Игры и упражнения по развитию речи детей подготовительной к школе группы

Смирнова Ирина Ивановна

Нарисуем портрет

ЦЕЛЬ: Формировать представление об описании и его структур­ных элементах; учить определять недостатки описания.

ХОД ИГРЫ: В гости к детям приходит Незнайка и просит нарисовать портрет своего друга. Дети спрашивают:  «Какой он?»  Не­знайка описывает:  «Моего друга зовут Сиропчик. Он очень хороший».

— Все ли понятно из описания Незнайки? Можно ли пред­ставить друга Незнайки, чтобы нарисовать его? Каких сведе­ний не хватает? (Для точного портрета надо описать, какого роста Сиропчик, какого цвета его волосы, глаза, во что он одет.)

— Давайте нарисуем схему нашего описания. Это может быть солнце, а признаки и качества — это его лучи. Сколько признаков вы назовете, столько и будет лучей. Можно на­звать и действия, которые выполняет ваш персонаж. Не все их можно нарисовать, но можно дать словесное рисование, т.е. описать не только, какой друг у Незнайки, но и расска­зать, какой у него характер, чем он отличается от других
мальчиков и что он умеет делать. Если вы описали его вне­шний вид (рост, цвет глаз, предметы одежды) — это деловое описание. Если вы описываете его характер, сравниваете его
глаза с яркими звездочками или с васильками, то это уже художественное описание. В любом описании должны быть начало, середина и конец. Чтобы ваше описание стало образ­ным, надо научиться подбирать сравнения и определения к

словам.

— Подберите сравнение к зимней елочке, представьте ее и скажите, на что она похожа? (На Снегурочку в белой шапочке и белой шубке.) На что похожи желтые листья? (На золотые кружочки, они плавают в воде, как золотые рыбки.) Не забы­вайте эти слова, когда будете сочинять сказки и рассказы про зиму или осень.

Выбери концовку рассказа

ЦЕЛЬ: Учить находить наиболее подходящую концовку для опи­сательных рассказов — деловых и художественных.

ХОД ИГРЫ: Послушайте мое описание, скажите, о чем оно, какие при­знаки описываются в нем: «Ты в осеннем лесу. Стоишь сре­ди деревьев, а они как бы роняют прощальные слезы. Краса­вица-рябина надела праздничные красные бусы». Если так закончить текст: «Эти плоды являются кормом для птиц». Будет ли такая концовка правильной? Как лучше закончить такое описание? Придумайте конец. А к какому тексту по­дойдет концовка, которую вам предложили?

                                                                                                                                                                                                         imageВыбери начало

ЦЕЛЬ: Познакомить со структурой повествовательного текста, с первой частью — зачином и началом в сюжетных рассказах и сказках.

ХОД ИГРЫ: Воспитатель читает детям рассказ М. Пришвина «Еж», опуская начало.

— Какой части не хватает в рассказе? Почему вы решили, что не было именно начала? Вспомните, как начинаются многие рассказы? (Как-то раз, однажды, дело было летом и т.п.) Как начинаются сказки? (Жили-были, в некотором царстве и т.п.)

Воспитатель предлагает детям модель рассказа: поезд, со­стоящий из трех вагончиков — начала, середины, конца (все вагончики разного цвета). Дети выкладывают из них после­довательность изложения. Затем читает короткий рассказ, где все части перепутаны местами: «Пришла мать и сказала: «Сядьте вместе». В субботу вечером у Кати и Вари была ван­на. У них вышла ссора, кому первой принимать ванну».

Получился ли рассказ? Что надо сделать, чтобы он получил­ся? (Поставить каждую часть на место: второе предложение — это начало, третье — середина, а первое — это конец рассказа).

— Определите место предложений в рассказе:   «Захоте­лось зайцу, чтобы его боялись. С тех пор и начала Синичка с дятлами дружить. Однажды в солнечное утро вышел зайчик на прогулку. Да только лиса его и видела. Жила-была на
свете маленькая девочка».

 

Учимся рассуждать

ЦЕЛЬ: Подвести детей к составлению рассуждения и понима­нию его особенностей: тезиса, доказательства, выводов.

