ситуации, экспериментировать.

     

     В художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста большую роль играют совместные действия: игра, коллективное рисование, музыкальные занятия, театрализованные представления и т.п. В группе сверстников дети могут не только поделиться своими эмоциями, видением мира, но и получить обратную связь на определенные модели поведения, т.е. дети учатся взаимодействию с социумом.

     Третий компонент модели – формирование индивидуальных художественно-эстетических свойств личности. В эстетике такие индивидуальные качества объединяются понятием «эстетический вкус». В дошкольном детстве формируются предпосылки вкуса, эмоционально-оценочное отношение ребенка к окружающей действительности, в котором сосуществуют эмоциональное и рациональное. О сформированности такого отношения свидетельствует степень сознательности, проявляемая в детских оценках и мотивировках, которые они дают этим оценкам.

     Педагог должен постепенно подводить детей к самостоятельной оценочной деятельности, вначале совместно с ними оценивая различные ситуации в жизни, отношениях между людьми, в природе, произведениях искусства. Необходимо приводить собственные суждения, затем предлагать детям проблемные вопросы, когда необходимо сделать выбор в соответствии со сформированным у них художественно-эстетическим отношением и дать этому выбору сознательную мотивировку.

     В художественной деятельности дошкольников обязательно присутствует оценочный этап, когда детям предлагается оценить собственную работу и  работы сверстников, мотивировать свою оценку.

     Первые нравственные представления и понятия наиболее успешно формируются у детей под воздействием произведений искусства. Художественно-эстетическое воспитание детей обеспечивается с помощью разнообразных методов: побуждение к сопереживанию; убеждение при формировании первоначальных проявлений эстетического вкуса; метод поисковых ситуаций, побуждающий детей к самостоятельным действиям, творчеству. Формы организации художественно-эстетического воспитания могут быть различными: в непосредственно образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности, художественном труде, во время праздников, развлечений.

     Особое внимание в современном дошкольном образовании уделяется интегрированным занятиям, в которых воспитательные задачи реализуются средствами разных видов искусства. Характерная особенность этих занятий – объединение заданий по определенным темам.

     В процессе художественно-эстетического воспитания дети с помощью педагогов и специалистов, а также самостоятельно учатся использовать художественно-выразительные средства всех видов искусства для передачи замысла. Совместные действия педагога с детьми, общение со сверстниками создают необходимые условия для развития одаренности.


 

Комментарии

Трушкова Людмила Павловна

Татьяна Александровна!Очень нужная, полезная публикация.

Маратканов Сергей Михайлович

Несомненно надо постоянно вести работу для ранней диагностике одаренности ребенка. Но смогут ли все дошкольные учреждения вести постоянную работу в этом направлении? Ведь у них свои программы и ГОСы.

Иванова Юлия Алексеевна

Спасибо за очень интересный материал!

Гасанова Мая Фируддин кызы

Очень интересная статья и полезная! Спасибо!

Крупышева Анна Сергеевна

Действительно, одаренность ребенка в дошкольном возрасте достаточно трудно заметить, но развивая и формируя определенные качества личности, тем самым закладываем основу для развития ребенка в той или иной области.

Парамонова Любовь Владимировна

Дошкольное образование - одна из важнейших ступеней всестороннего развития ребенка. Одна из составных частей раскрытия одаренности в ребенке - это совместная исследовательская деятельность. Могу поделиться опытом работы.

Белавкина Надежда Дмитриевна

Думаю, раскрыть одарённость в ребёнке дано не каждому.Здорово, что есть такие педагоги в детском саду!

Попова Елена Сергеевна

Очень интересный материал, благодарю.