Использование экологических игр в развитии детей дошкольного возраста

Сысоева Надежда Петровна

 

Роль экологических игр в познавательных процессах велика. Решая

задачи, поставленные в игре, ребенок учится рассуждать, делать выводы,

обобщения, при этом тренируется их память, внимание, развивается

произвольное восприятие. Дети легко вычленяют отдельные признаки

предметов, явлений, сравнивают их группируют, классифицируют по

определенным общим признакам, чертам. При решении игровой задачи часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ekologicheskih_igr_v_poznavatelnyh.docx15.56 КБ

Предварительный просмотр:

 Использование экологических игр в развитии  детей дошкольного возраста

Роль экологических игр в познавательных процессах велика. Решая

задачи, поставленные в игре, ребенок учится рассуждать, делать выводы,

обобщения, при этом тренируется их память, внимание, развивается

произвольное восприятие. Дети легко вычленяют отдельные признаки

предметов, явлений, сравнивают их группируют, классифицируют по

определенным общим признакам, чертам. При решении игровой задачи часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи.

Однако воспитательную ценность экологических игр нельзя сводить

только к развитию умственных способностей и расширению кругозора

ребенка. Содержание игры в целом оказывает большое внимание на

становление личности ребенка, эстетическое его развитие.

В ознакомлении детей с природой полезно использовать игры с

природным материалом. Это могут быть овощи, фрукты, листья деревьев и

кустарников, цветущие травянистые и комнатные растения. Овощи и фрукты

хорошо знакомы и интересны детям. Их привлекает их форма,

окраска, величина, запах, вкус. Так как многие овощи и фрукты сохраняются в

течение года их можно использовать в различных играх для развития

ощущений.

Комнатные растения - обязательные обитатели уголка природы детского

сада. Их удобно использовать в играх прежде всего потому, что почти

половина года в средней полосе деревья, кустарники лишены зеленого

покрова и перестают привлекать детей. Большинство комнатных растений

остается зелеными постоянно, а некоторые цветут и зимой.

Весной, летом, осенью растительный мир привлекает внимание ребенка

бурными изменениями, красками, запахами, тем самым помогает развивать

воображение, фантазию.

Выделяя сходные и отличительные признаки растений, дети начинают

различать деревья, кустарники, цветы, запомнить их названия.

Чтобы облегчить усвоение детьми знаний об отличительных

признаках  растений, для игр хорошо использовать листья, цветы, плоды,

семена, кору.

Игры с природным материалом можно проводить в естественных

условиях, на открытом воздухе и в групповой комнате. Игры в лесу, в парке,

на лугу не требуют специального оборудования, но, выбирая место для игры,

необходимо, чтобы на поляне, в сквере были растения, с которыми

воспитатель хочет познакомить детей, кроме того, они должны быть

доступны детям для наблюдения.

Однако проведение игр в естественных условиях имеют свои

сложности. Это прежде всего то, что дети легко отвлекаются, переключают

внимание на посторонние предметы , на людей и т.д. Поэтому необходимо

продумывать интересные игровые действия , занять всех детей решением

единой задачи.

Если игра проводится в помещении, природный материал размещают

так , чтобы дети хорошо видели отличительные признаки каждого предмета

и все детали, посредством этих игр у детей развивается восприятие.

Можно выделить два типа экологических игр с природным

материалом: ,бессюжетные и сюжетные. Игры, в которых все дети

выполняют одно-два однородных действия, относятся к бессюжетным. Если

же в игре действия согласно ее правило выполняются соответствующими

участниками (исполняются роли), а содержание отражает определенный

сюжет, то это игры сюжетные. Такие игры требуют некоторых знаний,

умение применять их в соответствующей ситуации, способствуют развитию

творческих способностей.

В ходе различных развивающих экологических игр дети разного

дошкольного возраста путем многократных повторений усваивают объем

знаний в соответствии с программой .

Последовательность проведения игр дается в соответствии с

постепенным усложнением дидактических задач, с учетом уровня

представлений детей о разных группах растений. Иногда одни и те же игры в

разных вариантах рекомендуются для детей разного возраста. Они

усложняются за счет увеличения количества растений, более разнообразных

правил и игровых действий.

Воспитатель сам может придумать различные варианты игр: ввести в

них дополнительные задания, новые роли, обогатить сведениями об

окружающей детей природе, шире использовать игры в познавательных

процессах.