Проект на тему: "Развитие речи детей дошкольного возраста средствами мнемотехники"

Раимбакиева Марианна Флоровна

 Проект:Развитие речи детей дошкольного возраста средствами мнемотехники. Исследование проводились на базе МБДОУ « Усть – Ишимский детский сад № 1».Срок проведения эксперимента: 1 год (с 20 сентября 2015 года – по 20сентября  2016 года). В эксперименте участвовало20 человек в возрасте от 5 до 7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект71.7 КБ

Предварительный просмотр:

                    МБДОУ «Усть – Ишимский детский сад №1»

                                                      Проект

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники»

       

Выполнила воспитатель первой категории:

Раимбакиева Марианна Флоровна  

                   

Усть – Ишим 2016


Введение 

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

  В настоящее время изучению проблемы развития речи у дошкольников с использованием мнемотехники  посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде умения рассказывать является одной из основных составляющих при психологическом обследовании готовности ребенка к школе, а потому является наиболее актуальной задачей развития современных детей. Все чаще педагоги начинают использовать в работе по обучению дошкольников рассказыванию – мнемотехнику,  поскольку мнемотехника позволяет развивать одновременно много познавательных процессов: память, мышление, восприятие, воображение, а также стимулировать познавательную активности ребенка.

  Актуальность использования мнемотехники  в работе по развитию связной речи детей дошкольного возраста состоит в том, что: во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование наглядного моделирования; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, а так же формирует навык практического использования приемов работы с памятью; в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей выделять главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания.

        Цель  – исследовать процесс развития речи детей старшего дошкольного возраста при использовании мнемотехники.

Предмет – процесс развития речи дошкольников средствами мнемотехники.

Объект исследования: – развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования – мы предполагаем, что развитие связной речи будет осуществляться эффективнее  при использовании разнообразных методов мнемотехники, которые могут способствовать мотивации речевой деятельности и появлению интереса к НОД.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи: 

1. Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.

2. Проанализировать особенности связной речи детей дошкольного возраста.

3. Определить критерии и выявить уровни развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

4. Выявить и экспериментально проверить условия развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

5. Подобрать наиболее эффективные методы, приёмы, средства, способствующие создать мотивацию к речевой деятельности у воспитанников, интерес к  НОД по обучению рассказыванию.

Методологическая основа и теоретическая база исследования основывается на закономерностях речевого развития дошкольников, сформулированных в трудах А. Н Гвоздева,   Л.С. Выготского, Д.Б Эльконина, А.А.Леонтьева, в общем виде их взгляды на природу языковых способностей и развитие речевой деятельности.

В своей работе я опиралась на работы: Т.В. Воробьевой, (сенсорно-графические схемы) В. П. Глухова, (блоки-квадраты) Л. Н. Ефименковой (схемы составления рассказа), Т. А. Ткаченко (предметно - схематические модели).

  На основании анализа научной литературы выделила следующие подходы в работе с технологией мнемотехника:

  -Системный - технология мнемотехника используется в системе обучения и воспитания;

- Личностный - с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка;

- Деятельностный - развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои;

-  Диалогический - процесс обучения происходит в форме диалога;

- Культурологический - ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить;

- Информационный - ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире;

     Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:

1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;

2. Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.

Для достижения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:

- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

-наблюдение за учебно-воспитательным процессом;

- педагогический эксперимент;

- сравнительный анализ обработки данных.

         


. Исследование проводились на базе МБДОУ « УСТЬ – Ишимский детский сад № 1».Срок проведения эксперимента: 1 год (с 20 сентября 2015 года – по 20сентября  2016 года). В эксперименте участвовало20 человек в возрасте от 5 до 7 лет. Дети обследовались в первой и во второй половине дня.

Организуя экспериментальную деятельность, нами был проведен констатирующий эксперимент, где главной целью стало - определить уровень речевых умений дошкольников. В начале работы нами была проведена речевая диагностика, что позволило выявить наиболее важные направления в работе конкретно с каждым ребенком, а также дифференцированно строить работу по формированию связной речи. Используется при этом метод индивидуальной беседы, метод наблюдения за детьми.

Развитие речи дошкольника, как становление его готовности к обучению в школе, преимущественно, рассматривает шесть разделов: речевая коммуникация, связную речь, ЗКР,  грамматический строй речи, состав активного словаря, практическая осознанная связь, поэтому и мы, диагностируя, попытаемся определить уровень развитие именно этих сторон детской речи.

