Организация орточаса, как эффективная профилактика плоско – вальгусной стопы у детей дошкольного возраста

Патрушева Ольга Леонидовна

 

Организация орточаса, как эффективная профилактика плоско – вальгусной стопы у детей дошкольного возраста

 

        За последние годы все чаще отмечаются случаи возникновения отклонений в системе опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста. В настоящее время проблема профилактики и коррекция отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность.

       Современные требования к программе ДОО базируются на положении Стандарта об охране и укреплении физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Это определяет здоровье сберегающую и здоровье сохраняющую направленность основной образовательной программы ДОО, которая выражается: - в оптимизации объема образовательного содержания и приближении к его разумному  ««минимуму». В  определении образовательной нагрузки на ребенка в течение дня,  в соответствии с требованиями действующего СанПин; - в оптимизации режима дня и двигательного режима с учетом возрастных психофизиологических особенностей воспитанников.

        В процессе организации оздоровительной работы в условиях нашего детского сада «Дельфин» особое внимание уделяется профилактике и коррекции нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата (дефектов осанки, плоскостопия). При ежегодном осмотре врачами-специалистами городской детской поликлиники установлено, что большинство детей-дошкольников имеют плоскостопие.

       Существуют два вида плоскостопия: физиологическое и статическое. Физиологическое плоскостопие проявляется у детей в возрасте до 3-х лет. Это связано с тем, что детская стопа имеет свои характерные особенности. Она не является точной, только уменьшенной, копией взрослой стопы. Неокрепший костный аппарат малышей, имеет частично хрящевую структуру, мышцы и связки еще слабы и подвержены растяжению. Кроме того, стопы ребенка до 3-х лет кажутся плоскими, потому что выемку свода заполняет мягкая жировая «подушечка», которая маскирует правильную костную основу. Таким образом, эта форма плоскостопия не патологическая и лечения не требует, так как свод стопы при правильном развитии нормализуется самостоятельно к 5-6 годам жизни ребенка.

      Статическое плоскостопие развивается чаще всего. Причинами образования статического плоскостопия являются: связочно-мышечная недостаточность, возникающая при длительной физической перегрузке, врожденная слабость связок, раннее вставание ребенка на ноги, увеличение массы тела в течение короткого отрезка времени, неудобная обувь, длительное пребывание в статическом положении. Первые годы жизни малыша являются наиболее благоприятными для лечения статического плоскостопия массажем и лечебной гимнастикой. Многие специалисты считают, что нарушения мышечного тонуса является опасным и требует лечения.

     Особенно неблагоприятна плоско-вальгусная установка стоп в возрасте 1-1,5 лет. В этом случае основным диагностическим признаком является отклонение пятки наружу от продольной оси голени.

     «Плоско — вальгусная установка стоп» — именно этот диагноз часто слышим мы от детского ортопеда. Если со словом «плоско» все понятно, то вторая часть диагноза требует пояснения. Вальгусная — проще говоря — X –образная установка стоп. Все знают, что такое «ноги иксиком» — тоже самое и со стопами.  Главная причина заболевания - большая нагрузка на ноги в период быстрого развития костей при слабом связочно – мышечном аппарате Стопы уплощены и «завалены» вовнутрь — это и есть плоско-вальгусные стопы. Плоская стопа характеризуется опусканием ее продольного и поперечного свода, а в дальнейшем появляются тягостные синдромы: быстрая утомляемость и боли при ходьбе и стоянии.

     Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы не только вызывает снижение ее функциональных возможностей, но и, что особенно важно, изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательно влияет на функции последнего и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности.

     Таким образом, укрепление опорно-двигательного аппарата, и в частности стопы, имеет большое значение. В дошкольном возрасте организм отличается большой пластичностью, поэтому можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы.

      Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможны на основе комплексного использования всех средств физического воспитания: гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений.

      Понимая всю важность и необходимость сохранения и укрепления здоровья детей, нами реализуется вместе с воспитанниками и родителями группы проект  «Взаимодействие родителей и воспитателей направленное на проблему профилактики  плоскостопия (деформации плоско - вальгусной  стопы) у детей по средствам  орточаса». 

        В нашем детском саду созданы все условия для систематического, профилактического влияния на растущий организм ребенка. На протяжении всего дня в группе поддерживается оптимальный двигательный режим: ЛФК,  физкультурные занятия,  динамические паузы, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, закаливающие мероприятии (закаливание по Т.Швалёвой)я, игры на свежем воздухе, утренние пробежки,  спортивные праздники, развлечения, бассейн.

        Во второй половине дня  три раза в неделю, в группе проводится  орточас, игры для укрепления мышечной системы, навыков правильной осанки, профилактики плоскостопия. Для лечения и профилактики деформации стопы применяется целый ряд методов. Дети на занятиях  по орточасу дети занимаются босиком. Это оказывает не только оздоровительное, но и закаливающее воздействие. Для укрепления мышечно-связочного аппарата голеностопного сустава и стопы в группе имеются  различные материалы,  тренажёры для различных  видов  ходьбы: по гальке, ребристым и ортопедическим дорожкам, массажным коврикам, по наклонной плоскости,по различным дорожкам. Стопа при этом рефлекторно "подбирается", происходит активное формирование сводов. В результате уменьшаются и прекращаются боли в ногах, восстанавливается рессорная функция стопы, кроме того, повышается общий тонус организма, укрепляются ослабленные мышцы ног, тренируется координация движений, формируется правильная и красивая походка.

      В нашей группе создана  предметно- пространственная среда, для проведения  орточаса, наполненная специальным оборудованием, различными тренажёрами. В целях профилактики и коррекции деформации стоп разработаны комплексы  гимнастик (с предметами, без предметов) для орточаса в зависимости от возраста воспитанников. С целью создания положительного эмоционального фона дети выполняют упражнения под музыку. Кроме того, используем наглядные пособия (различные картинки, рисунки), а также загадки, песни, стихотворения, соответствующие сюжету комплекса. Все это способствует повышению интереса и активности детей и, следовательно, более качественному выполнению упражнений.

     Для профилактики плоскостопия очень важно ношение правильно подобранной обуви. Чтобы обувь не только не причиняла вред, но и способствовала правильному развитию стопы, она должна иметь высокий, твердый задник, достаточно плотно фиксироваться на ноге и иметь амортизированные подошву и каблук. Также при лечении плоскостопия у детей часто применяют специальные ортопедические стельки, это позволяет скорректировать нагрузку на стопу.

    Совместно с  родителями были проведены собрания с детьми, консультации, семинары – практикумы «О пользе зарядки в домашних условиях», совместное изготовление мультимедийных презентаций «Весёлый орточас», и фильмов «Один день из жизни группы», оформление папок- передвижек: «Плоскостопие», «Зимние забавы», созданы информационные буклеты: «Немного о вальгусе», «Выбираем обувь», «Подвижные игры  с детьми на улице», «Профилактика плоскостопия у дошкольников»,  «Не навреди», «Весёлая гимнастика в домашних условиях» и т.д.

Таким образом, укрепление опорно-двигательного аппарата, и в частности стопы,  по средствам орточаса, является эффективной профилактикой плоско - вальгусной стопы у детей дошкольного возраста, т.к организм отличается большой пластичностью, поэтому можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы.