Условия организации сюжетно-ролевой игры на современном этапе

Другай Людмила Ивановна

Данная статья будет полезна воспитателям ДОУ при организации в группе сюжетно-ролевых игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno_rolevaya_igra.docx15.22 КБ

Предварительный просмотр:

Ценность сюжетно-ролевых игр детей свидетельствует о том, что они должны занимать одно из главных мест в педагогическом процессе детского сада.

Основа сюжетно-ролевой игры – воображаемая ситуация, которая включает в себя сюжет, роль и связанные с ней действия.

При  организации сюжетно-ролевой игры в первую очередь я учитываю то что, воспитатель должен играть вместе с детьми, на протяжении всего дошкольного детства и на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

        Жизнь современного ребенка заполнена телевидением, компьютерными играми, общением со взрослыми, кружками и секциями. На игру у ребенка остается крайне мало времени и дома, и в детском саду. Между тем дети хотят играть, считают игру, самым любим видом деятельности. Существуют игры, которые остаются в игровом репертуаре многие десятилетия «Больница», «Магазин», «Семья», «Гости». У дошкольников XXI века появились новые игровые роли: банкир, агент, клиент, визажист, дизайнер  и тд. ) и новые игровые сюжеты «Салон сотовой связи», «Агентство недвижимости», «Банк», «Макдональдс» и тд. Дети старшего дошкольного возраста играют в военных и спасателей, в шоу «Танцы со звездами» и «Танцы на льду». Игры детей отражают ориентацию на новые ценности, в том числе и на материальное благополучие семьи и человека, новые социальные роли взрослых («Бизнесмен», «Телезвезда», «Модель»). Обязательно в этом  возрасте  появляется игра в школу, направленная на развитие интереса к школе, положительного отношения к учебе и будущей социальной роли ученика.

        Чтобы, детям было интересней играть сюжетно-ролевые игры я обогащаю их представления о той сфере действительности, которую ребенок будет отображать в игре. Провожу  наблюдения, сочиняем с ребятами рассказы, беседуем о увиденном. Знакомимся  с людьми, их деятельностью, отношениями (кто, чем и почему занимается).

        Как нам всем известно, ни одна сюжетно-ролевая игра не обходится без игрового материала. Для себя я выделяю три типа игрового материала:

       Предметы оперирования,

Игрушки – персонажи,

Маркеры (знаки) игрового пространства

«Предметы оперирования» - это игрушки, имитирующие реальные предметы, - орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздать смысл настоящего действия, например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль. Игрушки-модели типа автомобильчики разных марок, а также сборные модели  «лего», сборные мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов. С другой стороны, весьма привлекательными для детей в этом возрасте становятся игрушки, реалистические по облику и соразмерные настоящей вещи, позволяющие ребёнку осуществлять действие, приближающиеся к реальному (например, игрушечная швейная машина, которая действительно шьёт, позволяет «портнихе» в самом деле одевать обитателей кукольного дома и т.п.

«Игрушки – персонажи» - это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий игровые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, каска пожарника и т.п.   У мальчиков  предпочтения проявляются и в традиционном увлечении наборами солдатиков, ковбоев, рыцарей, туземных воинов, роботов и пр.

Отвечают детским потребностям и наборы реалистических животных (мелких по размеру): домашние и дикие животные, доисторические животные – динозавры и пр., позволяющие ребёнку «творить» более разнообразные миры в игре, проникая в реальность и расширяя её исторические и географические рамки для себя.

В этом возрасте для игры полезны мелкие игрушки-персонажи. Это человеческие фигурки размером 5-6 см.  Такого рода игрушки служат опорой для игр, как мальчиков, так и девочек.

«Маркеры (знаки) игрового пространства» – это игрушки, игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.)

Фантазии моих детей нет придела для них маркерами могут служить, как  набор крупных набивных модулей так и подсобным материал (диванные подушки, перевёрнутые стулья) и я считаю, что крупные условные маркеры особенно ценны для поддержки совместной сюжетной игры старших дошкольников

В связи с тем, что игровые замыслы детей 5-7 лет весьма разнообразны, весь игровой материал я размещаю таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под замыслы». Стабильные тематические зоны в группе полностью уступают место мобильному материалу – крупным универсальным маркерам пространства и полифункциональному материалу, который легко перемещаются с места на место.