ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА В ЗАКАЛИВАНИИ И ОЗДОРОВЛЕНИИ ДЕТЕЙ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

Павлова Ирина Александровна

Болезни дыхательной системы занимают одно из ведущих мест в патологии детского возраста. Это связано как с анатомо-физиологическими особенностями, так и со своеобразием реактивности организма ребенка. Важнейшие из морфологических особенностей сводятся к «экспираторному» строению грудной клетки (как бы находящейся в состоянии вдоха). В связи с этим у ребенка ограничены возможности вентиляции, легко образуются ателектазы, имеются благоприятные условия для развития отека, нарушений бронхиальной проходимости и генерализации инфекции. По анатомическому строению дыхательная система ребенка достигает завершенности к 8 —12 годам, однако функциональное развитие продолжается до 14—16 лет. Физиологическое своеобразие дыхания ребенка связано с большой функциональной нагрузкой при продолжающемся развитии и морфологической дифференцировке. К физиологическим особенностям дыхания ребенка относится также более низкая возбудимость дыхательного центра и более поздняя адаптация к гипоксемии, сравнительно меньшее давление в малом круге кровообращения, обусловливающее наклонность к сдавливанию сосудов при воспалительных изменениях.

При заболеваниях органов дыхания у ребенка следует учитывать, что и аппарат внешнего дыхания, и газообмен функционируют у детей в особых условиях, обеспечивающих потребности организма путем более напряженной деятельности. Физиологические приспособительные механизмы функциональной системы дыхания нестойки, а резервы — недостаточны.

Важную роль физических упражнений в развитии дыхательного аппарата и лечения его заболеваний определяет тесная физиологическая и функциональная связь мышечной деятельности и дыхания.

Под влиянием возрастающей двигательной активности и систематических занятий физическими упражнениями увеличиваются резервные возможности дыхания — жизненная емкость легких, максимальная вентиляция, бронхиальная проходимость; возрастает коэффициент использования кислорода из вентилируемого воздуха. Уменьшается работа дыхания в расчете на единицу вентиляции и потребления кислорода; улучшается кислородтранспортная функция крови и совершенствуются механизмы тканевого дыхания. Все эти благоприятные функциональные сдвиги являются не только прямым следствием возрастного преобразования дыхательной системы, но прежде всего следствием «энергетического правила скелетной мускулатуры».

При заболеваниях органов дыхания, сопровождающихся значительными нарушениями функции ряда органов и систем, отклонениями и задержкой развития, снижением уровня неспецифической сопротивляемости, большее значение имеет стимулирующий эффект средств лечебной физкультуры, правильное использование которого в комплексном лечении — актуальнейшая проблема современной педиатрии. Хорошие перспективы для решения задач восстановительного лечения, реабилитация при заболеваниях органов дыхания связаны со своевременным включением специальных и общих средств лечебной физкультуры, обусловливающих нормализацию функциональной системы дыхания в ее высокую адаптацию к естественному для здорового ребенка диапазону требований окружающей среды.

Чтобы эффективнее решать задачи укрепления дыхательной мускулатуры детей с целью повышения сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а также выносливости при физических нагрузках, знакомились с разными методиками проведения дыхательной гимнастики, изучали процесс дыхания и его значение для развития детского организма, старались понять роль дыхательной гимнастики в закаливании и оздоровлении детей в условиях дошкольного учреждения.

Известно немало методик дыхательной гимнастики (по К.П. Бутейко, А.Н. Стрельниковой, по системе йоги и др.), но механически следовать какой-либо из них нецелесообразно.

От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, например частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга.

Процесс дыхательных движений осуществляется диафрагмой и межреберными мышцами. Диафрагма — мышечно-сухо-жильная перегородка, отделяющая грудную полость от брюшной. Главная ее функция — создавать отрицательное давление в грудной полости и положительное в брюшной. В зависимости от того, какие мышцы задействованы, различают четыре типа дыхания:

  • «нижнее, или «брюшное», «диафрагмальное» (вдыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений; в основном вентилируется нижняя часть легких и немного — средняя);
  • среднее, или «реберное» (в дыхательных движениях участвуют межреберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх, диафрагма также слегка поднимается);
  • верхнее, или « ключичное » (дыхание осуществляется только за счет поднятия ключиц и плеч при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы; в основном  вентилируются верхушки легких и немного — их средняя часть);
  • смешанное, или «полное дыхание йогов» (объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентилируются все части легких).

Значит, вдох и выдох, сменяя друг друга, обеспечивают вентиляцию легких, а какую их часть — зависит от типа дыхания.

 Насколько легкие наполнились воздухом, определяет глубина вдоха и выдоха:

  • при поверхностном дыхании используется только дыхательный объем воздуха;
  • при глубоком — помимо дыхательного используются дополнительный объем и резервный. В зависимости от этого меняется частота дыхания.

 Легкие являются органом не только дыхания, но и выделения, а также регуляции температуры тела. Кроме того, они принимают участие в выработке физиологически активных веществ, играющих определенную роль в процессе свертывания крови, обмена белков, жиров и углеводов.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, какую огромную роль играет дыхательная гимнастика в закаливании и оздоровлении детей и как важно подходить к решению этой задачи обдуманно и ответственно.