ХОД ИГРЫ: Воспитатель предлагает детям картинки-небылицы: ле­том мальчик катается на лыжах в зимнем костюме, зимой дети собирают грибы.

—  Докажите, что в этих картинках нарисовано неправиль­но, что надо изменить. Используйте в своем доказательстве слова «во-первых», «во-вторых», чтобы мы поняли последова­тельность ваших рассуждений.

 

Составь рассуждение

ЦЕЛЬ: Учить составлять рассуждение, располагать аргументы в определенной последовательности.

ХОД ИГРЫ: Составьте рассуждение на тему «Весна в этом году ран­няя», используя для связи предложений слова «вот потому», «потому что», «в связи с этим».

—Кто может доказать, что зима не очень похожа на зиму.

—Послушайте рассказ: «Осенью в лесу у зайчихи появил­ся зайчонок. Рос он веселый, шустрый. Однажды зайчонок познакомился с бабочкой, гусеницей и медвежонком. Все они
подружились, играли и веселились до самых холодов. Насту­пила зима, а с нею и Новый год пришел. Зайчонок решил пригласить своих друзей на праздник, но никого в лесу не
нашел». Почему?

— Выберите любую тему, которую вы сможете доказать: «Почему старуха осталась у разбитого корыта». «Почему сле­дует быть честным».

 

Составим разные рассказы

ЦЕЛЬ: Учить составлять схемы разных высказываний.

ХОД ИГРЫ: Воспитатель напоминает детям, что описание обозначается кругом, разделенным на три части, повествование (сюжетный рассказ) — поездом, у которого вагончики разного цвета, а рас­суждение — это знак вопроса из трех цветов (полукруг — зеле­ный, средняя часть красная и окончание — синяя точка). Нача­ло каждого высказывания (верхняя часть круга, первый вагон­чик, верхняя часть знака вопроса) -— зеленого цвета, середина (центральная часть круга, второй вагончик, средняя часть знака вопроса) — красного, конец (нижняя часть круга, третий вагон­чик, точка в нижней части знака вопроса) — синего цвета.

Воспитатель делит детей на три команды (по три человека в каждой) и предлагает им послушать текст: «Вчера я был в лесу и видел там зайца. Он так меня испугался...» Первая команда детей составляет описание. Остальные дети слуша­ют его и составляют у себя на столах модель описания, чтобы получился круг (если присутствуют все части описания).

Вторая команда составляет историю о том, что случилось с зайцем дальше. Дети, сидящие за столами, выкладывают поезд из вагончиков. Третьей команде предлагается составить рас­суждение о том, почему заяц такой пугливый и всего боится. Сидящие за столами дети выкладывают знак вопроса из трех частей: верхней (зеленой), средней (красной) и точки (синей).

Затем воспитатель набирает новые три команды и дает новую тему — картину об осени. Одни дети составляют опи­сание осени, другие придумывают историю о том, что случи­лось в осеннем лесу, а третья команда доказывает, что на картине изображена именно осень. Остальные дети выклады­вают у себя на столах модель высказываний: описания, пове­ствования и рассуждения. В конце занятия дети оценивают, какая команда лучше всех составила описание, повествование (историю), рассуждение.

 

Четвероногий друг

ЦЕЛЬ: Учить составлять рассказы разных типов (описание, пове­ствование, рассуждение), используя разнообразные средства связи между частями высказывания.

ХОД ИГРЫ: Дети, под нашей дверью оказался щенок. Кажется, он по­терялся. Чем можно ему помочь? Как найти его хозяина? На­верное, лучше всего написать объявление. Надо так хорошо описать щенка, чтобы хозяин его сразу узнал: как он выгля­дит, чем отличается от других собак, какой он по характеру.

Дети описывают щенка, выделяя его характерные особен­ности.

—  Давайте представим такую ситуацию. Вы нашли на ули­це щенка, принесли его домой и просите маму разрешить оставить его у вас дома. А мама никак не хочет. Попробуйте доказать ей, что собака — самый верный друг человека, что этот щенок вам просто необходим.

Воспитатель берет на себя роль мамы и опровергает аргу­менты детей своими доводами: «У меня и так хватает забот. Кто с ним будет гулять, нас целый день нет дома. Чем мы будем его кормить? Он порвет обои, будет грызть мебель...»

