План самообразования воспитателя старшей группы «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилинографию в условиях внедрения ФГОС».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 Колосок»
План самообразования воспитателя старшей группы «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилинографию в условиях внедрения ФГОС».
Подготовила: воспитатель
старшей группы Пешкова Татьяна Владимировна
п. Метлино
2016 г.
Цель:
-Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального
мастерства и компетентности.
-Систематизировать работу по реализации мероприятий, направленных на
развитие творческих способностей детей через занятия пластилинографией.
Задачи:
-Повысить собственный уровень знаний путем изучения литературы, методик и
технологий по теме.
-Выявить особенности развития творческих способностей детей.
-Способствовать развитию интереса к пластилинографии .
-Побуждать к проявлению индивидуальности, своих способностей в изобразительной деятельности.
-Освоить разные способы и приемы работы с пластилином.
Актуальность выбранной темы:
Проблемы развития творческих способностей дошкольников находится
сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих
в сфере образования. В соответствии с новыми Федеральными Требованиями
к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
одним из направлений содержания образовательной области «Художественное
творчество», направленного на достижение целей формирования интереса к
эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности
детей в самовыражении явления- развитие детского творчества.
Творчество- это универсальное средство развития индивидуальности, которое
Обеспечивает устойчивую адаптацию к новым условиям жизни.
Все больше внимания уделяется изобразительной деятельности, как средству развития талантливой, творческой личности. Опыт показывает, что в детских
образовательных учреждениях можно и нужно уделять большое внимание
нетрадиционной изобразительной деятельности.
Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам, но
учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения,
для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной
информации. Изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чем и чем.
В нашей группе рисование пластилином-именно то, что позволит полностью раскрыться потенциал ребенка. Более ясному, точному выражению своих внутренних переживаний, проблем с одной стороны, а также творческому самовыражению- с другой. В процессе творчества ребенок гораздо ярче и нагляднее может проявить себя.
Это особенно важно для детей, которые не могут выговориться потому, что выразить свои чувства, фантазии в рисунке легче, чем о них рассказать.
Пластилинография- это один из сравнительно недавнего появления нового
вида в изобразительной деятельности Основной материал- пластилин, а основным инструментом является рука, вернее обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками Данная техника позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей,
делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми (Г.Н.Давыдова)
Работу по формированию навыков по пластилинографии проводила в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставила определенные задачи.
1 Подготовительный:
Освоить приемы надавливания, размазывания пластилина пальцами, выработать правильную постановку пальца, овладеть приемом отщипывания маленького кусочка пластилина, скатывания шарика, жгутика, косички; научиться работать на
ограниченном пространстве.
2. Основной:
Научиться не выходить за контур рисунка, размазывать пластилин по всему рисунку,
использовать несколько цветов, вспомогательных предметов для придания выразительности работам.
3. Итоговый:
Научиться самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы, самостоятельно выполнять задания, опираясь на имеющийся опыт и свое
Отношение к изображаемому.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
- Изучение литературы по теме.
-Уточнение основных моментов при разработке рабочей программы в соответствии с Ф.Г.О.С.
-Посещение Н.О.Д. воспитателей, специалистов Д.О.У.
-Посещение педсоветов, методических объединений, сенминаров,конференций.
-Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег.
-Обобщение результатов на заседании педагогического совета.
Информационно-аналитический этап работы над темой самообразования.
