Чему учат современные игрушки?

Чему учат современные игрушки?


Вся жизнь — игра. Это кредо не только картежников и знатоков из телевизора, но и каждого ребенка. Недавно вышедшая на экраны кинотеатров «История игрушек-3» побудила JustMedia.Ru задуматься, к добру ли оживают мультяшные космонавт Базз и ковбой Вуди на полках магазинов и в воображении наших детей. Наш корреспондент Иван Некрасов прогулялся с членом координационного совета Ассоциации родительских комитетов и сообществ «РОДИТЕЛИСНГ.ру» Евгением Храновским, его детьми и котенком по супермаркету игрушек «Дочки и сыночки» (торговый центр «Фан-фан», г. Екатеринбург). Проводником по магазину для нас стала товаровед Людмила Курангина.




Как Бэтмен может довести вашего сынишку до энуреза? Почему игра с куклой «Bratz» привьет вашей дочке поведение оторвы, а забота о говорящем пупсе — приятие абортов? Об этом читайте в нашем интервью в стиле «контрольная закупка».

— Евгений, мы будем ходить по магазину, выбирать игрушку и оценивать ее. И вы, Людмила, не стесняйтесь высказывать свое мнение.

Евгений Храновский: При выборе игрушки, нужно озадачиться вопросом: для чего ее покупать? Если родитель выбирает игрушку, чтобы ребенок был занят и не мешал ему, то цель изначально неверна. Прежде всего, игрушка должна развивать ребенка (не только мелкую моторику, как сейчас модно), учила взрослой жизни в детском ее варианте. Хорошая игрушка учит любить людей, зверей, заботиться о детях, если мы говорим о куклах для девочек. Сейчас куклы учат в основном тому, как праздно проводить время: вот Барби, вот ее автомобиль, вот ее коттедж, здесь ее ванна, здесь ее прически…

—А вот и прилавок с куклами. Начнем с барбиподобных.

Е.Х.: Что такое кукла для ребенка? Это модель идеального человека (показывает куклу Жади от «Bratz» в восточном костюме). Если вы такую девушку увидите на улице, что вы про нее подумаете? Что она проститутка.




Людмила Курангина: Это брендовые куклы.

Е.Х.: Неважно. Если девочке купить вот такую куклу, она постарается быть похожей на нее. Что из такой девочки вырастает? О целомудрии здесь уже не приходится говорить, а о жертвенной материнской любви — тем более. Кстати «Bratz» переводиться с английского жаргона как «оторва».

Л.К.: Дело не в целомудрии. Дети видят мультики и хотят быть на них похожими.

Е.Х.: Да, кукла — продолжение мультфильма. Это бизнес.

Л.К.: Может, запретить детям смотреть телевизор?

Е.Х.: Мои дети по телевизору смотрят только два-три канала, остальные — запрещено. Они смотрят «Спас», «Союз» и какой-нибудь мультипликационный канал, но под присмотром взрослого, чтоб если что начнут показывать нехорошее, то можно было бы переключить.

Л.К.: Многие дети смотрят «Jetix», там много рекламы игрушек...

Е.Х.: «Jetix» — это очень опасный канал. С детских площадок я слышу реплики из мультиков телеканала «Jetix». Дети кричат ненормальными голосами. Когда ребенок приходит домой, он начинает также общаться с родными. В семье портится настроение, мы получаем неадекватную реакцию со стороны родителей, наказания... А все началось с мультика.

—Ненормальны не только голоса таких кукол, но и их пропорции. Вот экземпляр «Moxie» с большой головой.

Е.Х.: Модель идеального человека в этой кукле кощунственна по отношению к сознанию ребенка. Давайте посмотрим и обратим внимание, что у современных кукол, в том числе и у «Moxie», есть формы, присущие не девочкам, а женщинам. Когда девочка начинает рассматривать свое тело и не находит у себя кое-чего, у нее сегодня возникает комплекс.

—А что происходит с мальчиками, когда они видят у сестер или у других девочек таких кукол?

Е.Х.: Когда вырастают, они начинают искать себе такую невесту. У них получается найти себе такую? Нет. В результате — комплекс. Они долго не могут жениться. Они ищут себе куклу, модель, красивую девчонку. У них нет ориентации на душу, ну ум девушки.