Дети пытаются опровергнуть доводы воспитателя и приве­сти аргументы в защиту своего мнения.

—Хорошо, вы меня убедили. Щенок радуется вместе с вами и хочет узнать, где он будет жить. (В будке, конуре.) Мы сможем построить конуру по точкам на листе бумаги, называя слова-действия. Что умеют делать собаки? Кто назы­вает слово, тот и соединяет точки по порядку.

—Посмотрите, щенок порвал книгу, ее невозможно прочи­тать. Давайте поможем восстановить текст рассказа. Я прочитаю
начало, а вы будете продолжать и заканчивать: «Однажды Миша пошел гулять. Вдруг он услышал, что кто-то под кустом жалоб­но пищит. Миша заглянул туда и увидел совсем маленького
щеночка. Он был такой крошечный. Мише стало жаль щенка, он взял его на руки, прижал к себе и решил отнести домой».

Одни дети придумывают продолжение и окончание рас­сказа, а другие выкладывают на столах модель рассказа, что­бы получилось три части: начало, середина, конец.

—Давайте закончим фразу, которую я начну, чтобы полу­чилось складно:   «Мы на улицу пошли ...  (и щеночка там нашли)».  «Наш щеночек маленький ... (грелся на завалин­ке)».  «Ты, собачка, где гуляла? (Детям косточки искала.)» «Мы с собачкою гуляли ... (ничего не потеряли)».

- Миша подружился со щенком, так что про них можно было сказать «водой не разольешь». Как вы понимаете это
выражение? Можно ли его использовать в рассказах? В каких?

Ждем гостей

ЦЕЛЬ: Учить описывать предметы посуды, опираясь на характер­ные признаки.

ХОД ИГРЫ: Дети, послушайте, какое письмо нам написали из другого детского сада: «Здравствуйте, ребята! Пишут вам Маша и Ойка. Посмотрите Ойкины рисунки, она рисовала посуду, но что-то у нее не получилось. Помогите ей. До свидания!»

—Посмотрите рисунки и скажите, чего не хватает (чашка без ручки, чайник без носика, нож без лезвия, ложка без руч­ки).

—К нам придут гости. Как будем накрывать стол? В чем будем подавать сахар? Конфеты? Соль? Масло? Хлеб? Салфетки? Из чего будем кормить и поить гостей? Где можно приобрес­ти посуду?

—Я предлагаю сходить в магазин «Посуда» и приобрести все необходимое. Только сначала уточним, что из чего сдела­но. Кто быстро и правильно ответит, тот и пойдет в магазин.
У меня в руках мяч. Кому я его кину и назову предмет, тот должен ответить, из какого материала этот предмет сделан.

В магазине воспитатель берет на себя роль продавца и го­ворит: «Здравствуйте, дети! Приглашаю вас в магазин. Как вы думаете, какая посуда у нас продается? Какие бывают та­релки? (Глубокие и мелкие.) Чашки и блюдца? (Фарфоровые.) Вилки и ножи? (Стальные.) Ложки? (Столовые и чайные, ме­таллические и деревянные.)

—  Продам все, что пожелаете, да не за деньги, а за уменье. За уменье рассказать о том, что будете покупать. Опишите форму, цвет, из какого материала изготовлен предмет. Для чего он нужен вам? Лишь тогда его продам!

— И еще одно условие. Описывая предмет, не называйте его, пусть другие дети догадаются, что вы хотите купить.

— Прежде чем сервировать стол, выполните еще одно за­дание. Возьмите листочки бумаги, на них нарисовано по два предмета посуды. Вы должны раскрасить их. Если про этот предмет можно сказать, какой он (например, нож), вы за­
красьте его синим карандашом, если можно сказать, какая (например, ложка), — закрасьте красным цветом, а если можно сказать, какое (блюдце), — возьмите зеленый карандаш.

 

Воспитатель дает детям листочки бумаги с контурами пред­метов посуды: ножа и ложки, ведра и кастрюли, чашки и блюдца, вилки и ложки и т.д. После рисования дети сервиру­ют стол, приглашают гостей к столу.