Этапы | Пути реализации и формы работы. Содержание работы | Сроки | Способы оформления материала для использования в практической работе. Практическая деятельность. |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта. Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких для получения прогнозирующих результатов). Оценка имеющихся условий для формирования и развития творческих способностей детей. Анкетирование родителей «Как вы развиваете творчество детей дома?» Подбор игр и материалов для оснащения центра художественного творчества. |
| Познакомится с интернет-ресурсами, пособиям Г.Н.Давыдовой «Пластилинография для дошкольников». Создание копилки занятий в электронной форме. Изучить ФГОС (раздел инклюзивное образование и целевые ориентиры ребенка-дошкольника).
|
Прогностический | Определение целей и задач темы. Прогнозирование результатов. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий, отслеживание результатов работы). |
| Разработка перспективного плана на учебный год по нетрадиционной технике рисования |
Практический |
Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы. Исследовательская работа (применение выбранной технологии для работы с детьми). Оформление информационного-наглядного материала в родительском уголке. Результаты анкетирования родителей.
|
| Консультация для родителей «Волшебный пластилин». Информационный стенд : «Развитие творческих способностей детей при помощи пластилинографии». Выставка совместных работ (дети+ родители) «Мастерская пластилина». Выставка детских работ для родителей конспекты занятий (разработка). Картотека развивающих игр по развитию творческих способностей детей и игр с пластилином для родителей. |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. Распространение опыта своей работы. Обобщение результатов инновационной деятельности на педагогических советах. |
| Выступление с докладом на педсовете по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через пластилинографию». Показ открытого занятия. |
Перспективный план по самообразованию.
Тема | Месяц | Задачи |
Цель. Развитие творческих способностей детей средствами различных видов пластилинографии. | ||
«Букет из листьев» | Сентябрь | Познакомить детей с одним из видов изобразительной техники-прямой многослойной пластилинографией, развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы; воспитывать интерес к осенним явлениям природы. |
«Осенний натюрморт» | Октябрь | Закрепить знания о натюрморте, как о жанре живописи. Формировать умение детей создавать образы в нетрадиционной изобразительной технике- пластилинографии (прямой, многослойной, модульной). Продолжать учить использовать возможности стеки для придания объекту завершенности и выразительности. |
«Ваза для мамы» | Ноябрь | Познакомить детей с контурной пластилинографией. Формировать умение сочетать ее с другми видами пластилинографии. Развивать чувства цвета, композиции. Способствовать развитию стремления радовать своих близких. |
«Снегурочка» | Декабрь | Добиваться реализации выразительного яркого образа с опорой на жизненный опыт детей, развивать образное мышление, умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения-прямую, контурную, модельную пластилинографию. |
«Снегири на ветке» | Январь | Расширить представления детей о зимующих птицах, развивать умение передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности. Закреплять приёмы скатывания, расплющивания, примазывания, соединяя прямую и многослойную пластилинографию, воспитывать бережное отношение к природе. |
«Кораблик для папы» | Февраль | Закреплять умения и навыки в работе с пластилином4 побуждать к самостоятельному выбору цветов пластилина и деталей интерьера картинки. Воспитывать самостоятельность, инициативу. |
«Матрешки» | Март | Развивать умение отражать характерные особенности оформления матрешки в нетрадиционной технике- обратной пластилинографии. Воспитывать интерес к народной игрушке. |
«Ракета» | Апрель | Заинтересовать детей рисованием ко Дню космонавтики в технике пластилинография. Формировать умение использовать знакомые виды пластилинографии, сочетать их в своей работе. Побуждать дополнять свою работу звездами, планетами, кометами и т.д. по выбору детей. |
«Открытка к Дню обеды»
| Май | Продлжать знакомить детей с различными видами пластилинографии, как видом изобразительной деятельности. Закрепить приемы примазывания, разглаживания, работа с накладными деталями. Воспитывать патриотические чувства и чувство уважения к ветеранам В.О.В. |
Список используемой литературы:
1.Богоявленская Д.Б «Психология творческих способностей» 2002 г.
2.Лыкова И.А. «Лепим, фантазируем, играем» Москва Творческий центр
« Сфера» 2001 г.
3.Головчиц Л.А. «Воспитание детей»
4.Григорьева Г.Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности»
Москва 2000 г.
5.Давыдова Г. Н. «Пластилинография» Москва 2008 г.
6.Заика Е.В. «Комплекс игр для развития воображения.» 1993 г. №2.