Л.К.: Это нормально, это мужская сущность.

Е.Х.: Это не мужская сущность. Ваш папа выбирал себе маму по этим критериям? Счастливые семьи строятся, на самом деле, не на длинных ногах.

Л.К.: Счастливые семьи строятся на доверительных отношениях.

Е.Х.: Совершенно верно.




—Мы заговорили о семейственности — давайте посмотрим на пупсов.

Е.Х.: Казалось бы, мы нашли кукол, которых дети могут нянчить, воспитывать.

— Пупс удовлетворяет нас по сформулированной цели: воспитании в девочке материнского инстинкта…

Е.Х.: Но ничего подобного эта кукла не дает. У пупса есть кнопочка, а у ребенка нет выбора, когда он хочет закончить с этой куклой играть. «Я хочу кушать» — покормили. «Я описалась» — поменяли подгузник. «Я хочу гулять», «Я хочу есть» и далее по кругу… В итоге девочка говорит: «Ты меня достала». И выключает куклу. А это маленькая смерть. Уже сегодня девочек начинают готовить к абортам.

—А девочка не может чувствовать комплекс неполноценности от того, что она просто нянчит куклу и не может родить настоящего ребеночка?

Е.Х.: Это абсолютно нормально. Дочки-матери — древняя русская игра, она вполне естественная. Другое дело, что у девочки совсем нет необходимости, чтобы эта кукла издавала какие-то звуки. Вспомним детство советского времени: если кукла прикрывала глазки, когда ее кладут спать, это уже верх счастья, больше ничего не надо было. С ней можно говорить, ее можно нянчить, ее можно положить в коляску, ее можно положить спать на три дня. Сейчас родители считают такие куклы нефункциональными. Они считают, что у них в детстве этого не было, значит, надо купить это ребенку. Ребенку это дали, естественно, ему уже неинтересно что-то менее функциональное.

Л.К.: Но дочка просит купить, потому что у ее подружек есть такие…

Е.Х.: Наша ассоциация будет менять позицию родителей. Постепенно они перестанут покупать плохие игрушки, и у подружек их не будет.

—А каким образом вы будете менять позицию?




Е.Х.: Одна из возможностей — это интервью JustMedia. А также родительские собрания в школах, детских садах, разговоры с предпринимателями об изменении ассортиментного перечня на игрушки, которые полезны. Через три года вступает в силу закон об информационной безопасности детей, по нему будет запрещен ввоз в Россию игрушек, которые негативно влияют на психоэмоциональное состояние ребенка. А мы сегодня уже предложим предпринимателям начать менять ассортиментный перечень и раскручивать новый. Те, кто будут сотрудничать с нами, будут готовы к вступлению в силу нового закона.
Л.К.: Посмотрите, плавающий пупсик…

Е.Х.: Очень интересная игрушка. У пупса выражение лица такое замечательное. Можно сказать, хорошая игрушка, если у нее нет включателя-выключателя.

—Не утопит ли девочка своего ребенка в будущем?

Е.Х.: Не беспокойтесь. Игры с водой для ребенка очень важны, они расслабляют и они нормализуют многие процессы.

—Давайте о выражениях лица игрушек поговорим.




Л.К.: У нас есть куклы, которые полностью воспроизводят мимику ребенка. Они плачут, смеются — их лица меняются.

Е.Х.: Важно, чтобы лицо не выражало болезни, усталости или придурковатости. Ребенок, видя куклу, должен испытывать радость. Тогда закрепляется мысль, что нянчить ребенка — это счастье.

—Людмила, какие куклы сегодня покупают родители?

Л.К.: То, что они в мультиках видят, то и хотят. «Винкс» сейчас самые популярные. До этого были «Мокси» и «Братц». А «Бэби Анадель», вот эти пупсы, уже отходят, потому что есть аналоги на порядок дешевле.

Е.Х.: Главное, чтобы кукла была моделью идеального человека.

Л.К.: (показывает на упаковку с куклой на лошади и набор косметики для нее) У этой куколки доброе лицо, нет признаков взрослой женщины. Такая подойдет?

