Способы участия родителей в жизни родителей группы своего ребенка

Способы участия родителей в жизни родителей группы своего ребенка"  Распечатать
 
 
30 мар. в 8:55
 
 
 
 

 

В последние годы существенно возрос интерес к семье специалистов различных областей научного знания, как теоретиков, так и практиков. По существу, семья в настоящее время является сферой полидисциплинарных исследований. Интерес к ней связан с той ролью, которую она играет в процессе формирования и развития личности, а следовательно, и настоящего и будущего общества в целом.

  Значимость семейного воспитания в развитии ребенка отмечали еще сторонники природосообразного воспитания - Ж-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д Ушинский и др. Ребенок в семье несравненно лучше развивает свою личность, раскрывает потенциальные возможности, чем в государственных учреждениях. Семья является естественной средой, в наибольшей степени влияющей на развитие ребенка, раскрытие его индивидуальности.

Семья является первичным институтом воспитания и по длительности своего воздействия на личность превосходит все прочие институты, а поэтому переоценивать её роль в развитии ребенка невозможно. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, во многом предопределяет его жизненный путь, его место в обществе, что придает проблеме семейного воспитания государственную значимость.

  В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как можно максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные явления семьи на развитие ребенка.. Семья - это первичная социальная группа, в которой начинается и протекает социальная жизнь человека и которая является одним из основных факторов социализации.

  Идея ценности семейного воспитания ребенка нашла подтверждение и в законодательных актах. Конвенция ООН о правах ребенка провозглашает важность семьи как первичной социальной группы и естественной среды роста детей. Суть современной позиции состоит в том, что воспитание - это не столько право родителей, сколько ответственность перед ребенком: "Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание ти развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы" (ч. 1, ст. 18).

  Родительская ответственность рассматривается как особое нравственно-психологическое состояние, характеризующиеся сознанием и чувством долга по отношению к детям. Она включает эмоциональную и рациональную стороны, тесно связанные между собой. Если эмоциональная сторона складывается под влиянием родительской любви, то рациональная является следствием осознания общественных запросов и идеалов, а также следствием осознания общественных запросов и идеалов, а также конкретной ситуации, складывающейся в семье. Чем яснее понимают родители, что именно и для чего они делают, каковы возможные последствия этого, и соответственно, тем больше шансов на то, что их меры будут соответствовать требованиям, предъявляемым жизнью.

   В конституции Российской Федерации подчеркивается, что забота о ребенке, его воспитание являются правом и обязанностью родителей (гл. 1, ст.38). Эти требования наиболее полно раскрываются в семейном кодексе РФ, введенном в действие в декабре 1995 года: "Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье... имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства" (гл. 11, ст. 54).

  "Родители несут ответственность за воспитание и развитие детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей" (гл. 12, ст. 63). Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.

  Следует отметить, что повлиять на воспитательную функцию семьи, тип семейного воспитания может в основном через группу социально-культурных факторов, через внешние и внутренние факторы.

  Работу с родителями в дошкольном учреждении можно выстраивать по алгоритму: первичная диагностика (знакомство, определение типа семьи); построение системы работы с родителями; организация и проведение системы работы с родителями.

  Целью первичной диагностики-знакомства, является установление типа восприятия родителями ребенка и характера взаимодействия в семье. Выявив тип семейного воспитания, обозначив основные проблемы в детско-родительских отношениях и проанализировав их причины, педагог разрабатывает план организации работы с родителями, направленной на гармонизацию внутрисемейных отношений. Следует отметить, что работа с родителями должна носить системный характер, т.е. все направления и этапы работы должны быть взаимосвязаны.

 

Положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будут учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги в свою очередь уверенны, что получат понимание со стороны родителей в большинстве проблем (от материальных до хозяйственных и многих других). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие; учет индивидуальности ребенка; педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;  возможность родителям самостоятельно выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным; таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей.

  Формы работы с родителями:

- консультации для родителей;

- родительские собрания;

- беседы;

- тематические выставки;

- смотры-конкурсы;

- анкетирование;

- вечера-досуги;

- развлечения;

- спортивные соревнования;

- праздники;

-конкурсы.

  Таким образом, взаимодействие семьи с педагогами образовательного учреждения позволяет увидеть в ребенке личность, достойную любви, понимания и уважения. Понять особенности развития детей и на их основе выстраивать процесс взаимодействия с ребенком, напрвленный на его развитие, раскрытие потенциальных возможностей; осознать себя активным участником образовательного процесса.

Таким образом, семья является естественным, природосообразным воспитателем. Ребенок, проживающий в семье, несравненно лучше развивает свою личность и раскрывает свои потенциальные возможности.