Культура речи воспитателя и детей

Андриевская Наталья Михайловна

 «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»

К. Д. Ушинский

 

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_rechi_vospitatelya_i_detey.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»

К. Д. Ушинский

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

                                               Культура речи воспитателя и детей. 
 
 

Дети каждой возрастной группы общаются со своими воспитателями на занятиях в 
игровой, бытовой, трудовой деятельности. Педагог, организуя эту деятельность, говорит с 
детьми,  знакомит  их  со  всеми  стилями  речи:  разговорным,  литературным  и  другими.                                   
Следовательно, развивающий потенциал речевой среды в целом зависит от качества речи 
воспитателя. 
Безусловная истина: речевое воспитание  ребенка в детском саду – дело огромной 
важности,  требующее  высокой  педагогической  квалификации,  безупречного  владения 
языком,  терпения  и  любви  к  воспитанникам.  Дети  черпают  свои  знания  об  языке  из 
окружающей  жизни.  Они  воспроизводят  все,  что  слышали    при  общении  с  взрослыми. 
Поэтому воспитатель должен быть внимательным к своей речи, со словарем готовится к  
работе с детьми, постоянно следить за речью детей не только на занятии, но и в бытовой   
деятельности.  И  еще  не  факт,  что  если  с  детьми  работают  педагоги  высокой 
квалификационной  категории,  что  они  пойдут  в  школу  с  правильной  речью.  Большое 
место  занимает  в  общении  с  детьми     речевое  общение  педагога  с  родителями,    детьми, 
младшим  обслуживающим  персоналом.  И  стоит  еще  раз  повторить,  что  стиль  общения 
взрослых – пример для малышей. 
Культура  речевого  общения  –  проблема  нравственная,  имеющая  социальную 
значимость.  Культура  речевого    предполагает  соблюдение  определенного  этикета.. 
«Этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления к людям». 
Если    к  тому  же  учесть,  что  внешние  проявления  есть  ни  что  иное,  как  проявление 
внутренней  воспитанности,  то  надо  ли  говорить,  какое  важное  значение  уделяется 
вопросам речевого этикета. 
Пожалуй,  редко  мы  с  вами  задумываемся:  умею  ли  я  разговаривать  с 
окружающими  людьми,  обладаю  ли  я  культурой  речевого  общения,  интересный  ли  я 
собеседник. 
 
Давайте прислушаемся и присмотримся к себе, как мы общаемся с детьми утром. 
Да, для нас есть определенные правила, но ведь ребенок не виноват, что он эти правила не 
знает.  Он  ждет,  когда  с  ним  поздороваются,  обратят  внимание  на  его  красивое  платье. 
Имеет ли значение, кто первый поздоровался, оказывается имеет. По правилам речевого 
этикета, кто  вошел   в помещение, тот и должен здороваться первым, пусть даже он лицо 
начальствующее, а в группе его подчиненные. 
 
Культура  речевого  общения  и  вежливость  –  понятия  неразделимые,  которые 
свидетельствуют  о  нравственной  воспитанности  личности.  Если  человек  хочет,  чтобы  с 
ним разговаривали вежливо, то он сам в первую очередь будет разговаривать вежливо. 
Овладение  искусством  речевого  общения  доступно  каждому.  Умение    выражать  свои 
мысли грамотно и ясно, не прибегая к вульгаризмам… Стоит научить ребенка посмотреть 
на себя со стороны – как я умею говорить с разными собеседниками. 
Тональность речевого общения – это один из значительных факторов, который во многом 
определяет  нравственно  –  эмоциональный  климат  в  детском  саду.  Привычные  слова 
можно сказать с разной выразительностью. Даже поздравление может быть произнесено 
таким  тоном,  что  в  одном  случае  обрадует,  а  в  другом  обидит.  В  каждом  из  нас  свои 
доминирующие  интонации.  Вслушиваемся  ли  мы  в  них.  Согласно  этому  можно  по 
разному  строить    работу  с  детьми,  можно  внимательно  выслушать  ребенка,  а  можно 
отправить  его,  не  решив  никаких  проблем.  Какими  фразами  можно  привлечь  ребенка

(Какой ты молодец, я в тебя верила, ты все можешь, давай подумаем вместе и др), какими 
фразами можно оттолкнуть малыша  ( мне некогда, подожди, не мешай, иди  сам думай, 
иди поиграй и другие). 
Настоящий  воспитатель  не  будет  навязывать  родителям  свои  рекомендации.  Он 
постарается  придать  разговору  такую  тональность,  чтобы  мать  почувствовала  себя 
соавтором  в  поиске  путей  и  средств  воспитания.  Какие  фразы  можно  сказать  (Давайте 
подумаем вместе, помогите нам, вы лучше знаете своего ребенка…) 
Культура словесных обращений: как мы обращаемся друг к другу, к лицу старшему 
по  возрасту,  или  занимаемой  должности.  От  того,  как  сформулировано  обращение,  с 
какой интонацией оно произнесено, нетрудно судить об уровне речевой культуры.  
Деловая игра «Обратись к ребенку» - надо принести что – то 
«Обратись к родителю» - надо помочь детскому саду. 
Для  маленького  человека  очень  важно,  как  к  нему  обращаются.  Со  старшими 
дошкольниками  уместны  и  шутки  и  ирония  и  добродушное  подтрунивание,  но  это  не 
значит, что можно высмеивать малыша.  
Речевая  сдержанность  –  одно  из  драгоценных  умений,  помогающих  установить 
обратную связь. Вместо логически обоснованного диалога каждый выдает свой монолог, 
каждый торопится выдать свое. Умение сделать в разговоре паузу, а может и промолчать, 
как это важно, чтобы  вникнуть в суть сказанного и, следовательно, продолжить диалог по 
существу,  чтобы  высказать  свое  уважение  и  внимание.  Промолчать,  чтобы  не  сказать 
сгоряча слово, которое может ранить, а то и спровоцировать начало конфликта. 
Народная  мудрость  напоминает:  «Лишнее  говорить  –  делу  вредить»,  «  Корову  ловят  за 
рога, а человека за язык»,  «Слово  – серебро,  молчание  – золото». Неплохо, если бы они 
были  принципами  нашего  общения,  особенно  если  тон  будет  задавать  воспитатель  в 
группе. 
Нельзя  забывать,  чтобы  речь  педагога  была  грамотной.  В  речи  можно  встретить 
ошибки, которые необходимо устранять: 
1 группа:  орфоэпические, связанные с произношением. В речи педагога не должно быть 
таких  ошибок.  Есть  ошибки,  связанные  с  произношением,  связанные  с  регионами.  Или 
акают, или окают, произносят «што» вместо «что» и т.д. 
2  группа:  акцентологические  –  это  речевые  ошибки  с  неверной  постановкой  ударения  в 
слове. 
3  группа:  словообразовательные,  они  состоят  в  неправильном  новосочинительстве  и 
неверном употреблении приставок и суффиксов; 
4  группа:  морфологические  ошибки,  связанные    в  ненормативным  образованием  слов  и 
употреблением частей речи; 
5 группа:  лексические ошибки; 
6  группа:  синтаксические  ошибки,    заключающиеся  в  неверном  построении 
словосочетаний и предложений; 
Речь  педагога  должна  быть  четкой,  ясной,  достаточно  громкой,  выразительной, 
образной. 
Обладать культурой речи – значит не только понимать значение  всех элементов языка ( 
слов,  корней,  приставок,  суффиксов,  окончаний,  различных  типов  предложений, 
интонации),  но  и  помнить,  как  принято  ими  пользоваться    в  литературной  речи. 
Воспитатель обязан интуитивно владеть чувством стиля: в общении с близкими людьми 
допускается  разговорный  стиль;  в  общественной  жизни  пользуемся  речью  книжного 
стиля,  его  разновидностями:  научной,  публицистической,  поэтической,  деловой  речью),  
он  должен  уметь  осознанно  анализировать  языковые  средства,  с  помощью  которых 
создается определенный стиль. 
Воспитатель, работая над совершенствованием собственной культуры речи, прежде 
всего  должен  позаботится  о  синонимическом  богатстве  ее  компонентов:  лексики, 
грамматики,  фонетики.  Он  должен  помнить  для  чего  в  русском  языке  существует  такое

множество стилей и лексических рядов. Нужно выработать в себе потребность постоянно 
обращаться  к  словарям.  Нужно  помнить  о  выразительных  средствах  морфологии- 
синонимах, антонимах, а так же пользоваться в своей речи все богатство русского языка. 
Воспитатель  должен  быть  натренирован  в  правильной  артикуляции  всех  звуков 
родного языка, обладать четкой дикцией, уметь модулировать своим голосом просодемы  
(силу  голоса,  высоту  тона,  темп  речи,  тембр  голоса)  для  выражения  различных  чувств: 
радости, горя, страха, торжества, досады, одобрения, гнева, ласки). Для этого я предлагаю 
вам одно и тоже стихотворение прочитать с различным выражением: 
 
Уронили мишку на пол,  
 
Оторвали мишке лапу, 
 
Все равно его не брошу, 
 
Потому что он хороший. 
Игровая ситуация: 
1.  Уложите куклу спать, пожелайте ей спокойно ночи. 
2.  Поздоровайтесь с детьми, с родителями.. 
3.  «Дурную траву с поля вон» 
Вспомните, как называют в народе такого человека: 
-  Подал ручку, да подставил ножку (двуличный) 
-  Мое горе стрела во мне, чужое горе- стрела во пне(эгоист) 
-  Ноги  с  подходом,  руки  с  подносом,  сердце  с  покором,  голова  с  поклоном 
(подхалим). 
-  Ел да устал, спал да намаялся(лентяй) 

Себя мнит выше крыши, а у самого и с крылечка голова кружится  
( самоуверенный). 
-  Язык без костей: что  хочет, то и лопочет(болтун).