Конспект НОД по реализации ОО «Музыка» для детей подготовительной группы «Детям о творчестве П.И. Чайковского».
«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось количество людей, любящих её, находящих в ней, утешение и опору». П. И. Чайковский |
Цель:
Познакомить детей с творчеством П. И. Чайковского. Вызвать интерес к различным жанрам музыки и исполнительству на различных музыкальных инструментах.
Задачи:
-дать детям представление о П. И. Чайковском, как о композиторе, воспевающем свою Родину, русскую природу, русского человека.
-вспомнить ранее прослушанные пьесы, познакомить с новыми произведениями композитора из цикла «Времена года», побуждать детей к активному восприятию музыки;
-познакомить с историей создания музыкального сборника «Детский альбом» и некоторыми музыкальными произведениями из него;
-научить определять характер и настроение прослушанной музыки;
-научить передавать содержание музыкальных произведений в движениях и рисунках.
Ход занятия.
Муз. рук:
Добрый день, ребята!
Мы сердечно рады видеть сегодня в нашей музыкальной гостиной!
Сегодня наш рассказ будет посвящён творчеству известного русского
композитора Петра Ильича Чайковского, музыку которого знают во всём мире, а его произведения исполняют лучшие музыканты планеты.
175 лет тому назад в г. Воткинске родился мальчик и назвали его Петей.
В семье было много детей. Петя был младшим.
Все его любили, с ним всегда было радостно и интересно.
Он был неистощим на выдумки, на забавные истории, веселые игры.
Но была у него одна странность, которая всех удивляла.
Иногда он вдруг задумывался, бросал игру и
уходил куда-нибудь в дом или сад. Оставаясь один,
он сосредоточенно к чему-то прислушивался.
А прислушивался он, к звукам, раздававшимся, внутри него.
Он не знал, откуда они и как складывается из них мелодия.
Мелодии звучали громко, порой часто ему мешали.
Соведущий:
Однажды произошёл такой случай. В доме были гости.
Весь вечер играла музыка, и все без устали танцевали.
Петя был оживлён и весел. Но к концу вечера так утомился,
что ушел к себе в спальню раньше всех.
Когда в комнату вошла мама, он не спал, а плакал.
Мама спросила, что с ним, он отвечал, указывая на голову:
«Музыка звучит у меня здесь». А на самом деле, в комнате
Никакой музыки не было. Но Петя настаивал:
«Избавьте меня от неё. Она не даёт мне покоя».
Муз. рук:
Все чаще и больше звуки мелодий захватывали мальчика.
Он садился за рояль, пробовал сыграть звучащие в нём мелодии
и даже сочинить свои.
Соведущий:
Как то раз мама уехала в Петербург, он уселся за рояль,
Напевал и подбирая на клавишах сочинил песенку,
Которую так и назвал: «Наша мама у ехала в Петербург».
Песенка вышла немного грустная, но ведь это и правда грустно,
когда мама уезжает.
Муз. рук:
Мальчик долго не знал, что будет музыкантом, но уже тогда
Почувствовал, что через музыку можно передать свои самые
Разные чувства любовь к людям, природе. в музыке можно передать
и весёлое и грустное, смешное и очень серьёзное.
Когда Петру Ильичу исполнилось 10 лет, их семья переезжает
в г. Санкт-Петербург. Здесь будущий композитор поступает в
училище правоведения, семья хочет, чтобы он стал юристом.
В это же время, он начинает серьёзно заниматься музыкой,
часто посещает оперный театр, где на него оказывает сильнейшее
впечатление музыка и постановки опер М. Глинки, В. Моцарта и др.
В1861г. П. И. Чайковский поступает в Петербургскую консерваторию.
Соведущий:
По окончании Петербургской консерватории с золотой медалью.
Чайковский переезжает в Москву, преподавать в Московской консерватории.
И, с этого времени он целиком посвящает себя музыке.
Пётр Ильич Чайковский – композитор, творчество которого,
проявилось во всех музыкальных жанрах, от маленьких детских пьес
до самых сложных, таких, как опера, балет, концерты для фортепиано с оркестром, симфония.
Музыкальный руководитель:
СИМФОНИЯ – сочинение для оркестра, состоит
из нескольких частей, разных по характеру, может выразить
не только разные чувства и настроения, но и великие события,
как например, звучащая сейчас симфония № 6 «Патетическая»
Слушание фрагмента.
Соведущий:
П. И. Чайковский подлинно русский композитор, его по праву
Считают создателем русской классической симфонии.
А почему? Сейчас вы, послушав только один маленький отрывок,
Из «4-ой симфонии», где композитор использует очень известную
русскую народную песню, а какую, вы сейчас догадаетесь,
всё поймёте и обязательно ответите на этот,
казалось бы, очень сложный вопрос.
Слушание фрагмента
Музыкальный руководитель:
Ребята, кто мне скажет, какую песню использовал П. И Чайковский?
Ответы детей.
Вы правы, народную песню «Во поле берёза стояла»
Берёт в основу, как главную тему, композитор и развивает
Во всём блеске и многообразии звучания симфонического
Оркестра. А теперь послушаем ещё один музыкальный фрагмент.
