Деловая игра

Семеняка Оксана Витальевна

Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших

разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие

ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность

детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

В домашних условиях дети много времени проводят около телевизора, компьютера, часто свободное время старших дошкольников отведено посещению различных кружков и студий. Чаще всего родители отмахиваются от детских вопросов, художественная и энциклопедическая литература если даже и читается, то очень редко обсуждается. И поэтому формирование познавательно-речевой деятельности в основном ложится на плечи воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon del._igra.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Каневского района

Детский сад №3

Деловая игра для воспитателей детского сада:

«Познавательно-речевое развитие детей».

Подготовила воспитатель:

Семеняка Оксана Витальевна

2015 г.

Вступительное слово.

Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших

разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие

ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность

детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

В домашних условиях дети много времени проводят около телевизора, компьютера, часто свободное время старших дошкольников отведено посещению различных кружков и студий. Чаще всего родители отмахиваются от детских вопросов, художественная и энциклопедическая литература если даже и читается, то очень редко обсуждается. И поэтому формирование познавательно-речевой деятельности в основном ложится на плечи воспитателей.

Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области развития речи и мышления у детей дошкольного возраста, а так же повысить свою педагогическую компетентность в данном направлении.

Деловая  игра  «Познавательно-речевое  развитие  детей».

Цель

  • - формирование педагогической компетентности педагогов;
  • развивать коммуникативные качества педагогов,  умение работать  в коллективе.
  • уточнение знаний и умений педагогов по проблеме речевого развития детей.

Задачи:

1. Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников.

2. Повысить у воспитателей компетентность в области развития речи дошкольников.

4. Развивать личностные профессиональные качества педагогов.

5. Совершенствовать навыки логического мышления.

Итак, мы начинаем, я задаю вопросы, вы отвечаете.

  1. Разминка.

Не  оценивается.

Члены команд  быстро и не задумываясь заканчивают предложения и отвечают на вопросы.

1.Иглы колкие торчат прямо с детства у (ежат) .

2.В аквариум чистой водицы нальёшь, плавать, плескаться будет там( ёрш) .

3.Через горы и леса в край родной летит… (птица) .

4.Устают, наверно, скулы грызть орехи у (белки) .

5.Из цыпленка вышел толк, вырос бравый, храбрый (петух) .

6.Звонко цокают подковы на копытах у (коня) .

7.Кукарекает спросонок Милый, добрый. поросенок? Ответ: петух

8.Кто грызет на ветке шишку? Ну, конечно, это. мишка? Белка

9.Кто взлетит с цветка вот-вот? Разноцветный. бегемот? Бабочка

10.Кто с утра в хлеву мычит? Я так думаю, что. кит? корова

11.Кружевную паутину Сплел искусно. Буратино? паук

12.В курятнике большая драка! Кто зачинщики? Два. ? петуха

13.Очень медленно и тихо По листу ползет. ? улитка

14.Нарушая утром тишь, Распевает в роще.? Соловей

15.В речке я люблю резвиться, В стайке плавать, ведь я -. ? рыба

16.Меж коряг устроил домик Шар колючий - добрый. гномик? ёж

17.Землю клювиком я рою, Но не домик себе строю, Червячка ищу я, вот! Угадали, кто я?. крот? цыпленок

  1. «Конкурс с пословицами».

 «Переведи» пословицу на русский язык:

Первая  команда.

1.  - Сын леопарда – тоже леопард (Африка)       -              Яблоня от яблони недалеко падает.

2  .-  Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан)          -         Шила в мешке не утаишь.

3. - Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)               -              В тихом омуте черти водятся.

4.Назовите пословицы про дружбу.

Вторая  команда.

1.  - Молчаливый рот – золотой рот. (Германия)    -       Слово – серебро, а  молчание – золото.

2.  - Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)           -                Язык до Киева доведет.

3. - Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция)   -   Обжегшись на молоке, дует на воду.

  1. Назовите пословицы про труд.

