Основные принципы инклюзии
Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные принципы инклюзии
Инклюзивные сообщества:
- Быть инклюзивным - означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью).
- Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем)
Инклюзия означает - раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
- В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива
- Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.
Важные составляющие инклюзии:
- Разрабатывайте философию, поддерживающую соответствующую инклюзивную практику
- Всесторонне планируйте инклюзию
- В процесс создания инклюзивной школы включаются и учителя и администрация школы
- Включайте родителей
- Сформируйте понимание инвалидности у работников (школы, детского сада) и учеников
- Обучайте весь персонал школы (включая охранников, поваров и т.п.)
Неверные представления об инклюзии:
- Представление, что присутствие в школе само по себе достаточно
- Представление, что нормально бросать в воду не умеющего плавать
- Фокусирование не на целях, а на действиях
- Когда основной направленностью услуг является обучение программе, а не удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребенка
- Представление, что молчаливое сидение – это нормальная альтернатива участию
Существующие барьеры:
- Архитектурная недоступность школ
- Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми
- Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах
- Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки
Законодательные ресурсы:
- Конституция Российской Федерации
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 г. № 3266-1
- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф
- Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод
- Конвенция ООН о правах ребенка
Правила инклюзивной школы:
- Все ученики равны в школьном сообществе
- Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня
- У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей
- Планируется и проводится эффективное обучение
- Работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников
- Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика
- Семьи активно участвуют в жизни школы
- Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности
Принципы формирования индивидуальной программы обучения:
- Подходит для всех учеников (не только для учеников с инвалидностью)
- Служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика
- Является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения
- Применима ко всем составным частям программы и к привычной манере поведения в классе
- Является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения
- Составлена с целью повышения успешности ученика
Обычный учитель может быть успешен при условии, если:
- он достаточно гибок,
- ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы
- он уважает индивидуальные различия
- он умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива
- он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе
- он согласен работать вместе с другими учителями в одной команде
Результаты инклюзии:
- У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса
- Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов
- Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны
- Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика
- Появляются возможности для обобщения и передачи навыков
- Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков
- Существуют процедуры оценки эффективности
В заключение:
- Инклюзивные сообщества включают:
- Изменение взглядов в целом: "Разнообразие включает каждого"
- Необходимость начать раньше, чтобы изменить убеждения - чем раньше освоено поведение, тем лучше оно запоминается
- Возможность для каждого быть успешным
- Социальные изменения:
- Создание сообщества, в котором каждый считает свой вклад важным
- Создание сообщества, в котором партнеры работают вместе
- Начните с вашего маленького сообщества, и вы увидите результат ваших стараний по мере распространения опыта
- Действие отличается от убеждений и теории!
В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.
Альтернатива такой системы – совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т. д.).
Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.