Деловая игра для педагогов ДОУ Тема Игра – форма развития коммуникации, социализации и познания дошкольников.

Скиданова Ирина Петровна

Аннотация: В данном материале разработана деловая игра для педагогов в ДОУ. Материал будет полезен воспитателям, методистам и специалистам дошкольных образовательных учреждений. Задания разработаны с целью того, чтобы педагоги обменивались друг с другом педагогическим опытом, развивали творческие способности в условиях ФГОС.

Подготовила: Воспитатель первой категории (стаж работы 14 лет), МДОБУ ЦРР – д/с №4 «Лесовичок» п. Талакан Бурейского района Амурской области. Скиданова Ирина Петровна руководитель РМО Бурейского района  для воспитателей работающих на старших группах ДОУ.

Список использованной литературы:

  1. Как играть с ребенком/Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – 3-е изд., дораб. – М.: Обруч, 2012. – 176 с.
  2. http://festival.1september.ru/articles/537469/
  3. http://nsportal.ru/detskii-sad/razvitie-rechi/viktorina-po-russkim-narodnym-skazkam

Деловая игра для педагогов ДОУ

Тема Игра – форма развития коммуникации, социализации и познания дошкольников.

Цель:

 Транслировать опыт воспитателей старших групп на РМО, используя активные методы работы с педагогами.

Участники игры: воспитатели.

Жеребьёвка:

Участники игры вытягивают жетоны голубого и зеленого цвета (2 команды)

Жюри:2 человека

Ход игры:

Уважаемые коллеги, мы рады видеть вас на деловой игре.

 «Давай поиграем!» - как часто в житейской суете мы не придаём значения этому призыву или  просьбе, которые звучат сегодня из уст каждого ребёнка.

«Давай поиграем, ну давай!».  Обращаются дети к своим родителям. И что же он слышит в ответ? – ваше мнение.

(Ответы  участников деловой игры)

 «Да некогда мне …не могу…я устала…тороплюсь… не успеваю…» - говорим мы  часто своему ребёнку.

 «Идите, играйте» - такой ответ часто можно услышать и из уст воспитателей. Вы готовы со мной согласиться? И дети идут и играют: одни играют в «Дочки-матери», отражая отношения мамы к дочери, другие играют в «Празднование», сопровождая игру звоном бокалов, мальчишки играют в «Строителей», «Водителей» и в другие игры, где так или иначе отражают социальный мир, который их окружает, исполняют те социальные роли, которые встречали в своём жизненном опыте.

Игра — первая ступень бесконечной лестницы жизни. Она обучает, развивает, воспитывает, выступает надежным средством социализации и саморазвития личности — именно поэтому она так важна для ребенка.

«Игра – форма развития коммуникации, социализации и познания дошкольников» - тема нашей встречи.

Уважаемые участники представляем вам наше добросовестное и  компетентное жюри

Уважаемые жюри, послушайте, пожалуйста, критерии оценивания участников:

0 баллов – участники не справились с заданием

1 балл – участники дали не полный ответ

2 балла – можно дополнить ответ

3 балла – полный ответ

1 этап:  Название команды,  девиз, лозунг, выбор командиров (ЛИСТЫ, РУЧКИ, КАРАНДАШИ) время 5 минут

2 этап: работа в группах (ВАТМАНЫ) Презентация на темы

 «Продумать сюжет и развитие игры «Спасатели»

 «Продумать сюжет и развитие игры «Путешественники»

Принципы  формирования сюжетной игры (должны быть отображены в презентации)

1. На начальном этапе совместно с детьми играет воспитатель.

2. На каждом этапе «открывать» и усваивать новый способ ее построения.

3. Ориентироваться на осуществление игрового действия и пояснение смысла действия партнером по играм.

4. Воспитатель формирует игровое умение, дети – разворачивают игру.

Работа 10 минут

Игра детей 5-6 лет часто представляет собой трафаретное повторение одних и тех же двух-трех последовательно разворачивающихся событий. Вроде бы ребенок перешел от ассоциативных сюжетов (с различными, но достаточно случайно связанными событиями) к сюжетам с логично связанными событиями, но они бедны и однообразны. Здесь необходима помощь взрослого. Чаще всего, взрослый становится как бы поставщиком интересных сюжетов, а ребенок скорее их потребителем, нежели создателем, но все же лучше, если ребенок сам научится строить  интересные и разнообразные  сюжеты игры. Для этого надо выделить для ребенка сам сюжет как последовательность событий, попробовать поставить его в такие ситуации, где он сознательно оперировал бы событиями и их последовательностями как самостоятельным материалом. В этом взрослому поможет игра в «придумку». После пяти лет появляется игра-фантазирование. Но не стоит забывать, что просто придумывание превращается в малосодержательное повествование, если нет опор, направляющих и структурирующих ее. Сюжетные картинки опорой быть не могут. А вот сказка может быть опорой для игры фантазирования, т.к. схема сказки задает последовательность из шести-семи блоков, а больше ребенку и не нужно.

