Влияние мультфильмов на психическое развитие ребенка

Мясникова Анна Юрьевна

Влияние мультфильмов на психическое развитие ребенка.

«Убедительно просим увести ваших детей от наших голубых экранов» – говорит диктор телевидения в знаменитом мультфильме про Карлсона.

 А между тем, жизнь современных детей почти невозможно представить без телевизора. Признаемся честно, нам, дорогие родители, так просто удобно – дети вроде бы чем-то заняты, они  не мешают нам делать домашние дела и вообще просто не мешают отдохнуть после тяжелого рабочего дня. Порою, мы практически не разговариваем со своими детьми. При общении с ними используем односложные слова типа: «Поставь!», «Отойди!», «Молодец», «Быстрее!», «Не трогай!» и т.д. Но при этом от своих детей мы ждем, чтобы они были вежливыми, успешными в учебе, чтобы их было видно, но не слышно! Чтобы понять, стоит ли «ящик» делать собеседником и воспитателем наших детей, важно посмотреть, как же влияет телевизор на наших любимых чад. Оставляя  в стороне вопрос о качестве современной кинопродукции и ее  влиянии на ценности и модели поведения детей (это тема отдельного разговора), посмотрим, как регулярный просмотр телевизора, в том числе в режиме видео, влияет на физическое состояние, умственное и психическое развитие детей.

По данным за 2013 год, от 30%до 50% своего свободного времени ребенок-дошкольник проводит у экрана.

Мультфильмы- неотъемлемое средство его социализации. Психологические механизмы мультипликации как вида искусства воздействуют на сознание ребенка. При просмотре мультфильмов срабатывают следующие механизмы формирования поведения:

-Заражение – процесс передачи эмоционального состояниея отодного индивида к другому на уровне психического контакта;

-Внушение – воздействие на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок;

-Подражание –следование примеру, образцу.

У дошкольника больше всего развито подражание, поскольку в его возрасте именно так развиваются механизмы поведения. В связи с этим дети копируют героев мультфильмов и используют способы разрешения  ситуаций, которые в них демонстрируются, причем поведение персонажей воспринимается как правильное и естественное. Сравнивая себя с  мультипликационным героем, ребенок учиться воспринимать себя, преодолевать собственные страхи и трудности, ценить и уважать других.

Мультфильмы могут служить как отличным средством воспитания, так и инструментом психокоррекции.

Воздействие ТВ на здоровье ребенка

Мозговые способности ребенка наиболее активно формируются в период от рождения до трех лет. В первые 6 месяцев после рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала, а к трем годам – 80%. Таким образом, видно, что у малышей огромный объем памяти, и только от взрослых, которые их окружают, зависит, чем заполнится этот объем. Посиделки перед телевизором – это первый шаг к нарушению функции зрения вашего малыша. Причем, угнетаются не только глазки ребенка, но и его нервная система. Врачи давно бьют тревогу и пытаются донести до родителей чреватость длительного пребывания у телевизора. Малоподвижный образ жизни – это прямой путь к гиподинамии, а, следовательно, и к развитию многочисленных сердечнососудистых, нервных, эндокринных, а также костно-мышечных заболеваний.

Мультфильмы с быстро двигающимися картинками отрицательно влияют на психическое развитие ребенка.

 

Влияние негативных сцен мультфильмов на развитие ребенка

Сцена

Последствия просмотра

Главный герой ведет себя агрессивно, наносит разного рода вред другим героям

Жестокость, немотивированная злость и агрессия по отношению к другим детям.

Плохие герои остаются безнаказанными, т.е нет объяснения что хорошо, а что плохо

Ребенок пренебрегает запретами. Его представления о добре и зле становятся размытыми.

Опасные сцены, которые не могут быть реализованы в реальной жизни.

Опасные примеры поведения.  Снижение  у ребенка инстинкта самосохранения, что может нанести ущерб здоровью.

Герои транслируют не свойственное их полу поведение, смешение гендерных ролей.

Неадекватное формирование у ребенка представлений о гендерных ролях, искажение гендерной индентичности

Герои безнаказанно издеваются над немощными и старыми людьми, наносят вред животным и природе.

Знания, умения и навыки, полученные в результате систематического просмотра, могут негативно сказаться при общении с родителями и сверстниками

 

По рекомендациям специалистов, ребенок в возрасте до семи лет должен проводить у телевизора не более 30-40 минут в день! В старшем возрасте это время можно увеличить до 1,5-3 часов, разбив его на интервалы по 30-40 минут. В возрасте до двух лет ребенку вообще нельзя сидеть перед телевизором!

 Пути решения проблемы

Вариантов масса, просто надо их пытаться найти, приложив немного фантазии и желания.

  Поставьте простую и реалистичную цель, например, ограничьте время просмотра двумя мультфильмами в день.

  Приучите детей обходиться без телевизора. Возможно, вначале вы встретите некоторое сопротивление, однако в таком раннем возрасте дети легко примут новые правила игры.

 Предлагайте ему регулярно те интересные занятия, которые оказывают наибольшее влияние на развитие структур головного мозга, а именно: 1) разнообразные виды речи (устная, письменная), например, читайте с ребенком книги, рассказывайте сказки, учите скороговорки; 2)  упражнения по координации движения кисти (лепка, рисование, конструкторы и т.д.). 

 Попросите ребенка помочь вам по дому: маленькие дети любят помогать маме в мытье посуды, уборке комнаты и других домашних делах. Ваше доверие им только польстит.

 Почаще пойте вместе с ребенком – это развивает его речевые навыки и слух.

Выводы:

Оставляя своих детей у телевизора, мы не только доверяем их воспитание чужим дядям и тетям, не только наносим урон их здоровью, провоцируя задержку моторного развития, гиподинамию и ухудшение зрения; у голубого экрана мы рискуем навсегда похоронить их яркую уникальную личность с ее способностью познавать мир через собственный опыт, с ее умением полноценно общаться и строить взаимоотношения со сверстниками, с ее творческим потенциалом и умением ставить жизненные цели и достигать их. Телевизор «помогает» нам сформировать у детей пассивность и инертность характера, посредственность мышления. День за днем, незаметно методом накопительного эффекта  наш уникальный ребенок становится частью толпы, серой и посредственной. Не случайно ведущие научные коллективы университетов мира бьют тревогу: умственная деградация целого поколения неизбежна при таком объеме воздействия кинопродукции на детей.

И при этом главная ответственность лежит на нас, родителях!!!

 

 

Комментарии

Романова Надежда Сергеевна

Спасибо за статью. для меня этот вопрос сейчас актуален: младшему внуку 1 год. Дала почитать сыну и невестке.

Мясникова Анна Юрьевна

Спасибо.