Инновации в ДОУ

Андриевская Наталья Михайловна

Инновации в ДОУ

(консультация для педагогов)

      В настоящее время неотъемлемой составляющей деятельности современного дошкольного учреждения , которое работает в режиме развития, является внедрение инноваций. При этом качество и результаты инновационной деятельности, учитывающей госстандарты и запросы социума, во многом зависят от реализующих ее специалистов.

      Процесс обновления образования организуется людьми. Следовательно, его проектирование, запуск и поддержка будут зависеть оттого, насколько грамотно педагоги и руководители дошкольных учреждений, опираясь на достижения науки, спроектируют эту модель обновления образования - его будущее развитие.

       В современном дошкольном образовательном учреждении, занимающемся инновационной деятельностью, уже сейчас просматриваются ростки будущего. В сферу инновационной деятельности в настоящее время включается все большее количество педагогов и педагогических коллективов. Практически в каждом дошкольном учреждении происходят инновационные преобразования, связанные с внедрением новых программ и технологий, получением нового статуса, поиском эффективных моделей организации педагогического процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.

     Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, возникает противоречие между желанием и реальным результатом деятельности. Дошкольные образовательные учреждения, занимающиеся нововведениями, работают в режиме развития ( Развитие - изменения, направленные закономерные и необратимые—философский энциклопедический словарь).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsii_v_dou.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Инновации в ДОУ

(консультация для педагогов)

     В настоящее время неотъемлемой составляющей деятельности современного дошкольного учреждения , которое работает в режиме развития, является внедрение инноваций. При этом качество и результаты инновационной деятельности, учитывающей госстандарты и запросы социума, во многом зависят от реализующих ее специалистов.

     Процесс обновления образования организуется людьми. Следовательно, его проектирование, запуск и поддержка будут зависеть оттого, насколько грамотно педагоги и руководители дошкольных учреждений, опираясь на достижения науки, спроектируют эту модель обновления образования - его будущее развитие.

      В современном дошкольном образовательном учреждении, занимающемся инновационной деятельностью, уже сейчас просматриваются ростки будущего. В сферу инновационной деятельности в настоящее время включается все большее количество педагогов и педагогических коллективов. Практически в каждом дошкольном учреждении происходят инновационные преобразования, связанные с внедрением новых программ и технологий, получением нового статуса, поиском эффективных моделей организации педагогического процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.

    Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, возникает противоречие между желанием и реальным результатом деятельности. Дошкольные образовательные учреждения, занимающиеся нововведениями, работают в режиме развития ( Развитие - изменения, направленные закономерные и необратимые—философский энциклопедический словарь).

 Что же такое инновация? Приведем несколько определений этого понятия.

В современном словаре иностранных языков (1993) инновация трактуется как нововведение. В социально - психологическом аспекте инновация (нововведение)-создание и внедрение различного рода новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике (Словарь практического психолога \Сост. С.Ю.Головин. Минск).


_ модульные (комплекс частных, связанных между собой); _ системные (относящие ко всему дошкольному учреждению); 
****поинновационному потенциалу:

_ усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что имеет аналог или прототип (модификационные нововведения);

_ новое конструктивное соединение элементов существующих методик, которые в новом сочетании ранее не применялись (комбинаторные нововведения);

_ радикальные инновации;

**** по отношению к предшествующему:

_ вместо конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество);

_ прекращение использования формы работы, отмена программы, технологии (отменяющее нововведение);

_ освоение нового вида услуг, новой программы, технологии (открывающее нововведение);

_ освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но когда -то уже использовавшегося в системе дошкольного воспитания и образования.

Существуют различные причины нововведений. Так, одной из причин может стать необходимость вести активный поиск путей решения существую щих в дошкольном образовании проблем.

Подвигнуть педагогические коллективы на нововведения может стремление повысить качество предоставляемых населению услуг, сделать их наиболее разнообразными и тем самым сохранять свои детские сады. А также подражание другим дошкольным учреждениям, интуитивное представление педагогов, что нововведения улучшат деятельность всего коллектива.

Причиной может быть постоянная неудовлетворенность отдельных педагогов достигнутыми результатами, твердое намерение их улучшить. Потребность в причастности к большему, значительному делу.


Нововведение (инновация) - комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т.д. - новшества для удовлетворения человеческих потребностей (В.М.Полонский. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. М.1995).

Новшество - это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т.д.), а инновация - это процесс освоения этого средства. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению , использованию и распространению новшеств.

Участники инновационного процесса всегда должны помнить, что любое нововведение:

***добивается признания, пробивает себе дорогу «с большим трудом»;

***носит конкретно - исторический характер и может быть прогрессивным для определенного отрезка времени, но устаревать на более позднем этапе и «тормозить» дальнейшее развитие;

Новое может выступать в разных формах и быть: ***принципиально неизвестным новшеством (абсолютная новизна); ***условной (относительной) новизной;

*** «оригинальничаньем» (не лучше, но по -другому; формальная смена названий, заигрывание с наукой);

*** « изобретательскими мелочами».

Типы нововведений также группируются по следующим основаниям: 
***по влиянию на воспитательно - образовательный процесс: содержании образования;

_ в формах и методах воспитательно - образовательного процесса; _ управлении ДОУ;

**** по масштабам (объему преобразований: частные, единичные, не связанные между собой;


Стремление недавних выпускников педагогических вузов, слушателей курсов повышения квалификации реализовать полученные знания порой является началом для рождения новых идей.

И, конечно же, возрастающие запросы отдельных групп родителей, и как следствие, конкуренция между детскими садами, в том числе в удовлетворении запросов родительской общественности.


 

Анкета для выявления способностей педагогов к развитию

1-не соответствует; 2-скорее не соответствует; 3- и да и нет 4-скорее соответствует, чем нет; 5-полностью

1.Я стремлюсь изучить себя.
2.Стремлюсь оценить свои возможности в новом направлении деятельности. 3.Возникающие препятствия стимулируют мою активность.

4.Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя. 5.Рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.

6.Я анализирую свои чувства и опыт.
7.Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам на разного рода методических мероприятиях внутри образовательного учреждения и за его пределами.
8.Постоянно самостоятельно изучаю новинки методической литературы.
9.Я верю в свои возможности.
10.Стремлюсь быть более открытым человеком.

11.Я осознаю то влияние, которое оказывает на меня окружающие люди.

12.Я управляю своим профессиональным развитием.

13.Я получаю удовольствие от освоения нового.


14.Возрастающая ответственность при внедрении инноваций не пугает меня.

15. Возрастающая ответственность при внедрении инноваций помогает мне мобилизоваться

Интерпретация результатов:

**от 15 до 35-Вы находитесь в стадии остановившегося развития;

**от36 до 54 -у вас отсутствует сложившаяся система развития;

**от 55 и более -вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.