7.Комарова Т. С. «Детское художественное творчество.Ф.Г.О.С.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobr.docx | 32.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 Колосок»
План самообразования воспитателя старшей группы «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилинографию в условиях внедрения ФГОС».
Подготовила: воспитатель
старшей группы Пешкова Татьяна Владимировна
п. Метлино
2016 г.
Цель:
-Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального
мастерства и компетентности.
-Систематизировать работу по реализации мероприятий, направленных на
развитие творческих способностей детей через занятия пластилинографией.
Задачи:
-Повысить собственный уровень знаний путем изучения литературы, методик и
технологий по теме.
-Выявить особенности развития творческих способностей детей.
-Способствовать развитию интереса к пластилинографии .
-Побуждать к проявлению индивидуальности, своих способностей в изобразительной деятельности.
-Освоить разные способы и приемы работы с пластилином.
Актуальность выбранной темы:
Проблемы развития творческих способностей дошкольников находится
сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих
в сфере образования. В соответствии с новыми Федеральными Требованиями
к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
одним из направлений содержания образовательной области «Художественное
творчество», направленного на достижение целей формирования интереса к
эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности
детей в самовыражении явления- развитие детского творчества.
Творчество- это универсальное средство развития индивидуальности, которое
Обеспечивает устойчивую адаптацию к новым условиям жизни.
Все больше внимания уделяется изобразительной деятельности, как средству развития талантливой, творческой личности. Опыт показывает, что в детских
образовательных учреждениях можно и нужно уделять большое внимание
нетрадиционной изобразительной деятельности.
Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам, но
учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения,
для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной
информации. Изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чем и чем.
В нашей группе рисование пластилином-именно то, что позволит полностью раскрыться потенциал ребенка. Более ясному, точному выражению своих внутренних переживаний, проблем с одной стороны, а также творческому самовыражению- с другой. В процессе творчества ребенок гораздо ярче и нагляднее может проявить себя.
Это особенно важно для детей, которые не могут выговориться потому, что выразить свои чувства, фантазии в рисунке легче, чем о них рассказать.
Пластилинография- это один из сравнительно недавнего появления нового
вида в изобразительной деятельности Основной материал- пластилин, а основным инструментом является рука, вернее обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками Данная техника позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей,
делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми (Г.Н.Давыдова)
Работу по формированию навыков по пластилинографии проводила в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставила определенные задачи.
1 Подготовительный:
Освоить приемы надавливания, размазывания пластилина пальцами, выработать правильную постановку пальца, овладеть приемом отщипывания маленького кусочка пластилина, скатывания шарика, жгутика, косички; научиться работать на
ограниченном пространстве.
2. Основной:
Научиться не выходить за контур рисунка, размазывать пластилин по всему рисунку,
использовать несколько цветов, вспомогательных предметов для придания выразительности работам.
3. Итоговый:
Научиться самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы, самостоятельно выполнять задания, опираясь на имеющийся опыт и свое
Отношение к изображаемому.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
- Изучение литературы по теме.
-Уточнение основных моментов при разработке рабочей программы в соответствии с Ф.Г.О.С.
-Посещение Н.О.Д. воспитателей, специалистов Д.О.У.
-Посещение педсоветов, методических объединений, сенминаров,конференций.
-Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег.
-Обобщение результатов на заседании педагогического совета.
Информационно-аналитический этап работы над темой самообразования.