  1.  Конкурс   на  грамотность.

Первая  команда.

Назовите существительные в множественном числе:

инженер

директор

бухгалтер

инспектор

договор

катер

шофер

доктор

профессор

повар

Правильные ответы:

Инженеры директора, бухгалтеры, инспектора , договоры, катера,  шоферы, доктора, профессора, повара

Вторая  команда.

Назовите в родительном падеже, множественном числе:

носки -

 чулки -  

ботинки -

 килограммы -

яблоки –

полотенце-

апельсины-

помидоры –

рельсы-

 Правильные  ответы:

 Носков ,  чулок, ботинок,   килограммов,, яблок, полотенец, , апельсинов,        помидоров, рельсов.

4.Ударение

. Необходимо проставить в словах ударение..

Иконопись         икОнопись

Глажение           глАжение,

Квашение          кваАшение,

Крашение          краАшение,

Упрочение        упроОчение,

Обеспечение      обеспЕчение,

Сосредоточение   сосредотОчение,

Газопровод       газопрОвод,

Мусоропровод  мусоропрОвод.

Столяр              столЯр

Звонит               звонИт,

Договор           договОр.

Красивее          красИвее,

Каталог           каталОг,

Сливовый        слИвовый,

Петля               пЕтля.        

5.  В наборе слогов зашифрованы русские народные сказки.  Учитывается скорость работы и правильность. Ответы необходимо написать под каждым заданием.

1 команда

кашечрохав    («Хаврошечка»)

боклоко            («Колобок») 

зоркомо            («Морозко»)

комерет           («Теремок»)

 2 команда

очвокамйюд     («Дюймовочка»)

дыродйом         («Мойдодыр»)                            

гукароснеч      («Снегурочка»)

щеинакатар     («Тараканище»)

6. Литературная страница.

Побеждает  та  команда,  которая  быстро  и  правильно  ответит  на  вопрос.

1. Автор сказки «Красная Шапочка». (Шарль Перро.)

2. Назовите украинскую сказку, созвучную по сюжету русской народной
сказке «Теремок». («Рукавичка».)

3.Советские писатели, создававшие произведения о природе для детей. (Сладков, Бианки, Чарушин.)

4. Автор сказки «Гадкий утенок». (Ганс Христиан Андерсен.)

5. Известный советский писатель, написавший большое количество стихотворных сказок для детей. (Корней Иванович Чуковский.)

6. Назовите наиболее известные сказки А.С. Пушкина. («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и о работнике его Балде».)

7. Из какой сказки заимствовано крылатое выражение: «Ловись рыбка большая и маленькая!»? («Лисичка-сестричка и Серый Волк».)

8. Самый высокий герой Сергея Михалкова. (Дядя Степа.)

9 .        О каком зверьке С. Маршак создал сказку в умном и глупом варианте?
(О мышонке.)

10.        Сказка, в которой девочка сначала ела только пшеничные пирожки, а потом полюбила и ржаные. («Гуси-лебеди».)

11.        Назовите имя прообраза нашего Буратино? (Пиноккио.)

12. В какой сказке девочка смогла пролезть в коровье ушко? («Крошечка-хаврошечка».)

13. В какой сказке народов Севера девушка превратилась в птицу из-за своей привлекательной внешности?(«Айога».)

14. Кто такие «Крылатый, мохнатый да масленый»? (Воробей, мышонок и блин.)

15. Как хвастал заяц в одноименной сказке? («У меня не усы, а усищи, не лапы,а лапищи, не зубы, а зубищи».)

16. Автор сказки «Серебряное копытце»? (Бажов.)

17. Автор сказки «Конек-горбунок»? (Ершов.)

18. Писатель и художник, автор книг «Ребятам о зверятах», «Про Тюпу» и др.? (Чарушин.)

19. Сказка, в которой один герой говорит другому: «Как выпрыгну, как выскочу — полетят клочки по закоулочкам!»? («Заюшкина избушка».)

