Влияние фитбол – гимнастики на формирование осанки детей дошкольного возраста.

Субботина Марина Владимировна

В настоящее время научно-технический процесс, широкая автоматизация и компьютеризация общества неуклонно приводят с одной стороны к интенсификации умственного труда, с другой стороны - к естественному снижению мышечной работы человека и нарушениям его опорно-двигательного аппарата.

Проявление неоднозначного отношения к телу: с одной стороны «соматический негативизм», который проявляется в равнодушии к собственному физическому здоровью, в недоверии к собственному телесному опыту, с другой - соматизация человека, проявляющаяся в абсолютном возвеличивании достоинств скелетно-мышечного аппарата.

Не включённость телесно-физических характеристик человека в систему социокультурных ценностей приводит к ухудшению состояния здоровья детей, росту девиантного поведения, формированию личности с нездоровым, истощённым, зависимым телом, к развитию комплексов неполноценности, к нравственной опустошенности, разрушению целостности личности.

Широкое включение фитбол - гимнастики способствует формированию правильной осанки у детей.

Осанка начинает формироваться с первых дней жизни ребенка. И поскольку его костно-мышечная система еще не совершенна и обладает мягкостью, хрупкостью и эластичностью, то необходимо создание правильных гигиенических и педагогических условий для формирования осанки ребенка во избежание серьезных последствий ее нарушений. Отклонения в развитии осанки отрицательно сказывается как на физическом развитии ребенка, так и на деятельности его сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма. Одной из эффективных коррекционных форм работы с детьми дошкольного возраста является лечебная гимнастика. Фитбол – гимнастика является разновидностью лечебной гимнастики, такой системы упражнений, которая дает занимающимся бодрость, здоровье, мышечную радость, повышает тонус нервной системы.

Наиболее эффективные виды организованной деятельности: комплексы упражнений фитбол - гимнастики в физкультурно – оздоровительном процессе ДОУ; подвижные игры, основанные на элементах фитбол- гимнастики в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности; система занятий фитбол- гимнастикой, направленная на формирование, коррекцию и поддержание осанки и предупреждения ее нарушений.

Интеллектуально-двигательные занятия способствуют накоплению знаний у детей о строении своего тела, об осанке, причинах ее нарушений и способов сохранения правильной осанки.

Система занятий фитбол – гимнастикой, способствует формированию правильной осанки. Традиционные упражнения выполняются на жесткой опоре, а, следовательно, создают для детей большую ударную нагрузку на позвоночник и момент травмоопасности. Этого можно избежать, если заниматься на специальных эластичных мячах (фитболах). Мячи помогают придать занятиям новизну, благодаря им создаются наиболее оптимальные условия для правильного положения туловища и поэтому нагрузка, приходящаяся на межпозвоночные диски, будет распределяться  равномерно.

Методика по своей направленности оправдывает цель – оздоровления детей с нарушением осанки, но нельзя забывать, что эмоциональная сторона, особенно для детей, которым нравиться яркая окраска фитболов, оказывает большое влияние для более эффективного восприятия упражнений.

Широкое включение фитбол - гимнастики в педагогический процесс ДОУ влияет на формирование правильной осанки у детей.

 

 

 

Список литературы:

1.      Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. - М.: Просвещение, 1986.

2.  Веселовская, С.В. Фитбол тренинг [Текст] / С.В. Веселовская, О.Ю. Сверчкова, Т.В. Левчинкова // Пособие по фитбол-аэробике и фитбол-гимнастике. – М.: ННОУ Центр «Фитбол», 1998.

3.      Готовцев П.И. и др. Лечебная физическая культура и массаж. - М.: Медицина, 1987, с.303.

4.  Жданкина, Н.В. Корригирующая гимнастика в профилактике нарушений осанки у детей дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Жданкина // Методические указания. – Екатеринбург.: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006.

5.      Зайцев Г.К., Колбанов В.В., Колесникова М. Г., Педагогика здоровья. - Санкт-Петербург, 1994.

6.  Жданкина, Н.В. Корригирующая гимнастика в профилактике нарушений осанки у детей дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Жданкина // Методические указания. – Екатеринбург.: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006.

7.      Зайцев Г.К., Колбанов В.В., Колесникова М. Г., Педагогика здоровья. - Санкт-Петербург, 1994.

8.      Манчинский В.И. Гимнастика, исправляющая осанку. - М.: Медгиз, 1960.

9.      Осик В.И. и др. Корригирующая гимнастика при нарушении осанки и деформациях позвоночника. - Краснодар, 1994.

10.Потапчук А.А., Лукина Г.Г. Фитбол-гимнастика в дошкольном возрасте: Учеб.-метод. пособие / Под ред. С.П.Евсеева. – СПб., 1999. – 80 с.

11.Саркисян А., Ованесян Г. Как выработать правильную осанку у младших дошкольников // Дошкольное воспитание. -№2. 1989.