Критериями нашего эксперимента, а именно речевых умений, было следующее: выявить насколько связны, последовательны, логично выстроены рассказы дошкольников. Показатель связности речи - использование языковых средств связи; показатель последовательности - соответствие порядка следования предложений в тексте последовательности событий в действительности; логичность - соответствие текста теме, правильная композиционная структура, соответствующая законам построения правильного суждения.

Методика исследования развития связной речи представлена у многих современных исследователей:  В.П. Глухова, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичевой, Э.П. Коротковой, Ф.А. Сохиным, А.М. Быховской и Н.А. Казовой, О.С. Ушаковой, Н. В. Нищевой и др., как в общей дошкольной, так и специальной педагогике.

       Для изучения состояния связной речи детей дошкольного возраста используются следующие методы.

— обследование словарного запаса по специальной схеме;

— исследование связной речи с помощью серии заданий;

— наблюдения за детьми в процессе учебной, предметно-практической, игровой и обиходно-бытовой деятельности в условиях детского образовательного учреждения;

— изучение медико-педагогической документации (данные анамнеза, медицинских и психологических исследований, педагогические характеристики и заключения и т.п.); использование данных бесед с родителями, воспитателями и детьми.

        Мы остановимся на исследовании развитие  речи с помощью серии заданий, опираясь на методику В.П. Глухова.  В.П. Глухов предлагает систему обучения рассказыванию, состоящую из нескольких этапов. Дети овладевают навыками связной речи в следующих формах: составление высказываний по наглядному восприятию, воспроизведение прослушанного текста, составление рассказа-описания, рассказывание с элементами творчества.

        В целях комплексного исследования  развитие  речи детей использовались серии заданий, которые включали:

— составление предложений по отдельным ситуационным картинкам;

— составление предложения по трем картинкам, связанным тематически;

— пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);

— составление рассказа по серии сюжетных картинок;

— сочинение рассказа на основе личного опыта,

— составление рассказа-описания.

      Определялась способность детей к передаче содержания знакомого литературного текста, зрительно воспринимаемой сюжетной ситуации, а также своих жизненных впечатлений и собственного замысла.

       Результаты выполнения заданий фиксировались в таблицы  на основании схем, оценки уровня выполнения заданий.

Задание 1:  Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам (картинки-действия).

Цель: определить способности детей составлять адекватное законченное высказывание на уровне фразы.

Задачи: развивать у детей самостоятельное установление смысловых отношений в высказывании и передавать их в виде соответствующей по структуре фразы.

Инструкция. Подготовка исследования: Для проведения исследования требуются несколько картинок следующего образца:

Девочка сидит на стуле.

Мальчик читает книгу.

Мальчик ловит рыбу.

Девочка катается на коньках (санках).

Исследование проводится в индивидуальной форме. При показе каждой картинки ребенку задается вопрос-инструкция: «Скажи, что здесь нарисовано?  Кто (что) это? Что он (она) делает?» : оценки уровня выполнения задания  на составление предложений по отдельным ситуационным картинкам).

 Задание 2:  

Составление предложения по трем картинкам (например: бабушка, пирожки, булочки).

Цель: выявить способности детей составить предложение по трем картинкам.

Задачи: развивать способности детей устанавливать, логико-смысловые отношения между предметами и передавать их в виде законченной фразы-высказывания.

Инструкция. Ребенку предлагается назвать картинки, а затем составить предложение так, чтобы в нем говорилось обо  всех трех предметах, : оценки уровня выполнения задания на составление предложений по трем картинкам).

Задание 3: Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа).

Цель: выявить возможности детей с ОНР воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.

Задачи: развивать способности детей передать содержание рассказа полно без наличия смысловых пропусков, повторов.

      Для этого мы использовали знакомую детям сказку «Гуси - лебеди».  Текст произведения прочитывался дважды, перед повторным чтением давалась установка на составление пересказа. При анализе составленных пересказов особое внимание обращалось на полноту передачи содержания текста, наличие смысловых пропусков, повторов, соблюдение логической последовательности изложения, а также наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа (приложение 3: оценки уровня выполнения задания по пересказу текста).

Задание 4: Составление рассказа по  серии сюжетных картинок.

Цель: выявление возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.

Задачи: закреплять способности детей развивать фразовую речь, при составлении рассказа по картине.

Инструкция. Это задание использовалось для выявления возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов. По трем сюжетным картинкам дети составляли рассказ «Кормушка». Картинки в нужной последовательности раскладываются перед ребенком, который их внимательно рассматривает и составляет рассказ по картинкам (приложение 2): оценки уровня выполнения задания на составление рассказа по картине.