Этапы | Пути реализации и формы работы. Содержание работы | Сроки | Способы оформления материала для использования в практической работе. Практическая деятельность. |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта. Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких для получения прогнозирующих результатов). Оценка имеющихся условий для формирования и развития творческих способностей детей. Анкетирование родителей «Как вы развиваете творчество детей дома?» Подбор игр и материалов для оснащения центра художественного творчества. | Познакомится с интернет-ресурсами, пособиям Г.Н.Давыдовой «Пластилинография для дошкольников». Создание копилки занятий в электронной форме. Изучить ФГОС (раздел инклюзивное образование и целевые ориентиры ребенка-дошкольника). | |
Прогностический | Определение целей и задач темы. Прогнозирование результатов. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий, отслеживание результатов работы). | Разработка перспективного плана на учебный год по нетрадиционной технике рисования | |
Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы. Исследовательская работа (применение выбранной технологии для работы с детьми). Оформление информационного-наглядного материала в родительском уголке. Результаты анкетирования родителей. | Консультация для родителей «Волшебный пластилин». Информационный стенд : «Развитие творческих способностей детей при помощи пластилинографии». Выставка совместных работ (дети+ родители) «Мастерская пластилина». Выставка детских работ для родителей конспекты занятий (разработка). Картотека развивающих игр по развитию творческих способностей детей и игр с пластилином для родителей. | |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. Распространение опыта своей работы. Обобщение результатов инновационной деятельности на педагогических советах. | Выступление с докладом на педсовете по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через пластилинографию». Показ открытого занятия. |
Перспективный план по самообразованию.
Тема | Месяц | Задачи |
Цель. Развитие творческих способностей детей средствами различных видов пластилинографии. | ||
«Букет из листьев» | Сентябрь | Познакомить детей с одним из видов изобразительной техники-прямой многослойной пластилинографией, развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы; воспитывать интерес к осенним явлениям природы. |
«Осенний натюрморт» | Октябрь | Закрепить знания о натюрморте, как о жанре живописи. Формировать умение детей создавать образы в нетрадиционной изобразительной технике- пластилинографии (прямой, многослойной, модульной). Продолжать учить использовать возможности стеки для придания объекту завершенности и выразительности. |
«Ваза для мамы» | Ноябрь | Познакомить детей с контурной пластилинографией. Формировать умение сочетать ее с другми видами пластилинографии. Развивать чувства цвета, композиции. Способствовать развитию стремления радовать своих близких. |
«Снегурочка» | Декабрь | Добиваться реализации выразительного яркого образа с опорой на жизненный опыт детей, развивать образное мышление, умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения-прямую, контурную, модельную пластилинографию. |
«Снегири на ветке» | Январь | Расширить представления детей о зимующих птицах, развивать умение передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности. Закреплять приёмы скатывания, расплющивания, примазывания, соединяя прямую и многослойную пластилинографию, воспитывать бережное отношение к природе. |
«Кораблик для папы» | Февраль | Закреплять умения и навыки в работе с пластилином4 побуждать к самостоятельному выбору цветов пластилина и деталей интерьера картинки. Воспитывать самостоятельность, инициативу. |
«Матрешки» | Март | Развивать умение отражать характерные особенности оформления матрешки в нетрадиционной технике- обратной пластилинографии. Воспитывать интерес к народной игрушке. |
«Ракета» | Апрель | Заинтересовать детей рисованием ко Дню космонавтики в технике пластилинография. Формировать умение использовать знакомые виды пластилинографии, сочетать их в своей работе. Побуждать дополнять свою работу звездами, планетами, кометами и т.д. по выбору детей. |
«Открытка к Дню обеды» | Май | Продлжать знакомить детей с различными видами пластилинографии, как видом изобразительной деятельности. Закрепить приемы примазывания, разглаживания, работа с накладными деталями. Воспитывать патриотические чувства и чувство уважения к ветеранам В.О.В. |
Список используемой литературы:
1.Богоявленская Д.Б «Психология творческих способностей» 2002 г.
2.Лыкова И.А. «Лепим, фантазируем, играем» Москва Творческий центр
« Сфера» 2001 г.
3.Головчиц Л.А. «Воспитание детей»
4.Григорьева Г.Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности»
Москва 2000 г.
5.Давыдова Г. Н. «Пластилинография» Москва 2008 г.
6.Заика Е.В. «Комплекс игр для развития воображения.» 1993 г. №2.
7.Комарова Т. С. «Детское художественное творчество.Ф.Г.О.С.»