Что как ни сказка помогает ребенку понять то, чего хотят до него донести взрослые?! И что как ни «волшебство» сенсорной комнаты поможет сделать сказку яркой, волнительной, наполненной чудесами и фантастическими образами?!

 Селищева Татьяна Викторовна

 

Своевременные поиски путей оказания общеразвивающей, коррекционно-развивающей психологической помощи детям с ЗПР с момента поступления в детский сад и до поступления их в школу способствовали изучению учебно-методического пособия «Темная сенсорная комната-мир здоровья» под общей редакцией В. Л. Жевнерова, Л. Б. Баряевой, Ю. С. Галлямовой. Авторский опыт работы с разными категориями детей с применением интерактивной среды темной сенсорной комнаты, подтвердили необходимость целенаправленной психолого-педагогической работы с детьми с ЗПР в разных сферах и направлениях развития. И послужил к созданию программы «Вдохновение», которая включает в себя мультимодальный подход в психолого-педагогическом сопровождении детей с ЗПР в условиях специально оборудованной полифункциональной интерактивной среды в темной сенсорной комнате в сочетании с методами и техниками игротерапии, сказкотерапии, телесно-ориентированной терапии   и релаксации.   Описание:  Селищева Татьяна Викторовна

Новизна программы.
В качестве методической основы программы «Вдохновение» систематизированы и адаптированы:
Коррекционно-развивающая программа «Погружение в сказку» Н.А. Погосовой раскрывает основные ресурсы для развития эмоционально-волевой сферы, речи у детей с проблемами в развитии.
Сказкотерапевтические занятия «Сказки и игры с «особым» ребенком» Е. Л. Набойкиной, которые строятся на коррекционно-развивающих играх, в основу которых положены сказки.
Пособие «Психологическая работа с детьми в сенсорной комнате: формы и методы» Е.В Караваевой представляет систему психологической работы с детьми дошкольного возраста в адаптационный период, а также коррекции тревожности, агрессивности по средствам игротерапии в темной сенсорной комнате.
Программа «Вдохновение» направлена на обеспечение успешной адаптации детей с 3 лет с ЗПР к условиям ДОУ, снижение числа детей «группы риска» с дезадаптацией и незрелым уровнем развития. Своевременное оказание психологической помощи детям с ЗПР имеющие проблемы с речью, эмоционально-волевой стабильностью и нарушениями в поведении (агрессивность, тревожность, двигательная расторможенность или СДВГ).
Магическое воздействие сенсорной комнаты создает невидимый мост между ребенком и взрослым, увеличивает воспитательный потенциал, развивает творческое мышление и умение удивляться.
Программа «Вдохновение» в условиях темной сенсорной комнаты предполагает не столько знакомство детей с ЗПР с интерактивным оборудованием, сколько непосредственное привлечение их к активному участию в сенсорно-перцептивной, моделирующей и речевой деятельности. Это способствует развитию инициативы, творческой активности, воображения, формирует чувство самоценности и самодостаточности.
Оборудование темной сенсорной комнаты используется в зависимости от характера и сюжета сказочного произведения. В ряде занятий световые эффекты выступают фоном, усиливающим эффект совместного взаимодействия ребенка и взрослого с различными дидактическими игрушками, реальными предметами и т. д.
В ходе работы со сказками ребенок на вербальном и эмоциональном уровне учится осознавать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерять на себя роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного. Будучи в роли, он может оценить свой поступок, взглянуть на себя как бы со стороны, а также иными глазами посмотреть на окружающий мир и близких людей.
В результате использования сказки у детей с ЗПР, появляются новые представления о людях, их взаимоотношениях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. Немаловажно, что сказка содержит простые образы: животных, героев, с которыми ребенку с ЗПР проще идентифицировать себя, чем с реальной ситуацией.
Игры способствуют решению различных психологических проблем в развитии сенсорно-перцептивной, психомоторной сферы, познавательных процессов, коммуникативной сферы, гармонизация и развитие эмоционально-волевой сферы, коррекции неадекватных форм поведения, развитие речи. Сокращается адаптационный период к условиям детского сада у детей, разнообразные игровые и неигровые приемы объединяют детей в подгруппы, обеспечивают создание доброй, безопасной ситуации, формируют чувства уверенности в окружающем, оказывают профилактическую помощь и предупреждают «дезадаптацию».
По мере расширения сферы общения дети с ЗПР испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок с ЗПР учиться преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами и своим поведением.
Эффект игры определяется практикой новых межличностных отношений, которую приобретает ребенок с ЗПР в ролевой игре как со взрослым, так и со сверстниками. А значит, перед ним раскрываются широкие возможности выражения чувств и переживаний, которые не могут быть приняты и поняты в реальных отношениях ребенка с миром. Игра является единственным видом деятельности, где ребенок оказывается свободным от принуждения и давления со стороны враждебной к нему среды. Отношения свободы и сотрудничества, формирующиеся взамен отношений принуждения и агрессии, приводят к терапевтическому эффекту и гармонизации личности ребенка с ЗПР.
Таким образом, представленная систематичность в коррекционной работе с детьми с ЗПР в интерактивной среде темной сенсорной комнате позволяет развить самосознание ребенка, управление эмоциональными реакциями, способствует модификации, трансформации поведения, от чего впоследствии будет зависеть успешность учебной, трудовой деятельности ребенка с ЗПР, а самое главное - успешность его социализации.