Дошкольное образование в Финляндии.

Белова Инна Викторовна

В сентябре этого года вместе с коллегами педагогами Калининского района я  ездила  по обмену опытом в соседнюю нам  Финляндию. По прибытии на место, мы, разделившись на три группы, примерно по 12 человек, посетили три детских сада.  Кому то достался  камерный частный дет. сад общины Лаппеенранты , кто то увидел воочию,  что такое Вальдорфский детский сад в Иматре , а я  хочу поделиться своими впечатлениями после  экскурсии в многогрупповой наполовину частный , наполовину  финансируемый общиной города детский сад Лаппеенранты.

Сразу скажу, что у нас в России, есть  детские сады  намного богаче и внешне  гораздо красочней,  хотя мне очень импонирует  их (финский)  стиль оформления детских учреждений. Хочется  сделать акцент на другом – на  условиях работы  финских воспитателей и положительном отражении оных на детях.   Во-первых, конечно же, наполняемость групп  детьми и количество взрослых, осуществляющих присмотр, уход и развитие.  Трое взрослых с детьми одновременно.  Комната отдыха. Перерыв на чай, кофе.  Нам остаётся только мечтать … .  Уважение к труду воспитателя, охрана его психического здоровья  и, как следствие  детей.  Во-вторых,  предметно пространственная среда  создана так, чтобы, с одной стороны  дать  наибольшую возможность  развития самостоятельности и творчества  детей  (всё в  свободном доступе, высокие стулья с пдножкой…), а, с другой - оградить от  вероятных опасностей (яркий пример – нет дверок у шкафчиков).   В-третьих, отсутствие загруженности у педагогов  по ведению  разного рода документации. Одна единая  образовательная программа Финляндии, и образовательная   программа города Лаппенранты с некоторыми  дополнениями,  своими  особенностями.   Да, может быть  им (дет садам), с нашей российской точки зрения,  и не хватает системы, но  ведь главную задачу они выполняют – помогают маленькому человечку  (семье)  благополучно и  счастливо  прожить  этот период детства. Финская система образования нацелена развитие у воспитанника  когнитивных функций (к когнитивным функциям относятся: память, внимание, ориентация в месте и времени, речь, сообразительность, восприятие, способность к усвоению и сохранению двигательных навыков). Когнитивный резерв формирует не только личностные качества , но развивает и ключевые структуры мозга. Фактически финская система образования является персонализированной. Знаменательно и то, что в Финляндии  пошли против эволюционной   централизованной модели, принятой в большинстве стран западного мира. Можно даже утверждать, что эта образовательная  система относится к ЗЕЛЕНОЙ ПЕДАГОГИКЕ (подобно зеленой экономике, химии и др.). Много общего у финской системы образования с БЕРЕЖЛИВЫМ ОБУЧЕНИЕМ. Воспитатели  делают акцент  на  эмоциональном благополучии  ребёнка, на его физическом и творческом развитии, на радости общения с мудрым  взрослым.    Нам, естественно, не разрешили, чтобы  во время фотосъёмки  интерьеров в кадр  попадали детские лица. Но, поверьте мне, дети, которых  мы там  увидели выглядели  раскрепощенными, весёлыми, общительными – счастливыми!  И,  у взрослых (персонала)  я не увидела  замученных, уставших,  недовольных  лиц, хотя все были заняты своей повседневной, рутинной  работой.  Немного обидно стало за себя, за  моих коллег, которые, несмотря на все трудности нашей российской детсадовской жизни, ежедневно и самозабвенно отдают  частичку себя: душевного тепла, жизненного опыта, разносторонних знаний, творческого импульса…  детям.     Главный вывод, который я  из этого опыта сделала, такой -  счастливы дети там, где  с ними рядом есть  счастливые взрослые!  А, уж  так это  или нет?.. , судите сами.  С уважением, Белова Инна Викторовна.