Что такое образовательная робототехника в ДОУ?

Панченко Наталья Васильевна

С сентября 2015 года в Подгоренском детском саду № 2 «Солнышко» воспитанники старших и подготовительной групп начали осваивать новый вид дополнительной образовательной деятельности «Конструирование и робототехника», что соответствует условиям введения ФГОС.

Так что же такое «образовательная робототехника» в дошкольном учреждении?

Чем она отличается от обычной робототехники?

На мой взгляд, этот вопрос полностью раскрыл Аркадий Семенович Ющенко — доктор технических наук, профессор, зав.кафедрой Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана. На заседании комиссии по развитию информационного общества в Совете Федерации он рассказал, что робототехникой занимается много лет.- Для меня робот состоит из нескольких частей, каждую из которых обслуживают соответствующие специалисты, которых мы готовили всегда. Например, механическую часть – механики, силовую часть – электрики, компьютерную часть – электронщики и программисты. А робототехник – это тот, кто может соединить все эти части (и работу этих специалистов) воедино. Но когда я сталкиваюсь с робототехникой в школе, то для меня это просто вид развивающего учебного оборудования, которое используется для того, чтобы школьнику лучше усвоить знания школьной программы и получить необходимые дополнительные навыки.

Робототехника – это не некий абстрактный объект из категории «высочайших» технологий, доступный для понимания и освоения лишь избранным, как часто нам пытаются это представить. Напротив, это – универсальный инструмент для общего образования. Робототехника идеально вписывается и в дополнительное образование, и во внеурочную деятельность, и в преподавание предметов школьной программы, причем в четком соответствии с требованиями ФГОС. Она подходит для всех возрастов – от дошкольников до студентов.

А использование робототехнического оборудования в рамках непосредственной образовательной деятельности в ДОУ и на уроках в школе – это и обучение, и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом детей, обладающих инженерно-конструкторским мышлением.

Образовательная робототехника дает возможность на ранних шагах выявить технические наклонности учащихся и развивать их в этом направлении.

Такое понимание робототехники позволяет выстроить модель преемственного обучения для всех возрастов – от воспитанников детского сада до студентов.

Подобная преемственность становится жизненно необходимой в рамках решения задач подготовки инженерных кадров. Ведь по данным педагогов и социологов, ребенок, который не познакомился с основами конструкторской деятельности до 7-8 лет – в большинстве случаев не свяжет свою будущую профессию с техникой.

Однако, реализация модели технологического образования требует соответствующих методик. И каждая из них должна соответствовать своему возрасту.

Для дошкольников – это пропедевтика, подготовка к школе с учетом требований ФГОС. Это своего рода подготовительный курс к занятиям техническим творчеством в школьном возрасте. Основа любого творчества – детская непосредственность. Взрослые знают, как нельзя, как правильно. С такими установками нет творчества. Для нас важно начинать занятия в том возрасте, в котором ребенку еще не успели объяснить почему так нельзя. Дети ощущают потребность творить гораздо острее взрослых и важно поощрять эту потребность всеми силами. Психологам и педагогам давно известно, что техническое творчество детей улучшает пространственное мышление и очень помогает в дальнейшем при освоении геометрии и инженерного дела. Не говоря уже о том, что на фоне таких интересных занятий видео игры и смартфоны теряют свою привлекательность в детских глазах.

Я думаю, что есть большая вероятность воспитать подготовленные инженерные кадры, если начинать знакомство с моделями из деталей конструктора HUNA MRT или LEGO уже в детском саду.

 

Комментарии

Сысоева Надежда Петровна

Очень интересное направление в развитии детей. Начиная с дошкольного возраста в ребенке необходимо развивать интерес к конструированию, к созданию своих работ, тем самым воспитывать любознательность и творческую личность ребенка, что соответствует условиям введения ФГОС. В своей работе я обязательно использую это направление.

Романько Елена Николаевна

Внедрение LEGO - конструирования и робототехники в образовательном процессе детского сада, позволяет создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков.Лего - конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более наборов лего, можно собирать практически неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры.
В отличие от компьютерных игр, быстрая смена сюжета в которых перегружает психику ребенка, игрушками лего дети играют в том темпе, который им удобен, придумывают новые сюжеты вновь и вновь, собирая другие модели. Такая игра с мелкими деталями развивает не только двигательные функции, но и речь, особенно это касается детей с задержкой развития. Я согласна с тем, что робототехника – это всегда новое открытие, новая идея! Новый толчок к развитию нестандартного мышления.