Памятка для взрослого

Последовательность смысловых блоков сказки

  1. Фиксация первоначальной недостачи, неосуществленного желания (нехватка какого-то предмета; нарушение запрета, в результате которого  с персонажем что-то случилось); отсылка или самостоятельный уход героя за недостающим объектом.
  2. Встреча героя с дарителем волшебного средства; предварительное испытание героя (на силу, ловкость, доброту, смекалку и т.п.).
  3. Получение героем волшебного средства от дарителя; преодоление с помощью него препятствий на пути к недостающему объекту.
  4. Встреча героя с противником - антогонистом (обладателем недостающего объекта); основное испытание героя (борьба с противником - антогонистом).
  5. Победа героя и получение им искомого объекта.
  6. Возвращение героя и получение им награды.

При этом важно отметить:

  1. Нельзя заранее объяснять эту схему ребенку и требовать от него придумывания по схеме. В таком случае игра превратится в учебную задачу, потеряет характер свободной и не обязательной деятельности.
  2. Даже если взрослый заготовит заранее конкретный вариант трансформации какой-либо сказки, он не может и не должен быть реализован в совместной деятельности, так как в ходе придумывания ребенок будет вносить свои предложения, разворачивать сюжет по-своему. Придуманная вдвоем сказка отличается от замыслов каждого из партнеров. В придумки можно играть не больше четырех партнеров.

Схематический пример существующей сказки и возможного варианта ее трансформации

Сказка «Иван-царевич и Серый Волк»

Возможный вариант трансформации

 Царь хочет получить жар-птицу и отправляет Ивана Царевича за ней

Царь живет в жаркой стране, и никогда не видел новогодней елки (подойдет другая труднодостижимая диковина). Он отправляет за ней царевича (слугу Емелю, любого другого персонажа в восприятии ребенка положительно окрашенного)

Иван-царевич встречает Серого Волка, который оказывается волшебным помощником.

Царевич отправляется в дорогу, но не знает, где найти елку. Он встречает старичка-лесовичка (Бабу-ягу, фею, любого оказавшегося в беде зверька), помогает ему и получает волшебное средство (клубочек), ковер самолет, сапоги скороходы, годится и компас, если ребенок знает, что это такое).

Иван-царевич с помощью Серого Волка отыскивает жар – птицу.

Царевич с помощью волшебного средства попадает в страну, где растут елки.

Иван-царевич вступает в борьбу с врагами-антогонистами, для того чтобы забрать перо жар-птицы.

Царевич вступает в противоборство со злым волшебником, охраняющим самую красивую елку в лесу (не исключается, что желанный объект можно добыть только в несколько этапов, как и в сказке о Сером Волке).

Иван-царевич побеждает царей антогонистов и становится обладателем жар-птицы

Царевич одерживает победу над злым волшебником и забирает елку (а заодно и припасенные противником елочные украшения).

Иван – царевич возвращается домой с жар-птицей, преодолевая сопротивление злых братьев. Наградой ему служит попутно добытая невеста.

Царевич возвращается домой с елкой, успевая как раз к Новому году, и получает обещанную награду (все, что может привлечь ребенка,- сто пудов мороженного, ранец к школе, настоящий автомобиль и пр.). Не исключено, что царевич получит новую задачу (а сказка - продолжение).

 

   Возникнет вопрос- вы просто научили ребенка рассказывать сказки, а где же игра? Конечно не стоит обольщаться, в обычных условиях дошкольники не будут без взрослого играть в придумки. Но опыт, который дети приобрели в такой игре со взрослым, окажет существенное влияние на их индивидуальные самостоятельные занятия, на совместную игру со сверстниками.

3 этап:

Играя сами, мы немного погружаемся в детство. По результатам интервьюирования родителей, их дети чаще всего дома играют сидя за компьютером, в куклы, машинки, кубики. Какие игры были любимые у вас, когда вы были маленькие? (ответы воспитателей).

Но почему-то сейчас забываются так любимые нами в детстве народные игры. А мы все в детстве в них только и играли. Давайте проведём блиц-опрос по теме «Русские народные игры» и «Русские народные сказки».

Я задаю вам вопросы, вы отвечаете на них в быстром темпе по очереди.

Викторина:

- Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, мяч, игрушка)

- Главная роль в народной игре? (водящий)

- Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)

- Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)

- Где используются русские народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)

- Какие физические качества воспитываются в русских народных играх? (смелость, ловкость, выносливость)

- Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)

- Что является сигналом к действию в народной игре? (слово)

Ну конечно вспомним русские народные сказки

  1. Именем какой рыбы можно творить заклинания? (Щуки.)
  2. Какой новый вид транспорта изобрел Емеля? (Печку.)
  3. Кто помог Ивану Царевичу добыть жар-птицу? (Серый волк.)
  4. Что разбудило Финиста — Ясного сокола от сна колдовского? (Гребень, вынутое из волос перо, горючая слеза.)
  5. Кто сломал теремок? (Медведь.)
  6. Какая цифра чаще всего встречается в сказках? (Три.)
  7.  Что надо говорить, оказавшись перед избушкой Ба6ЫI-Яги? ( «Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом».)
  8. На чем летает Баба-Яга? (В ступе и на метле.)
  9. Какие птицы помогали Бабе-Яге? (гуси-лебеди.)
  10. Что надо крикнуть в чистом поле, чтобы прискакал богатырский конь? («Сивка-Бурка, вещий каурка, встань передо мной, как
    лист перед травой».)
  11. Какие реки в сказках текут? (Молочные.)
  12. Какой новый способ рыбалки изобрела лиса? (На волчий хвост.)
  13. Без кого репку бы не вытянули? (Без мышки.)
  14. Что может случиться, если на прогулке сестрицу не послушать?(Можно стать козленочком.)

