Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в условиях логопункта

Работа по формированию эмоциональной лексики в структуре преодоления общего недоразвития речи включает в себя два этапа: подготовительный и основной.                                                                                                       Содержание подготовительного и основного этапов обучения реализуется на подгрупповых и индивидуальных занятиях. В процессе закрепления задания используются на музыкальных занятиях, коррекционных часах и при выполнении домашних заданий. Комплексное воздействие осуществляется поэтапно. Этапы тесно связаны между собой и взаимообусловлены. Подготовительный этап                                                                                  Цель данного этапа состоит в подготовке детей к правильному и точному восприятию эмоциональных состояний, доступных возрасту – радость, грусть, испуг, удивление, злость для последующей интеграции этих знаний в область эмоциональной лексики. Подготовительный этап включает в себя три блока.                                                                                                            Задача 1 блока — научить детей распознавать эмоциональные состояния. Реализация данной задачи проходит в беседах с детьми на вводных занятиях. Задачи 2 блока - научить различать эмоции по схематическим изображениям; сформировать умение передавать заданное эмоциональное состояние, используя мимические, пантомимические средства и графические приемы; развивать способность понимать свои чувства и чувства других людей;         В задачи 3 блока входит:                                                                           формирование воспроизведения ритма речи;                                        формирование восприятия выразительности речи;                                 формирование умений пользоваться средствами выразительности в экспрессивной речи.                                                                                       

Основной этап

Цель основного этапа — формирование эмоциональной лексики.

Основной этап состоит из трех блоков.                                                             Первый блок основного этапа включил в себя ряд следующих задач:                       - расширение словарного запаса в области эмоциональной лексики, называющей чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом;                                               - формирование синонимических и антонимических отношений;                развитие самостоятельных связных высказываний на основе эмоциональных, чувственных образов.                                                                                           Данные задачи решаются в процессе логопедических занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.                                                                                                                        Второй блок основного этапа включает в себя следующие задачи:                                                   - обогащение словарного запаса эмоциональной лексикой, состоящей из слов-оценок, с помощью которых возможно квалифицировать вещи, предметы, явления с положительной или с отрицательной стороны;                           - употребление слов-оценок в словосочетаниях, предложениях и связных высказываниях.                                                                                                Задачи третьего блока основного этапа:                                                                 - уточнение и увеличение объема словаря детей в области эмоциональной лексики;                                                                                                                                                - развитие самостоятельных связных высказываний, основанных на употреблении данной лексики для более точной и полной передачи своих мыслей, чувственных образов, эмоционального отношения к персонажам, к той или иной ситуации из сказок, рассказов, стихов и реально происходящих событий.                                                                                                      Реализация выдвинутых задач осуществляется в процессе изучения лексических тем.                                                                                                                                          Процесс развития  эмоциональной лексики у детей с ОНР III ур. не может происходить спонтанно, для этого требуется систематическая, поэтапная логопедическая работа. Данная работа позволяет решить вопросы, связанные с оптимизацией коррекционного обучения и воспитания дошкольников с ОНР, а также с подготовкой к успешной интеграции этих детей в общеобразовательные школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx16.21 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по формированию эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 ур. : «Прогулка в лес»

Цели:

- закрепление употребления антонимов;

- употребление прилагательных в сравнительной степени;

- упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными значениями.

- подбор прилагательных к существительным;

- учить различать эмоции и эмоциональные состояния;

- развивать мимику детей;

Оборудование:

- 2 корзинки;

- муляжи овощей, фруктов, грибов, орехи, шишка;

- двухтональная полоска для образования сравнительной степени имен прилагательных;

- 3 квадрата (большой, средний, маленький);

- маска «зайчик»;

- солнышки настроений, прищепки;

- наборное полотно;

- декорация леса.

Ход.

Организационный момент.

Дети под музыку входят в зал.

Логопед: Посмотрите, как красиво в лесу!

Основное содержание.

Логопед: Даже в таком красивом лесу погода бывает переменчивой.

1.Игра «Скажи наоборот» То хмуро, пасмурно, а то наоборот –

Дети: Солнечно!

Логопед: То холодно, а то наоборот –

Дети: Тепло!

Логопед: Ночь стала длинной, а день наоборот -

Дети: Коротким!

Логопед: Скажите, а кого можно встретить в лесу?

Дети: Зайчика.

2.Игра «Подбери признак»

Логопед: А какой бывает зайчик?

Дети: Зайчик маленький, серенький, пугливый.

Логопед: Кого еще можно повстречать в лесу?

Дети: Еще можно встретить лису.

Логопед: Правильно, а какая лиса?

Дети: Лиса рыжая, хитрая.

Логопед: Молодцы, а еще кто живет в лесу?

Дети: В лесу живет белка.

Логопед: Расскажите, какая белка?

Дети: Белка рыженькая, маленькая, пушистенькая.