При разработке комплексов дыхательной гимнастики учитываются:

      «эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения»;

      доступность упражнений для детей разного возраста;

      степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры, вентиляцию всех отделов легких, развитие верхних дыхательных путей и т. д.

В целях систематического использования дыхательных упражнений они включены в комплексы оздоровительной гимнастики и физкультурных занятий, плавания.

Для анализа результативности работы по физическому развитию один раз в квартал комплексы дыхательной гимнастики вводят в физкультурное занятие (вместо общеразвивающих упражнений, с уменьшенной дозировкой в исполнении; проводится в помещении).

 

 

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА по методу стрельниковой

 «ЛАДОШКИ»

       Упражнение выполняется в положение стоя. Возможно также выполнение его сидя или лёжа. В основном варианте следует встать прямо, согнуть руки в локтях (локти при этом опущены вниз). Вы как бы показываете при этом свои ладони кому-то, кто стоит перед вами. Это положение тела ещё иногда называют «позой экстрасенса».

Необходимо сделать подряд 4 резких и ритмичных вдоха носом, иными словами – «шмыгнуть» носом  4 раза. После этого опустите руки и сделайте перерыв на 3 – 4 секунды. Затем, после паузы, снова сделайте 4 коротких, шумных вдоха; затем снова пауза в 3 – 4 секунды, «Шмыгнуть» носом нужно 24 раза по 4 вдоха.

    

 «ПОГОНЧИКИ»

     Кисти следует сжать в кулаки и прижать их к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз, как бы «отжимаясь от пола». При этом плечи должны быть напряжены, прямые руки тянутся к полу.

     Не следует поднимать руки выше пояса. Сделайте подряд уже не 4 вдоха-движения, а 8. Затем следует пауза продолжительностью в 3-4 секунды.

 «НАСОС»

Основное исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища. Сделайте легкий поклон, т.е. потянитесь руками к полу, не касаясь его, и одновременно сделайте короткий и шумный вдох носом – во второй половине поклона. Вдох должен закончиться вместе с поклоном. Затем слегка приподнимитесь (не выпрямляясь!), и снова поклон  и короткий шумный вдох «с пола». «Накачивать шину» необходимо в темпе – ритме строевого шага, 4 раз по 4 вдохов-движений. Это упражнение можно выполнять не только стоя, но и сидя.

 

«КОШКА»

Станьте прямо, ноги при этом стоят чуть уже ширины плеч. Сделайте танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо – короткий, резкий вдох. Затем следует такое же приседание с поворотом влево, сопровождаемое также шумным и коротким вдохом через нос. Вправо – влево; вдох справа – вдох слева. Выдох происходят между вдохами самостоятельно, непроизвольно.

 

«ОБНИМИ ПЛЕЧИ»

Станьте прямо, руки согнуты в локтях и подняты на уровне плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым «объятием» резко «шмыгайте» носом. Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу, а не крест-накрест; ни в коем случае не менять их. Выполнять движение по 4 вдоха-движения, затем следует пауза в 3-5 секунд.

 

«БОЛЬШОЙ МАЕТНИК»

Станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. При наклоне вперед (руки тянутся к полу) – вдох. И сразу без остановки, слегка прогнувшись в пояснице, - наклон назад; руки при этом обнимают плечи. И также вдох. Наклоняйтесь вперед, затем откидывайтесь назад – вдох «с пола», затем вдох «с потолка». Выдох осуществляется в промежутке между вдохами. Не задерживайте и не «выталкивайте» выдох. Упражнение выполняется 4 раза по 4 вдохов-движений.

«Ушки»

Станьте прямо, ноги при этом расположены чуть уже ширины плеч. Слегка наклоните голову вправо (правое ухо при этом наклоняется к правому плечу), сопроводив движение коротким и шумным вдохом через нос. После этого слегка наклоните голову (левое ухо к левому плечу), также сопроводив движение вдохом. Чуть-чуть покачайте головой. Словно говоря кому-то укоризненно: «Ай-ай-ай! Как не стыдно!» Взгляд при этом направлен прямо перед собой. Эти движения напоминают «китайского болванчика». Обязательные условия выполнения этого упр. является то, что вдохи должны осуществляться одновременно с движениями. Выдох должен происходить после каждого вдоха, и при этом не следует широко открывать рот.  Норма выполнения упр. является 12 раз по 8 вдохов-движений.

 

«МАЕТНИК ГОЛОВОЙ»

Станьте прямо, стопы расположены чуть уже ширины плеч. Опустите голову вниз, посмотрев на пол и сопроводив движение коротким резким вдохом. Затем поднимите голову вверх и посмотрите на потолок, также сопроводив движение вдохом. И так вниз – вверх, вдох «с пола» - вдох «с потолка».

   Выдох должен успевать «уходить» после каждого вдоха. Выдохи не следует ни задерживать, ни «выталкивать»: они должны уходить либо через рот (но при этом не видно и не слышно), Либо также через нос. Но это в крайнем случае.

   Норма считается повторение упр. 12 раз по 8 вдохов-движений.

 

Комментарии

большое спасибо за материал, использую в работе.