Технология проблемного обучения

Самсонова Юлия Александровна
Что же такое проблемное обучение? 
Проблемное обучение в детском саду  - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.
Чем же отличаются перечисленные выше формы организации проблемного обучения?
1) Проблемный вопрос: это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения. 
«Как вы думаете, почему в природе можно встретить ящериц и зелёного цвета и желтовато-коричневого?».
«Почему на участке одни лужи высохли быстро, а другие долго не высыхают?»
Т.е.,  вопрос «Когда опадают листья?» предполагает конкретный ответ на основе знаний – это просто вопрос.
В вопрос «Почему осенью опадают листья?» является проблемным, т.к. требует от детей при ответе на него рассуждений. 
2) Проблемная задача: дети должны найти решение на поставленный в задаче вопрос.
Примеры проблемных задач.
Проблемная задача №1.
Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?
Дети рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут», « Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом». В ходе рассуждений они демонстрируют  имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей  приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче. «Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический», «Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы», «Можно взять в руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и всплыть».
Проблемная задача №2.
 «Кувшин с узким горлом наполовину заполнен водой. Как лисе напиться из кувшина?» Ответ на вопрос дети отыскивают, опираясь на имеющиеся знания из рассказа Л.Толстого «Хотела галка пить» или же приходят к поиску ответа самостоятельно на основе опытнической деятельности, организованной воспитателем.
 Проблемная задача №3.
В воду положили две ложки. Почему одна ложка утонула, а другая нет?» 
 
 
 
 
 
3) Проблемная ситуация создается при нехватке знаний у детей.
Именно проблемная ситуация, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления. Противоречие – основное звено проблемной ситуации.
(Противоречие - положение, при котором одно исключает другое, несовместимое с ним, противоположное ему.) 
 
Например, металлические предметы  в воде тонут, но корабль, построенный  из металла, плавает. Возникает противоречие, неопределённость, почему? 
Для того, чтобы решить данную проблемную ситуацию,  педагог организует ряд опытов с предметами, демонстрируя, что металлическая гирька, опущенная в воду сразу тонет, но эта же гирька, положенная на металлическую крышку, не тонет. Почему? Что удерживает её на воде? Воспитатель вопросами наталкивает детей на поиск ответа, обращая внимание, что крышка заполнена воздухом, т.к. есть бортики. Чем выше бортики, тем больше воздуха в крышке, а, следовательно,  и груз большего веса может удержаться на ней,  не утонув. 
Рассматривая корабль, дети приходят к выводу, что его подводная часть полая, наполнена воздухом, поэтому корабль, сделанный из металла,  не тонет.
Аналогичный опыт можно проделать со стеклянной баночкой: пустая, закрытая крышкой банка,  на поверхности воды плавает, а банка, заполненная водой,  сразу тонет.
Что включает в себя проблемная ситуация? Каковы ее основные компоненты? Психологи выделяют три основных компонента:
неизвестное, т.е. усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности; 
познавательная деятельность; 
творческие возможности и достигнутый уровень знаний. 
Рассмотрим эти компоненты на конкретном примере проблемной ситуации:
1) предлагается прочитать слово ГВОЗДИКИ.
2) нарисовать предмет, который обозначает, по-вашему,  это слово.
3) рисунки вывешиваются на доску, рассматриваются (дети обмениваются мнениями, обсуждают увиденное, дети спорят,  кто нарисовал «правильно»)
4) воспитатель выдерживает эмоциональную паузу, спрашивает: «Почему вы нарисовали два таких разных предмета: гвозди и цветы? Ведь было написано одно слово.
5) выслушивает мнения детей, предположения, смысл которых сводился к следующему: в этом слове скрыты два слова, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному.
 
 
 
 
 
6) предлагает произнести эти слова и послушать,  как они звучат,  определить в чем тут разница в произношении (показывает рисунки) гвоздики, гвоздики.
Так постепенно дети приходят к выводу: ударение в этом слове падает на разные слоги и от этого зависит его смысл.
  Проанализируем эту ситуацию:
Один из главных компонентов проблемной ситуации:
Новое знание, которое ребенок должен усвоить (оно раскрывается проблемной ситуацией), разрешая противоречие. 
В нашем примере в качестве неизвестного выступает новое для детей знание о том, что от места ударения в слове зависит смысл. Обычно новое знание дают в готовом виде, его надо запомнить, а затем закрепить с помощью примеров, многократных повторений и упражнений. Но изучение этой темы можно организовать проблемно так, чтобы ребенок,  столкнувшись с противоречием, захотел и смог разрешить его, т.е. открыть для себя и усвоить новое знание.
Создавая проблемную ситуацию, мы поставим детей перед необходимостью выполнения такого задания, которое столкнет их с интересным противоречивым фактором: слово одно, а на рисунках два предмета. 
Ценность противоречия в познании заключается в том, что оно воздействует на эмоции, пробуждает потребность в познании нового. Эмоция, возникшая в результате столкновения с противоречием, включает в работу мысль.
Постановка проблемы помогла каждому осознать противоречие и включиться в поиск неизвестного. Выдвигая гипотезы, принимая активное участие в беседе, организованной педагогом, и выполняя его задания, дети самостоятельно открыли новое для себя знание, сделали из факторов выводы, обобщения.
    Степень трудности проблемной ситуации  должна быть такова, чтобы с помощью усвоенных знаний и способов действия дети не могли его выполнить, но этих знаний должно быть достаточно для самостоятельного анализа (понимания) содержания и условий выполнения поставленного задания.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Дети входят в зал.
Музыкальный руководитель: здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас . Какое у вас настроение?(ответы детей). Давайте передадим свое настроение друг другу, обменявшись рукопожатием. Ну, теперь мы получили заряд бодрости и можем приступать к работе.
Отгадайте загадку:
Тает снег, ожил лужок,
День прибывает. Когда это бывает?
Дети. Весной.
Музыкальный руководитель: На земле у каждого есть родимый дом.
Хорошо и весело и уютно в нем. У собаки — конура (дети), у лисицы — нора (дети), у совы — дупло (дети), у малиновки — гнездо (дети). Где живет, по-твоему, музыкальный звук? Может, в крике чайки, клекоте орла?
Или в трубном зове доброго слона?
(дети высказывают свои предположения)
А вы хотите узнать? Для этого я предлагаю вам отправится путешествовать в чарующее королевство Музыки.