Время (7 минут)

4 этап:  Проиграть ситуацию и найти пути решения проблемы (2 ситуации, вытягивают капитаны команд) Жюри оценивает точность, правильность и методическую грамотность.

1 ситуация: Дима строит большой гараж для машин. Всё делает сам. Весь строительный материал возле себя держит. Ребята сидят рядом и просят: «Дай мне одну пластину положить!» А Дима в ответ: «Сам справлюсь!». Вопросы: как вы оцениваете поступок Димы? Как должен поступить воспитатель, чтобы поддержать игру, не обидев Диму?

2 ситуация: Маша огородила игрушечных цыплят кубиками – получился птичий двор. Играет, радуется, цыплят кормит. Прицелился Алеша мячом: ба-бах! И нет дворика! Гордый стоит Алеша – попал в цель! Ему только жаль, что ребята не видели. Вопросы: что сказали бы ребята, если увидели? Как научить играть, не разрушая игру соседа? Действия воспитателя.

Время 5-7минут

5 этап:  упражнение  «Продолжи предложение»

Воспитателям по очереди предлагается продолжить свой  вариант фраз:

 «Мне не нравятся дидактические игры, потому что ….»

«Мне нравятся сюжетно-ролевые игры, так как я….»

«Больше всего мне нравятся …. Игры, потому что….»

«Я думаю, что игра полезна тем, что…»

« Моя самая любимая игра…., потому что…»

«Я считаю, что в игре дети учатся…»

«Мне не нравятся интеллектуальные игры тем, что…»

«На мой взгляд, самые полезные игры для детей это….потому что…»

«Я думаю, что в игре каждый ребёнок….»

Уважаемые жюри,  предлагаем вам подвести итоги. Награждение

После оглашения результатов:

Ведущий (заключительные слова):

Уважаемые коллеги, нам необходимо убедиться самим и убедить родителей в том, что игра необходима ребенку, и показать, как можно помочь детям овладеть сложными формами игры, способствующими развитию. Игровые умения у детей формируются достаточно быстро. Для совместной игры с ребенком даже не нужно отрываться от домашних дел. Затрачивая не так уж много времени на формирование игры у ребенка, мы обеспечиваем его содержательную самостоятельную деятельность, продвижение в развитии и счастливое детство. Так что потраченные силы и время взрослых окупятся сторицей.  В заключение нашей встречи, хочется поблагодарить вас за сотрудничество, пожелать творческих находок в нашей трудной, но интересной работе.

По окончанию игры воспитателям вручают памятки

Памятка для взрослых.

Принципы формирования сюжетной игры:

  1. Не объясняйте ребенку, как надо играть, а играйте вместе с ним, принимая позицию партнера, а не учителя.
  2. Не забывайте о своевременном оснащении ребенка более сложными способами игры, используя для этого ее особые формы и развертывая соответствующим образом ее сюжет.
  3. Не упускайте из виду, что ребенок должен научиться согласовывать игровые действия с партнерами-сверстниками. Поэтому не стремитесь  все время «угадывать» направление его мысли. Партнеры по игре должны пояснять смысл игровых действий друг другу. Делайте это сами и стимулируйте к этому ребенка.

Приложение Памятка для взрослого

Последовательность смысловых блоков сказки

  1. Фиксация первоначальной недостачи, неосуществленного желания (нехватка какого-то предмета; нарушение запрета, в результате которого  с персонажем что-то случилось); отсылка или самостоятельный уход героя за недостающим объектом.
  2. Встреча героя с дарителем волшебного средства; предварительное испытание героя (на силу, ловкость, доброту, смекалку и т.п.).
  3. Получение героем волшебного средства от дарителя; преодоление с помощью него препятствий на пути к недостающему объекту.
  4. Встреча героя с противником - антогонистом (обладателем недостающего объекта); основное испытание героя (борьба с противником - антогонистом).
  5. Победа героя и получение им искомого объекта.
  6. Возвращение героя и получение им награды.

При этом важно отметить:

  1. Нельзя заранее объяснять эту схему ребенку и требовать от него придумывания по схеме. В таком случае игра превратится в учебную задачу, потеряет характер свободной и не обязательной деятельности.
  2. Даже если взрослый заготовит заранее конкретный вариант трансформации какой-либо сказки, он не может и не должен быть реализован в совместной деятельности, так как в ходе придумывания ребенок будет вносить свои предложения, разворачивать сюжет по-своему. Придуманная вдвоем сказка отличается от замыслов каждого из партнеров. В придумки можно играть не больше четырех партнеров.