«Любовь к Родине начинается с…» (размышления на тему гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста)

Телятникова Юлия Викторовна

«Только тот, кто любит,

ценит и уважает накопленное и сохранённое

предшествующим поколением,

может любить Родину, узнать её,

стать подлинным патриотом».

С. Михалков

Начиная писать статью о гражданско-патриотическом воспитании детей, я задумалась о том, могут ли дети дошкольного возраста испытывать патриотические чувства, что для них это означает? Думаю, что могу утвердительно ответить на этот вопрос.

Известный академик Д. С. Лихачев говорил «… Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

И это действительно так - лучше не скажешь!

В рамках празднования мероприятий, посвященных 70-летию великой победы, мы, педагоги детского сада «Капитошки», не могли не затронуть гражданско-патриотического аспекта в воспитательном процессе дошкольников.

Одним из направлений работы по формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста в нашем учреждении является реализация программы кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию «Начала мудрости».

В рамках реализации данной программы воспитанники ДОУ часто посещают музеи города. При посещении музеев дети (и взрослые) получают не только новые знания, но и испытывают различный спектр эмоций, «проживают» то или иное историческое событие.

Так с помощью музейной педагогики происходит формирование и расширение картины мира у дошкольников, формируются различные чувства, основы нравственной и этической культуры.

Очень важно при посещении музея проводить предварительную работу: создать правильную мотивацию, объяснить детям, для чего вы пришли в тот или иной музей, какие цели и задачи стоят перед ними. Без такой предварительной работы очень сложно достичь максимального эффекта воспитательного воздействия музея.

Двадцатого февраля 2015 года в рамках мероприятий, посвященных 70-ю Победы в великой отечественной войне, а также мероприятий, посвященных Дню защитника отечества, наши воспитанники посетили «Музей боевой славы» МБОУ-СОШ №19 города Тулы.

Перед его посещением мы с педагогами подготовительной группы очень долго думали, как построить предварительную работу с детьми, как побеседовать с ними о событиях, происходивших более семидесяти лет назад так, чтобы они «прожили», прочувствовали их, чтобы посещение музея стало для них интересным не только с точки зрения познавательного аспекта, но и с точки зрения формирования патриотических чувств.

Мы решили обратиться к произведениям художественной литературы о событиях великой отечественной войны для детей, о детях.

Через прочтение рассказов, стихотворений, подкрепленных фотографиями, слайдами, презентациями педагоги группы Пронина Татьяна Юрьевна и Смирнова Галина Павловна попытались рассказать детям о войне через призму детского восприятия.

Вот, например, одно из стихотворений замечательной детской поэтессы А. Барто, про ровесницу детей подготовительной группы:

Глаза девчонки семилетней,

Как два померкших огонька.

На детском личике заметней

Большая, тяжкая тоска.

Она молчит, о чем ни спросишь,

Пошутишь с ней, – молчит в ответ.

Как будто ей не семь, не восемь,

А много, много горьких лет.

В таком же ключе началась наша экскурсия в музее боевой славы МБОУ-СОШ №19, не с громких слов, а со стихотворения:

Дочь обратилась однажды ко мне:

- Папа, скажи мне, кто был на войне?

- Дедушка Лёня - военный пилот -

В небе водил боевой самолёт.

Дедушка Женя десантником был.

Он вспоминать о войне не любил

И отвечал на вопросы мои:

- Очень тяжёлые были бои.

Бабушка Соня трудилась врачом,

Жизни спасала бойцам под огнём.

Прадед Алёша холодной зимой

Бился с врагами под самой Москвой.

Прадед Аркадий погиб на войне.

Родине все послужили вполне.

Много с войны не вернулось людей.

Легче ответить, кто не был на ней.

Ученики старших классов совместно с учителем истории провели познавательную и увлекательную экскурсию для детей о событиях Великой отечественной войны, об обороне городов Тулы и Москвы, о героях войны.

В музее боевой славы воспитанники подготовительной к школе группы смогли увидеть и потрогать экспонаты времен войны: каски, фляги бойцов, поржавевшие от времени винтовки, различные боевые снаряды, письма с фронта, которые солдаты писали домой; посмотрели интересную презентацию, посвященную 70-летию Великой Победы.

При выходе из музея многие дети молчали, о чем они думали? О героях войны, о детях, которые принимали участие в сражениях наряду со взрослыми, голодали, о подвигах, которые совершали люди во имя своей Родины? Не знаю… Но, мне кажется, что каждый из них запомнит это посещение музея надолго.