Е.Х.: На первый взгляд, да. Но косичка лошадки неестественного — синего — цвета. Здесь же девочек настраивают исключительно на наведение красоты. Девушка будет уделять своему внешнему виду много времени. Мужу важно, чтобы с ней можно было поговорить по душам, и чтобы она детей ему родила, а выглядеть она должна просто хорошо. А вот если она будет три часа перед зеркалом сидеть, он будет говорить: «Любимая, сколько можно я позавтракать хочу, а ты все у зеркала!». Кроме того, если в девичестве особо заниматься внешним видом и показывать это как самое главное, то какой мужчина обратит на внимание такую девушку? Такой, какому только это и важно! И когда такой мужчина увидит в своей жизни еще более красивую девушку, он бросит эту.
 

Л.К.: Зачем все утрировать? Не надо три часа сидеть…

Е.Х.: Если мы девочку с детства приучаем к этому, у нее получается гипертрофированная, неестественная тяга, она начинает искать признания своей красоты у окружающих и со временем для нее это может стать самым важным.

Л.К.: Моя племянница, когда была маленькая, очень любила косметику, а теперь ей это неинтересно. Сейчас ей 11 лет.

Е.Х.: Неизвестно еще, что будет в 16.

—Давайте, Евгений найдет хорошую куклу.

Е.Х.: (достает небольшую хорошенькую куклу) Вот это классика, замечательная кукла. У нее аккуратная прическа, ей можно плести косички. Одежда замечательная. И это девочка, это видно. И имя у нее есть — Алина.

—Ничего, что она маленькая такая?

Е.Х.: Ничего. Она же не гигантская. С гигантской невозможно играть. Эта кукла из серии: «Держи, мы пойдем телевизор смотреть». А ведь детей надо учить играть, они сами не знают, как это делать.

Л.К.: Фарфоровые куклы вам нравятся?

Е.Х.: Это коллекционные куклы, они не для игры. Они больше интересны взрослому, а не ребенку… Давайте посмотрим мягкие игрушки. Вот, например, Пес Барбос, смотрите, какой у него замечательный, здоровый вид!

Л.К.: Есть игрушки, которые повторяют реальные голоса животных.

Е.Х.: В мягкой игрушке главное, чтобы она была естественных цветов и естественного происхождения. Исключения бывают, это Чебурашка. Лунтик — вопрос спорный. Но я бы ее своим детям не купил, потому что не сложил еще мнение о ней. Я смотрел «Лунтика» много раз, часто с детьми. Мне не нравятся два героя, Вупсень и Пупсень. У них ненормальные голоса, они учат детей разговаривать так же.

Л.К.: Там обычно добро всегда побеждает.

Е.Х.: Вы никогда не найдете зло, которое было бы без добра.

—Вы сначала мультики просматриваете сами?

Е.Х.: Да, а потом приобретаю те, которые мне понравились.

—А что будет с ребенком, если у него будет много «больных» игрушек?

Е.Х.: Вы увидите, что он начнет болеть. Потому что для него это модель идеального поведения. У ребенка очень тонкая психика. Для него все игрушки — живые.


Игрушки для мальчиков

Обратите внимание, если у мальчика появилась такая игрушка (останавливается у коробки с мускулистым мужчиной в бандане и с бородой, мотоцикл его увенчан черепом). Саша, кто это?

Саша: Бандит. Разбойник.

Е.Х.: А теперь — внимание на этикетку. Написано: «Полиция». Чувствуете, какой когнитивный диссонанс?

Л.К.: Думаю, другие дети выбрали бы такую игрушку.

Е.Х.: Если ребенок смотрит Jetix или другой подобный канал, он захочет такую игрушку, он захочет быть похожим на того героя. И с ближними он начнет общаться точно так же (переводит взгляд на панораму «Взятие крепости»). «Взятие Крепости» — это хорошая игрушка, потому что она учит мальчика защищать Родину. Мальчику обязательно надо иметь игрушечное оружие. Эта игра хороша еще тем, что она групповая. Сколько мы ходили — видели только индивидуальные. Я ставлю этой игрушке твердую пятерку… Пиратские игрушки я оцениваю резко негативно. Потому что пираты — это воры. А ребенок говорит, что он хороший, потому что спас того-то. Но ведь до спасения он убил и ограбил еще десятерых.

