Использование дидактических игр по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения

Другай Людмила Ивановна

Данная статья будет полезна воспитателям дошкольных учреждений, при изучении с детьми правил дорожного движения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        «Использование дидактических игрhttp://co1641.ru/about/kompleksnaya-bezopasnost/images/kartinki-pdd/2.png

по ознакомлению дошкольников

с правилами дорожного движения»

Встал малыш на ноги – он уже пешеход.

Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.

Поехал в автобусе – он уже пассажир.

И везде его подстерегает опасность.

Дети – это особая категория участников дорожного движения, даже происшествия с их участием выделены отдельной строкой – детский дорожный травматизм. И, конечно же, профилактике данного вида происшествий должно уделяться особое внимание.Количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей ежегодно возрастает, а это в первую очередь вина нас, взрослых.

Сложившаяся ситуация требует от педагогов и родителей более серьезного и основательного подхода к проблеме профилактики детского дорожно – транспортного травматизма, чтобы эти  показатели были сведены к нулю.

Несомненно, безопасность пешехода зависит от знания и соблюдения им правил поведения на улице. И если в сложной ситуации, при появлении опасности, взрослого человека может выручить инстинкт самосохранения, ловкость, быстрая реакция, то ребенок дошкольного возраста, к сожалению, такими качествами пока не обладает и, оказавшись в критической ситуации, не зная правил безопасного поведения на дорогах, не сумеет принять быстрое и правильное решении.

         

            Работая по данной теме, я преследую следующие задачи:

- обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах;

          - развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;

- формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.

          И так как игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. И в процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт. Она делает досуг содержательным, учит творчеству, умению ориентироваться в сложных ситуациях.

     Я своей практике  для ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения активно использую дидактические игры, которые помогают мне знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге. В дидактической игре иные отношения у педагога и воспитанника.

Обучая детей игровым правилам, я действую как руководитель и как ее участник. Интерес, который вызывает игра, непосредственные переживания детей, сближают меня с моими ребятишками. Играя вместе с детьми, я стараюсь осуществлять руководство умственной деятельностью, используя игру как форму обучения. Основное отличие дидактической игры как формы обучения от занятия заключается в том, что я  не ставлю перед ребенком прямой познавательной задачи, а  она заключена в игровой задаче, в содержании и правилах игры, в игровых действиях. Ребенок играет и  вместе с тем усваивает те или иные сведения, применяет ранее усвоенные знания. Повторность действий в игре способствует формированию навыков и умений. Полученные в детстве знания, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

Дидактических игры имеют  цель не столько обучение дошкольников непосредственно правилам дорожного движения, сколько формирование и развитие у них навыков и положительных устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

При этом необходимо учитывать следующую закономерность: чем больше у дошкольника сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице, тем легче ему будут даваться знания по дорожной тематике в общеобразовательном учреждении.

Использую такие дидактические игры как «Светофор», «Собери знак»,  «Регулировщик», «Красный, желтый, зеленый», «Поступи правильно» которые    помогают лучше усвоить правила дорожного движения.
         Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определѐнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Очень важно подобрать игру сообразно детским возможностям, т.е. такие, чтобы дети действительно увлеклись. Чтобы во время занятий выявилась их творческая смекалка, сообразительность, самостоятельность в преодолении трудностей. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организационных отношений. Например: при изучении темы «Друзья дорожные – знаки всевозможные» использую дидактическую игру «Дорожные знаки», познавательное и воспитательное содержание игры – это познакомить детей с дорожными знаками, средствами регулирования дорожного движения и опознавательными знаками транспортных средств; закрепить знания по правилам дорожного движения. Игровое задание – найти и соединить подходящие половинки элементов игры; выигрывает тот, кто первым найдѐт и составит подходящие половинки для всех своих карточек. В правилах игры заложен более глубокий смысл – познание мира и воспитание определѐнных нравственных качеств: ответственность, уважение, порядочность и т.д. Результат игры для воспитателя является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний, или в их применении, в установлении взаимоотношений детей в игре. Детям же правила важны как способ решения игровой задачи.

 В организованной образовательной деятельности использую с дошкольниками новые педагогические технологии:

- моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;

- самостоятельная работа в альбомах по рисованию;

-коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде. Реализую эти технологии, так же при помощи игры

При работе с детьми необходимо учитывать следующую закономерность: чем больше у дошкольника сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице, тем легче ему будут даваться знания по дорожной тематике в общеобразовательном учреждении.

Для повышения ответственности за соблюдением детьми правил дорожного движения к нам в гости приходят сотрудники  Госавтоинспекции, которые не только  рассказывают  детям о правилах дорожного движения,  но и  становятся участниками игр, как на специально расчерченной площадке, так и в группе играя с детьми в дидактические игры.

    В заключении хочу сказать, обучение маленького человека начинается с детства, когда рядом с малышом всегда находятся родители, воспитатели детского сада. Взрослые несут ответственность за жизнь и здоровье ребенка, обязаны научить ребенка жизненно важным правилам, подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. Поэтому необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице, поэтому главной задачей является стимулирование    

 развития  у них самостоятельности и ответственности.
         
Сегодня я,  с вами уважаемые педагоги, хочу немного поиграть в игры, которые вы сможете использовать для обучения  своих дошкольников правилам дорожной безопасности.

http://86ds2-nyagan.edusite.ru/images/p141_c09-33.jpg

Литература:

  1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. ОБЖ:  
  2. Добрякова В.А. и др. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. М., 1989.
  3. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста / под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. – М. : Творческий Центр «Сфера», 2005.
  4. Грёзина, О. Ю., Пятаева, С. А. Работа с детьми в дошкольных учреждениях по обучению их правилам дорожного движения. – Волгоград  Перемена, 1998.
  5. Степаненкова, Э. Я., Филенко, М. Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. – М. : Просвещение, 1979.
  6. Я дружу со светофором : познавательно-игровой материал для детей 3–5 лет. – М. :Ансел-М, 1995.