Мне очень хочется верить, что проводимая работа по гражданско-патриотическому воспитанию в дошкольном учреждении станет прочным фундаментом для воспитания будущего поколения, для формирования духовно-нравственных ценностей, чувства любви к Родине, уважения культурного и исторического прошлого, настоящего и будущего России.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс «Лидер года в образовании»

Эссе на тему

«Мои значимые достижения в управлении образовательной организацией»

«Успех находиться на пересечении удачи

и упорного труда»

Дастин Московиц

Говоря о любых достижениях (в профессии, спорте, любви, трудовой или профессиональной деятельности) мы всегда так или иначе подводим итоги, вспоминаем все то, что мы можем добавить в свою «копилку успеха».

        Человеческий мозг так устроен, что он склонен концентрироваться на промахах, неудачах, но психологи советуют не обесценивать свои достижения, наоборот, предлагают сосредоточиться на своих успехах и победах. Почему это важно?

Это дополнительный источник ресурсов для движения вперед.

Это возможность усвоить полученный опыт. Помогает увидеть, какие действия привели к успеху, что помогло, а что было лишним.

Это осознание личностного роста. Регулярное подведение итогов помогает увидеть перемены в себе, свой рост. 

Это повышает самооценку. Часто в погоне за идеалом мы можем обесценивать то, что уже сделано, и не ценить то, что имеем.

Это создает порядок в мыслях. 

В чем заключается успех руководителя образовательной организации? Какие мои значимые достижения в управлении образовательной организацией?

        Попробуем порассуждать на заданную тему.

        В роли заместителя директора по дошкольному образованию МБОУ «ЦО № 32» я работаю четвертый год, возглавляю одно из строений, где реализуются программы дошкольного образования.

Это совершенно новое строение - новый детский сад, открывать который пришлось с «нуля».  

- Сложно?

- Безусловно!

- Интересно?

- Конечно!

Только тот, кто прошел этот путь от начала и до конца может смело говорить об успехе.

Это достижение я смело могу засчитать себе в «копилку успеха».

Без чего не может функционировать любое учреждение? Конечно же без персонала. «Кадры решают все!»

Подбор коллектива в новое строение – это одно из моих главных и значимых достижений, как управленца. Очень важно не просто принять человека на работу, но и понять на этапе собеседования «твой» это человек или «не твой»!

Я очень горжусь тем, что более 60 % персонала, которые пришли работать в учреждение в 2019 году, и сейчас работают со мной. Стабильный коллектив, сплоченная команда – большой ресурс для руководителя. Очень важно знать, что ты можешь положиться на людей, это позволяет грамотно и трезво оценить рабочую ситуацию, исходя из целей и задач, поставленных перед тобой.

В процессе принятия управленческих решений, руководитель -  полководец на поле боя, расставляющий свои войска на позиции. И от того, как они расставлены порой зависит исход всего сражения.

В каждом коллективе неизбежно возникают конфликты – иначе он нежизнеспособен.

Поэтому еще одним своим значимым достижением считаю умение перенаправить конфликт в позитивное русло.

Это пришло с опытом. Непросто переформатировать конфликт так, чтобы он пошел на пользу не только участникам конфликта, но и смог выявить те проблемные места, которые привели к возникновению конфликта. Это сразу позволяет обнажить болевые точки любого коллектива, позволяет вовремя скорректировать процесс коммуникации и принять правильные управленческие решения.  

Найти подход к каждому участнику конфликта, к каждому члену коллектива – далеко не простая задача, но, что еще важнее, делать это с открытой душой.

Люди всегда чувствуют фальшь. Никого не могут обмануть слова, идущие не от души. Раз, другой, третий, возможно, но на четвертый раз человек все равно почувствует обман.

«Я не обязан побеждать, но я обязан быть искренним. Я не обязан преуспевать, но я обязан прожить жизнь достойным человеком», - говорил Авраам Линкольн. Эти слова мне очень близки.

В начале своего пути, как руководителя, я поставила себе задачу быть предельно честной перед людьми, за которых ты отвечаешь, спрашивать с них, но еще больше с себя.

Грамотный руководитель, управленец, лидер – это не администратор, который любит управлять другими, а тот, кто несет воду для своих людей, чтобы они могли выполнять свою работу.