—А вот игрушки по сказкам «Нарния», «Гарри Поттер»…

Е.Х.: Что касается героев кино с элементами магии, то такие игрушки часто вызывают энурез у детей. Они писаются, потому что их обуревают страхи. Неизвестно, что будет делать игрушка, когда он спит. Что касается Человека-Паука, Бэтмена и Гарри Поттера, то это все бесовщина, по-русски сказать. Нам говорят, что Бэтмен — это хороший персонаж, он спасает людей. Но он и убивает других людей. И вообще, он — летучая мышь. Трансформеры — крайне негативная игрушка. Ребенок, играя с ним, говорит: «Я машина, я робот, я ничего не чувствую». Это убивает в ребенке чувственность, доброту.

—А как объяснить ребенку, что это плохая игрушка?

Е.Х.: Я объяснил своему, что Человек-паук — это, по сути, бес. Саша, где у тебя Человек-паук?

Саша: Не знаю, в корзине, наверное.

Е.Х.: У него и в садике все выбросили эти игрушки. У меня ребенок православный, он понимает, что такое бесовщина.

Л.К.: А как относитесь к «Магнитной рыбалке»?

Е.Х.: Это очень хорошо. Это учит концентрации, труду… Конструкторы — это очень важно, особенно для мальчиков 4-6 лет. Они делятся на резко позитивные и резко негативные. Конструктором «Лего-автосервис» ребенок будет с упоением заниматься, развивать логическое мышление, усердие, терпение, потому что собрать такую игрушку — надо порядка шести часов. Она учит его трудиться. Эта игра надолго. Я очень бы рекомендовал родителям покупать такие игрушки, хотя они очень дорогие. Есть и другие конструкторы, которые от Человека-паука мало отличаются (смотрит на сборный скелет динозавра). Какие-то скелеты… Что ты чувствуешь, холод-тепло, страх-радость, Саша, когда видишь такую игрушку?

Саша: Холод и страх.

—Смотрите, конструктор «Звездные войны».

Е.Х.: Игры в войну — это не плохо. Но если эта война имеет посыл нападать, а не защищать Родину, то ничего хорошего в такой игре нет. Если у человечков лица выражают агрессию, это нехорошо. Очень важно ребенку собирать конструктор вместе с отцом. Для ребенка интересна не какая-то конкретная игрушка, а то, можно ли поиграть с мамой или папой этой игрушкой.

—Как вам космические бластеры?

Е.Х.: Если ребенок использует это оружие в «Великой Отечественной войне», это одно, а если он борется с инопланетными захватчиками — это плохо. Если родитель вложит в эту игрушку хороший, позитивный сценарий, эта игрушка будет хорошая. Обыкновенный пистолет может быть игрушкой и антиигрушкой одновременно.

—Давайте поговорим о ценах и качестве. Не факт, что дорогая игрушка — качественная…

Е.Х.: Я выбираю игрушку не по цене, а по принципу, чему она может научить моего ребенка, чего не хватает ему сейчас, что в нем надо развить.

—А что делать, если у ребенка сломалась игрушка? Купить ему такую же новую?

Е.Х.: Я купил Саше змейку, он даже сделал для этого семь добрых дел. Она у него сломалась. Он говорит: «Папа, купи мне еще такую!». Я отвечаю: «Сынок, нет, надо аккуратнее!». И он решил сделать еще несколько добрых дел, чтобы заработать эту игрушку. Он заработал эту змейку — радости было очень много, больше чем от «Лего» за три тысячи.

—Я вот увидел шкатулку для секретов. Как вы к таким штукам относитесь?

Е.Х.: У детей всегда есть тяга к секретам. Мы тоже в детстве играли в секреты: зарывали фантики в землю под стеклышко. Это интересно. Игра «Менеджер» учит меркантильности. Я замечал, когда дети поиграют в «Монополию», у них резко негативное отношение к тем, кто выиграл, и домашнюю работу они хотят делать за деньги.

Л.К.: Я считаю, что экономические игры — это полезная вещь.

Е.Х.: Многие так считают и покупают. Придет время, и ребенок будет понимать ценность денег, потому что без них прожить нельзя.

