«Активизация познавательной деятельности детей с нарушениями зрения посредством мультимедийных презентаций»

Жукова Галина Эдуардовна


в 2010 году тифлопедагогами  и логопедом нашего учреждения началась работа по внедрению в коррекционно - образовательный процесс проекта "Мультимедийные презентации". В январе 2014 года за профессиональный проект "Активизация познавательной деятельности детей с нарушениями зрения посредством мультимедийных презентаций" в окружном этапе городского конкурса "Инновации в образовании" (номинация "Новые подходы в организации дошкольного образования") был отмечен поощрительным дипломом отдела образования администрации Центрального округа г.Новосибирска авторский коллектив.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_diplom.docx40.96 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад компенсирующего вида  № 312 «Жемчужинка»

ПРОЕКТ

 Активизация познавательной деятельности детей с нарушениями зрения посредством мультимедийных презентаций

НОВОСИБИРСК, 2013

Долгосрочный, информационный проект

Активизация познавательной деятельности детей с нарушениями зрения посредством мультимедийных презентаций.

Состав проектной группы: Золотухина Светлана Борисовна – учитель-дефектолог, Жукова Галина Эдуардовна - учитель-дефектолог, Лазарева Лариса Владимировна – учитель- логопед.

Тип проекта: информационный, долгосрочный

По количеству участников: групповой

По характеру содержания включает: детей старшей, подготовительной группы, воспитателей, воспитателя по ИЗО,   родителей.  

Актуальность проекта:

 Дошкольное детство является важным периодом в развитии детей. От его особенностей в значительной степени зависит дальнейшее психическое развитие ребенка.

Нарушение зрения накладывает отпечаток на весь ход развития ребенка, создает своеобразие, характеризующееся рядом особенностей. Несмотря на отрицательные влияния дефекта, развивающийся организм ребенка имеет  огромные  возможности, используя которые ребенок с нарушением зрения познает окружающий мир.

Снижение остроты зрения отрицательно влияет на точность, полноту и скорость восприятия, что замедляет и затрудняет узнавание предметов и изображений, представления и знания детей о предметах реального мира скудны и схематичны. Образуются недостаточно четкие, нестойкие, а иногда и неправильные представления воспринятых предметов, дети затрудняются в установлении причинно-следственных связей, снижается уровень эмоционального восприятия окружающего. Сравнительно медленно происходит запоминание наглядного материала, что обусловлено нечеткостью восприятия,  недостатки которого отрицательно влияют на развитие психических функций.

Актуальность использования информационных компьютерных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях компьютерных обучающих программ, что позволяет объективно реализовать идеи индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения.

Мультимедийные презентации (М/П), как часть компьютерных технологий, являются эффективным средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения и повысить его результативность. Мультимедийные презентации (М/П) позволяют представить обучающий и развивающий материал, как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фотографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Цель проекта: социализация и успешная интеграция детей с нарушениями зрения  в общество нормально видящих сверстников.

Задачи проекта:

Системное и многоплановое формирование четких конкретных представлений детей с нарушениями зрения об окружающем мире;

Развитие навыка смысловой обработки представлений об окружающем мире путем сравнения, классификации, обобщения;

Формирование  у детей умения фиксировать и закреплять образы объектов в памяти, как базы для формирования понятий;

Развитие эмоциональной сферы детей и умения контролировать собственные эмоциональные, поведенческие проявления;

Развитие образности речи посредством вербализации визуально воспринимаемого материла.

Воспитание познавательных интересов и любознательности;

Одним из основных условий реализации проекта является Интеграция различных образовательных областей и осуществление принципа «многоканальности» восприятия.

 Этапы:

I Этап- Подготовительный:

- Составление плана работы;

- Создание банка мультимедийных презентаций по каждой теме;

- Подбор физминуток и зрительных гимнастик, не нарушая логики занятия;

- Подбор мультфильмов по теме;

II Этап –Основной

- Работа с детьми:

- Просмотр презентаций;

- Беседа;

- Рекомендации на дом;

- Обсуждение творческих работ;

III Этап – Аналитический (диагностический)

IV Этап – Заключительный

- Подведение итогов;

- Выставка творческих работ;

- Поощрение семей, активно участвующих в реализации проекта;

Форма работы по реализации проекта:

- Непосредственная образовательная деятельность;

- Создание тематических альбомов;

 - Семейные творческие работы, сочинение стихов, рассказов и сказок по заданной теме;

- Создание уголка «Тема недели»  в развивающей среде группы.

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:

  • расширяют и  обогащают зрительные представления детей;
  •  осуществляют полисенсорное восприятие материала;
  •  дают возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора  и  «SMART доски» в многократно увеличенном виде;
  •  знакомят детей с объектами, предметами и явлениями, восприятие которых затруднено в естественном опыте ребёнка;
  • осуществляют демонстрацию объектов, более доступно для восприятия;  
  •  активизируют зрительные функции, способствуют развитию внимания, восприятия, мышления, речи;
  • значительно повышают интерес детей к предлагаемому материалу.

При использовании интерактивных средств обучения соблюдаются следующие условия:

  • Применение мультимедийных презентаций должно быть методически обоснованно.
  • Цель применения М/П может быть как общего характера (информационно-познавательная или психолого-педагогическая), так и дидактическая (ближайшие дидактические цели обучения).
  •  М/П должны обеспечивать высокое качество подачи материала с  использованием различных коммуникативных каналов (текстовый, звуковой, графический, сенсорный).
  • М/П должны органически вписываться в систему построения учебного занятия. Поэтому необходимо учесть их влияние на его структуру, методику изложения учебного материала и т.д.
  • Системность применения М/П (презентации проводятся еженедельно в течение года, в соответствии с тематическим планированием).

