Речь и общение.

Андреева Елена Викторовна

Дошкольники испытывают насущную потребность делиться своими впечатлениями на темы из личного опыта,охотно откликаются на предложение рассказать о своих встречах в природе,о четвероногих друзьях,любимых игрушках,маме,сестрёнке,братишке.
У них не хватает терпения выслушать собеседника,все начинают говорить одновременно.И хотя такой "полилог"выглядит неорганизованным и хаотичным,он является свидетельством определённого прогресса в познавательном,личностном и речевом развитии детей.
Следует заметить,что эмоциональные контакты между детьми,их личностное общение обеспечиваются не только и даже не столько при помощи речи,а прежде всего использованием несловесных средств-взглядов,мимики,жестов,поз,предметных действий.
Очень важно,чтобы ребёнок мог достичь взаимопонимания,используя любые доступные ему средства: и речевые,и невербальные-неречевые.
Недооценка роли невербального общения-одна из причин того,что детские нескоординированные диалоги получили название эгоцентрической,несоциализированной речи.Напротив,учёт невербальной коммуникации показывает,что для ребёнка в его "коллективных монологах"важное значение имеет эмоциональный,личностный контакт со серстником,то есть его социальная связь.
Следует также обратить внимание на то,что важнейшим критерием собственно социализированной речи,диалога Ж.Пиаже считал наличие в речевом взаимодействии не менее трёх,взаимосвязанных общающихся:инициативного высказывания,ответа на него и встречной речевой реакции на ответ.
При таком взаимодействии каждый получает возможность откликнуться на высказывание партнёра,проявить "диалогическое,предвосхищающее ответ и активное ответное отношение"(М.М.Бахтин).
Это характеристика высокого уровня развития диалога,которого при стихийном обучении дошкольники достигают лишь на поздних ступенях развития.

 

 

Комментарии

Малова Светлана Анатольевна

Полностью с Вами согласна: для речевого развития детей важно и вербальное и навербальное общение.

ПОЛЕВСКАЯ ЭЛЕОНОРА ЮРЬЕВНА

Это важный аспект в жизни дошкольников! Какие же они замечательные, наши дошколята!!!