—Можно просто поменять сценарий игры, как мы это делали с бластером. Есть добрые варианты игры «Монополия». Если заменить сюжет и вместо денег ввести фрукты или те же самые добрые дела…

Е.Х.: Совершенно верно (разглядывает книжки и раскраски) Людмила, очень хорошие у вас книжки. Ассортимент меня радует, потому что картинки везде замечательные… (Дочь Евгения Храновского, Марина, выбирает себе книжку про Золушку). Девочек очень тянет к принцессам во дворец.

Л.К.: А что плохого в том, что девочка тянется во дворец?




Е.Х.: Лучше пусть она играет в посудку и готовит обед, чем она будет строить дворец и мечтать о том, как она будет в нем жить.
Лучше пусть у нее дом может быть придуманный. Ребенку на самом деле для игры нужен минимум. Ребенок может принести с улицы камешек, и это может для него быть бесценной игрушкой. И если мама его выбросит, у него горе. А это целая жизнь для ребенка. Ребенку для игры нужен сценарий больше, чем сама игрушка. И это важно. Если выбирать между дворцом и «ужином» для папы с мамой, я сторонник второго варианта.

Л.К.: А как сделать так, чтобы ребенок выбирал придуманное, а не действительное? Придуманный дворец, а не настоящий?

Е.Х.: В готовом дворце девочкам интересно только в первый день. Потому что им интересно создавать, придумывать.

Л.К.: Как им объяснишь? Сегодня хочется дворец, завтра — машину…

Е.Х.: В обеспеченных семьях, где у детей много игрушек, они поиграют пару раз и бросают.

Л.К.: Как возбудить интерес к заброшенным игрушкам?

Е.Х.: Есть разные способы воздействия. Можно убрать игрушку, достать через два месяца, она как новая. Способов — масса, вы и ваши родители наверняка их знают.

—В советское время было больше добрых, положительных игрушек?

Е.Х.: Да, потому что в советское время был комитет, который занимался игрушками. Потом расформировался в 1990-е годы из-за отсутствия финансирования, но сейчас он создается вновь в нашей общественной организации.

—Вот и последняя наша остановка, пазлы.

Е.Х.: Пазлы, мозаика — это хорошо: развивает мелкую моторику. Тут надо смотреть на картинку. Вот 3D-пазлы. Великолепная игра, причем для людей любого возраста. Я сейчас, кстати, такую и куплю (показывает детишкам коробки, Марина выбирает сказку о Золушке). Это сказка, в которую можно играть.

—Людмила, какие у вас впечатления от нашего рейда?

Л.К.: Мне жалко детей Евгения.

—?

Л.К.: Он не покупает, он навязывает.

—Вы считаете, нужно все-таки выбирать то, что ребенку нравится?

Л.К.: Нет, но не так категорично подходить к выбору игрушки.

Е.Х.: Я думаю, что либеральничать с детьми в столь серьезном вопросе как игрушки нельзя. Через игру ребенок постигает жизнь. Говорят, для птиц — небо, для рыб — вода, для ребенка — игра. Для него это вся жизнь. И от того, чем она наполнена, зависит, каким он вырастет. Это наиважнейший момент, и взрослые должны уделять этому очень большое внимание. Например, в Челябинске девочке купили куколку с девичьим лицом, кудрями и мужскими гениталиями. Эту девочку потом лечил психиатр. А в Великобритании изъяли из продажи набор для детского стриптиза с одеждой и аксессуарами. Если ваш ребенок попросит такую «игрушку», вы тоже не будете сопротивляться и купите? Магазин большой — это хорошо, игрушек очень много. Больше половины игрушек в этом магазине положительные, развивающие, но выбирать игрушки нужно со знанием дела. Не откупайтесь от своих детей дорогими подарками. Уделите время, разберитесь в игрушках дома, в детском саду. Соотнесите поведение ребенка с наличием у него тех или иных игрушек, особенно компьютерных игр.

 

Комментарии

Молчанова Наталия Петровна

Статья конечно очень поучительная, нужная, но многое не от нас как родителей зависит. Если не видел этот мультик или нет игрушки модной ты не такой как все,т.е "лох". Нужно к минестерству образования, чтобы контролировали телевидение и поставку игрушек. Мы же выросли без импортных игрушек и их мультиков(безтолковых).