В 2010 году тифлопедагогами и логопедом нашего учреждения были разработаны и подобраны серии мультимедийных тематических презентаций. Система занятий  построена в соответствии с тематическим планированием ДОУ, имеет коррекционную направленность, которая  создает предпосылки для формирования дифференцированного восприятия, расширяет и обогащает представления детей об окружающем мире. Данная система помогает преодолеть присущий детям с нарушениями зрения вербализм. Вербализация зрительно представляемого материала повышает образность речи детей, активнее включается логический анализ зрительных свойств объектов при их восприятии на дальнем расстоянии. При сформированности представлений, обозначенных словом, речь у детей с нарушением зрения не будет носить формальный характер.

На каждую тему составлены занятия с учетом возраста детей. Новая тема вводится дефектологами до проведения занятий по данной теме в группе, реализуя пропедевтический принцип обучения. Наглядный  материал  адаптирован соответственно офтальмо-гигиеническим требованиям для дошкольников с нарушениями зрения.

Ожидаемые результаты проекта:

  • Сформированность четких конкретных представлений у детей с нарушениями зрения об окружающем мире;
  • Умение фиксировать и закреплять образы объектов  в памяти, как базы для формирования понятий;
  • Развитие у детей навыка смысловой обработки представлений об окружающем мире путем сравнения, классификации, обобщения;
  • Умение контролировать собственные эмоциональные, поведенческие проявления;
  • Преодоление вербализма, обогащение образности речи;
  • Сформированность у детей дошкольного возраста ключевых компетентностей – коммуникативных, деятельностных, освоение общечеловеческих ценностей;
  • Умение использовать приобретённые знания в самостоятельной деятельности;
  • Участие родителей в реализации проекта;
  • Социализация и успешная интеграция детей с нарушениями зрения  в общество сверстников.

Структура мультимедийных презентаций:

Ознакомительная часть (показ тематически подобранного видеоряда снабженного музыкальным сопровождением, различными звуками: звуки природы, бытовые шумы, голоса животных и птиц и др.);

Обратная связь (вопросно-ответная часть, реализуемая с помощью загадок, ситуативных бесед, диалогов, вопросов);

Зрительные упражнения и физминутки, двигательные и релаксационные паузы по теме М/П);

Энциклопедическая часть (аудиоэнциклопедия, снабженная визуальным рядом, чтение литературных произведений и т.п.);

Развлекательная (мультфильмы, видеоклипы, подобранные в соответствии с темой);

В конце М/П подводится итог. Даются рекомендации на дом.

Возможность реализации проекта в образовательных учреждениях:

Проект рассчитан на один учебный год.

- проект реализуется в нашем учреждении в течение четырех лет;

-презентация проекта прошла в рамках обучающих мероприятий по модульным программам повышения квалификации для специалистов образовательных учреждений России, работающих с детьми с ОВЗ на базе стажировочной площадки нашего учреждения.

 Имеющиеся методические наработки:

Пять печатных статей в сборниках научно-практический конференций СУВАГ, НГПУ.

Материально – техническая база для реализации проекта:

-Интерактивная SMART доска Activ-Board с возможностью установления заданной высоты;

-Проектор – PROMERTHEAN;

- Компьютер или ноутбук;

- Помещение не менее 30 кв.м.

- Детские стульчики по количеству участников;

ВЫВОДЫ

  • Использование современных информационных технологий облегчает подготовку к занятиям, наполняет и делает их более разнообразными.
  • Активное внедрение мультимедийных презентаций в воспитательно-образовательный процесс ДОУ вызывает у ребенка живой интерес, является прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия, помогает обогащению интеллектуального и эмоционального развития ребенка, способствует повышению качества образования.
  • Еженедельный просмотр мультимедийных тематических презентаций позволяет:
  • реализовать принцип комплексно-тематического планирования;
  • интегрировать различные образовательные области;
  • осуществлять принцип «многоканальности» восприятия, что особенно важно для развития детей с ОВЗ, в частности, с нарушениями зрения.

План тематических мультимедийных презентаций (пример)

дата

тема

Программные задачи, коррекционные задачи

Динамическая пауза с элементами зрительной гимнастики

(примерное содержание)  

15.09.2014

Овощи. Огород.

Систематизировать  и расширять знания об овощах, их разнообразии.

Коррекционные задачи: Обогащение зрительных представлений, развитие зрительного внимания и восприятия,  диалогической речи, речевого слуха, интонационной выразительности речи, обогащение словаря.

Словарная работа: морковь, картофель, вырастили,  срезать, укладывать, хранить, готовить, варить, жарить, солить, мариновать.

Посмотрите вправо-влево

Сколько овощей созрело!

Солнце летом припекало -

Подрастать всем помогало!

Бабочки вокруг летали

И цветочки опыляли!

Вот редиска – рассмотрели?

И пониже мы присели.

А теперь глаза закроем -

И подумаем, и вспомним,

Что растет у вас на грядке?

Расскажите- ка, ребятки!


 

Комментарии

Жукова Галина Эдуардовна

Спасибо!