Аналогично дети называют и подбирают признаки других животных.

Логопед: Какая чудесная поляна! Присядем отдохнуть. (Дети садятся на стульчики).

3.Игра «Назови удивленно».

Логопед: Интересно, что же лежит в этой корзине? Подойдите по одному к корзине, возьмите любой предмет и назовите его удивленно. Например: « Это морковь?!»

Дети подходят к корзинке, достают понравившийся им предмет и стараются назвать его с вопросительной интонацией: «Это яблоко?!», «Это капуста?!», «Это морковь?!».

Логопед: Молодцы. Ой, какая красивая шишка лежит в другой корзинке! Попробуйте показать голосом, что вы рады увидеть в корзине эти угощения: «Смотри, орехи!!!».

Дети подходят к корзинке, достают понравившийся им предмет и стараются произнести с восклицательной интонацией: « Шишка!!», «Орех!!», «Грибок!!».

Логопед: Вы старались, молодцы. Скажите (на наборное полотно выставляются схемы для образования сравнительной формы имен прилагательных – двухтональная полоска и картинки с изображением яблока и моркови), что полезнее, а что вкуснее.

5.Игра «Скажи со словом еще».

Логопед: Морковь сочная, а яблоко еще…

Дети: Сочнее!

Логопед: Морковь вкусная, а яблоко еще…

Дети: Вкуснее!

Логопед: Яблоко крепкое, а морковь еще…

Дети: Крепче!

Логопед: Яблоко полезное, а морковь еще…

Дети: Полезнее!

Логопед: Я вам по секрету расскажу, что в нашем лесу поселилось Чудовище. Отойдем подальше от леса (Дети выходят на свободное пространство).

6.Динамическая пауза. Дети, используя мимику лица изображают сначала чудовище, а затем мышку.

Чудовище.

Живет в норе чудовище.

Хранит в лапах сокровище.

У чудовища – длинный хвостище,

Крепки у него лапищи.

Кривы на лапищах когтищи.

Остры у него зубищи.

Черны у него глазищи.

Блестящи его усищи.

Да ты не бойся, малышка,

Чудовище – это мышка.

Пещера – мышкина норка,

А сокровище – хлебная корка.

Логопед: Страшное было чудовище?

Дети: Да.

Логопед: А мышка?

Дети: Нет.

Логопед: Если не боитесь мышки, то можно и на свои места вернуться.

7.Образование существительных с уменьшительно- ласкательным и увеличительным значением. На наборное полотно выставляются большой, средний и маленький квадраты.

Логопед: Вспомните, что было у чудовища, а что у мышки. Я назову вам слово-предмет, а вы измените мое слово.

Логопед: Хвост, а у чудовища?

Дети: Хвостище!

Логопед: А у мышки?

Дети: Хвостик!

Логопед: Лапы, а у чудовища?

Дети: Лапищи!

Логопед: А у мышки?

Дети: Лапки!

Логопед: Когти, а у чудовища?

Дети: Когтищи!

Логопед: А у мышки?

Дети: Коготки!

Логопед: Зубы, а у чудовища?

Дети: Зубищи!

Логопед: А у мышки?

Дети: Зубки!

Логопед: Глаза, а у чудовища?

Дети: Глазищи!

Логопед: А у мышки?

Дети: Глазки!

Логопед: Усы, а у чудовища?

Дети: Усищи!

Логопед: А у мышки?

Дети: Усики!

Логопед: Молодцы, хорошо умеете играть со словами. А сможете ли отгадать настроение зайчика.

8.Игра «Угадай настроение зайчика».

Логопед: Зайчик должен произнести одну фразу: «Я зайчик», но сделать это надо один раз очень-очень весело «я зайчик!!!», а другой раз – вздохнуть и грустно-грустно «я зайчик». Зайчик может сказать с любой интонацией, а вы должны угадать, какое настроение у зайчика. Игра проводится два раза.

Логопед: Настроение зайчика вы отгадали, молодцы. А какое у вас сейчас настроение? (Демонстрируются два солнышка, одно с грустным выражением, а другое с радостным.)

Заключение.

Логопед: Как вы думаете, какое настроение у этого солнышка?

Дети: Это солнышко грустное.

Логопед: Правильно, а как вы догадались?

Дети: У солнышка губы вниз опущены.

Логопед: Какое настроение у этого солнышка?

Дети: Это солнышко веселое.

Логопед: Правильно, как вы это узнали?

Дети: Солнышко улыбается!

Логопед: Поделитесь с нами своим настроением. Выберите солнышко, которое соответствует вашему настроению, и прищепите к нему прищепку.

Дети называют свое настроение и прищепляют прищепку к выбранному солнышку.

Логопед: Мне очень приятно, что у вас радостное, хорошее, веселое, замечательное настроение. Но нам пора уходить из леса и возвращаться в группу.