20. Назовите самый известный вариант итальянской сказки, пересказанной Алексеем Толстым? («Золотой ключик, или Приключения Буратино».)

7.  Команды  быстро односложно («Да» или «Нет») отвечают на вопросы ведущего.

  1. Общение является ведущим средством развития речи. (Да)
  2. Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря.  (Нет.)
  3. Обучение рассказыванию по памяти предшествует обучению рассказыванию по воображению. (Да)
  4. Интонация, высота и сила голоса не входят в компоненты речи. (Нет)
  5. Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент. (Да)
  6. Оснащение группы разнообразным оборудованием не относится к разделу развития речи детей. (Нет)
  7. Детей 5 лет нельзя научить произносить  буквы.  (Да. Произносятся звуки.)
  8.  Повторное чтение является приемом формирования восприятия литературного произведения. (Да)
  9. Формирование звуковой культуры речи  относится к обязанностям логопеда, а не воспитателя.  (Нет)

8. Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста.

- Формирование словаря.

- Звуковая культура речи.

- Формировать грамматический строй речи.

- Развивать связную речь.

- Ознакомление с художественной литературой.

   9. Каковы задачи по формированию словаря?

Обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей.        

  1. Назовите  методы  ознакомления  детей  с  литературой.        

( словесный, практический и наглядный) и вам необходимо подобрать к каждому из них  приемы.

Словесный 

Чтение произведение 
Вопросы к детям по содержанию произведений 
Пересказ произведения 
Заучивание наизусть 
Выразительное чтение 
Беседа по произведению 
Прослушивание грамзаписи 

Практический 

Элементы инсценировки 
Игры-драматизации 
Дидактические игры 
Театрализованные игры 
Использование разных видов театра 
Игровая деятельность 
Наглядный 

Показ иллюстраций, картинок, игрушек 
Элементы инсценировки 
Движение пальцами, руками 
Схемы 
Алгоритмы 
Просмотр видеофильмов, диафильмов 
Оформление выставки

11.   Какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже задачи по ознакомлению с художественной литературой:

  1.  Воспитывать умение слушать внимательно сказки, стихи, рассказы. Следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Учить понимать смысл произведения; воспроизводить с помощью вопросов воспитателя содержание в правильной последовательности; выразительно читать наизусть небольшие потешки и стихотворения.  

       (2-ая младшая группа)

  1. Учить различать жанры литературных произведений  и некоторые особенности  каждого жанра. Учить эмоционально передавать содержание небольшого прозаического произведения и выразительно читать наизусть стихотворения. Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи. Учить понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. (Подготовительная к школе группа)

  1. Продолжать развивать интерес и любовь к художественной литературе. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Учить оценивать поступки героев, характеризовать некоторые нравственные качества (добрый, злой, смелый). Учить выразительно читать стихотворения, потешки. (Средняя группа)

 12.   Назовите основные требования к оформлению книжных уголков.
- рациональное размещение в группе, 
- соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы, 
- соответствие интересам детей, 
- постоянная сменяемость, 
- эстетическое оформление,
- востребованность.

13.  Отберите  книги  в  соответствии  с  возрастной  группой (младшей, средней,  старшей). 

  1. А. Барто « Уронили мишку на пол», З. Александрова «Мой мишка», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь», К. Чуковский «Краденое солнце», (2-ая младшая)
  2. «Лисичка со скалочкой», «Жихарка», «Рукавичка», «Волк и лиса», Б. Гримм «Горшок каши» ( средняя)
  3. С. Есенин «Черемуха», А Толстой «Золотой ключик», М. Пришвин «Золотой луг», Л. Толстой «Филипок», «Спящая красавица» (подготовительная)

14. В каких видах деятельности развивается речь ребенка?

- Д/игры;

- Сюжетно-ролевые  игры;

- Словесные  игры;

- Режимные моменты;

- Прогулки;

- Занятия.

Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области развития речи дошкольников; вспомнили методы и приемы способствующие речевому развитию детей.