Слушание музыкального фрагмента в исполнении
Большого симфонического оркестра
(«1 –ый концерт для ф-но с оркестром»)
Музыкальный руководитель:
Ребята, это балет. А балет- это музыкальный спектакль, где содержание музыки раскрывается в движении, пластике, в позах .
П. И. Чайковским написано три балета. Кто знает, как они называются?
Дети:
«Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»
Соведущий:
Правильно, молодцы. Давайте сейчас послушаем фрагмент одного из этих знаменитых произведений.
Звучит «Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро».
Музыкальный руководитель:
Ребята, узнали?
Ответы детей:
Муз.рук:
Конечно, это произведение известно на весь мир.
Большое место в творчестве Чайковского занимает музыка для детей
Этот цикл фортепианных пьес называется «ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ» .
П. И. Чайковский был первым русским композитором, создавшим для детей альбом фортепианных пьес.
Как-то Чайковский приехал погостить на Украину, в семью своей сестры В свободное время композитор любил возиться со своими маленькими племянниками. У сестры Чайковского было семеро детей, и Пётр Ильич без устали придумывал для них праздники с разными развлечениями и танцами, где он сам аккомпанировал на рояле.
Его маленький племянник пытался научиться играть на фортепиано, и это у него не очень хорошо получалось. Петру Ильичу стало жаль малыша, и он решил написать цикл лёгких фортепианных пьес, разнообразных по характеру, запоминающихся, с интересными названиями.
Мы с вами знакомы с этим альбомом. В нём встречаются картины природы и названия детских игр, сказочные персонажи и танцевальные мелодии.
Сейчас мы послушаем фрагмент одного знакомого вам произведения и поговорим о том, какие детские впечатления и настроение передаёт нам П. И. Чайковский в этой пьесе языком Музыки.
Мы с вами знакомы с этим альбомом. Сейчас мы послушаем фрагмент одного знакомого вам произведения и узнаем, о каком событии, о каких детских впечатлениях, о каком настроении говорит с нами П. И. Чайковский в этой пьесе языком Музыки.
Звучит «Болезнь куклы».
Муз. рук:
Ребята, сейчас музыка нам рассказала целую историю.
У девочки заболела кукла.
Она горюет над её кроваткой. Слёзы капают, а кукла тяжело, тяжело вздыхает.
Соведущий:
Музыка – напевна, красива. Слушая её очень легко представить: и зимний лес, одетый белым снегом, и весеннее пробуждение природы, и хмурую осень. Ребята, давайте с вами поиграем. Будет звучать музыка, а вы должны отгадать, о каком времени года нам рассказывает это произведение.
Игра «Угадайка»
1. Звучит фрагмент «Осенняя песня».
Муз. рук:
Ну что, ребята, кто сможет нам рассказать, о каком времени года
идёт речь, в этой муз. картинке?
Ответы детей.
2. Звучит фрагмент «Подснежник» .
Муз. рук:
А теперь, где мы побывали?
Ответы детей.
Молодцы! Очень хорошо слушаете и представляете! Браво!
Творчество П. И. Чайковского еще при жизни композитора
Получило широкое признание. В наше время его музыка известна во всём мире, его произведения исполняются лучшими музыкантами.
Имя Чайковского присвоено Московской и Киевской Консерваториям, многим театрам оперы и балета, Концертному залу в Москве.
Во многих городах установлены памятники П. И. Чайковскому, проходят музыкальные конкурсы им. Чайковского.
Дом, в котором композитор провёл последние годы жизни
И создал ряд великих произведений, сохраняется как Дом-Музей
П. И. Чайковского. Уже больше ста лет прошло с тех пор, как нет Чайковского,
Но два раза в год в день его рождения и в День памяти композитора,
Выдающиеся пианисты исполняют его великие сочинения на рояле, на котором играл композитор.
Соведущий:
Ребята! Сегодня мы с вами коснулись только малой частицы
Творческого наследия великого русского композитора.
В заключение этой встречи с Музыкой Петра Ильича Чайковского,
наши девочки исполнят нам прекрасный танец-
«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
Муз. рук. :
Ребята, сегодня мы слушали прекрасную музыку, она вызывала у нас разные чувства и мы о них говорили. Музыку можно не только слушать. Под музыку можно мечтать, грустить или радоваться, петь, танцевать. Музыку можно даже нарисовать. Я предлагаю вам, ребята, выполнить дома несложное задание- попробовать нарисовать музыку, которая особенно понравилась и запомнилась вам сегодня или то, что вы чувствовали, когда слушали произведения П. И. Чайковского. Ведь наверняка вы представляли себе какие-то образы или картины природы. Дома нарисуете, а на следующем занятии мы с вами сделаем выставку ваших работ и поговорим о них.
Литература:
1. Энциклопедия «Балет». М., Издательство «Советская энциклопедия», 1981.
2. Дет. Энциклопедия «Культура», авт. сост. Н. В. Чудакова, ООО «Издательство»АСТ-ЛТД, 1997.
3. В. П. Россихина «Беседы о классической музыке», М. «Просвещение», 1980.
4.«Слово о музыке»: Рус. композиторы Х1Х в. Хрестоматия, М. «Просвещение», 1990.
5. П. И. Чайковский. «Детский альбом» 24 пьесы для фортепиано.