Задание 5: Сочинение рассказа на основе личного опыта.

Цель: выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.

Задачи: развивать фразовую речь, при составлении сообщения без наглядной и текстовой опоры. Инструкция. Детям предлагалось рассказать, что находится на участке; чем занимаются на участке дети, в какие игры они играют; назвать свои любимые игры и занятия; вспомнить о зимних играх и развлечениях (приложение 3: оценки уровня выполнения задания на сочинение рассказа на основе личного опыта

Задание 6: Составление рассказа-описания.

Цель: выявление полноты и точности отражения в рассказе основных свойств предмета, наличие логико-смысловой организации сообщения.

Задачи: развивать у детей способность отражать основные свойства предметов, используя языковые средства словесной характеристики.

Инструкция. Воспитатель знакомит детей с каждым условным обозначением, рассказывает о том, как схема будет помогать составлять рассказ об овощах.

План рассказа: 1.Что это за предмет?  2.Где растет?  3. Какой овощ на вкус?

3.Какой на ощупь? 5. Какой формы овощ? 6. Какого цвета овощ? 7. Что можно приготовить из овоща?

(приложение 3: оценки уровня выполнения рассказа описания).

     Критерии отнесения ребенка к тому или иному уровню составляется  на основании суммирования балов за все шесть заданий.

К высокому уровню развития связной речи относятся дети, набравшие от 30 до 25 баллов по всем заданиям методики.

 К среднему уровню развития связной речи относятся дети, набравшие от 24 до 19 баллов по всем заданиям из методики.

 К низкому  уровню развития связной речи относятся дети, набравшие  18  баллов по всем заданиям методикам

Таким образом, диагностическая работа была проведена в очень простом виде анализе соответствующих рассказов. Речевые умения детей сформированы недостаточно. Многие дети не умеют связно рассказывать, их рассказ не последовательны, у некоторых дошкольников отсутствует логика построения текса рассказывания. Нами были выявлены основные уровни речевых умений:

Низкий - Ребёнок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки в рассказах. При выполнении задания всегда требует помощи взрослого; повторяет рассказы других детей. Ребёнок затрудняется в составлении рассказов по картине. Пользуется планом, предложенным воспитателем. Содержание рассказов не последовательно и не логично, так как нарушена структура повествования.

Средний - Ребёнок в рассказах допускает логические ошибки, но в состоянии исправить их при помощи взрослого или сверстников, чаще всего при выполнении задания пользуется планом, предложенным воспитателем. Иногда допускает ошибки в структуре повествования, но может их исправить после уточняющих вопросов педагога.

Высокий - Ребёнок легко устанавливает смысловые связи, последователен в развитии сюжета; самостоятелен в придумывании рассказов. Испытывает интерес к подобному виду заданий. Ребёнок строит рассказ в соответствии с пунктами плана. Рассказ логичен, последователен, интересен по содержанию. Анализируя представленные результаты исследований, мы выявили, что среди детей диагностируемой группы, состав которой 21 человек: 8 детей,  имеют высокий уровень развития (33,3%), 14  детей  (66,6%), низкого уровня развития не выявлено (рис 1).

Результаты констатирующего эксперимента (рисунок 1)

Таким образом, анализ данных  исследований позволят сделать вывод о том, что исследуемые дошкольники претерпевают трудности, а именно, значительно беден словарный запас, дети мало используют в речи распространенные предложения, в речи у многих дошкольников отсутствуют слова обстоятельства, определения. Большинству наблюдаемых характерно использование простых форм предложений. При рассказывании прибегают к помощи педагога, что свидетельствует о необходимости более полно обратить процесс развития дошкольника именно в русло развития умения правильно говорить¸ рассказывать.

По итогам эксперимента, мы решили провести систему работы, которая помогла бы формированию у детей связной речи, а также способности рассказывать, где основным методом будет выступать мнемотехника. Что плодотворно повлияет на речевое развитие дошкольника, а также станет стимульным материалом для активизации познавательной активности.

Вследствие проведенного нами констатирующего эксперимента, мы выявили, что не у всех дошкольников исследуемой нами группы в достаточной мере сформирован необходимый уровень умения рассказывать, а также имеются показатели не сформированности многих разделов развития речи, а потому, исследуемая группа, нуждается в работе по формированию способности рассказывать.

Итак, на основании полученных результатов нами был разработана программа по развитию умения рассказывать, основным методом в которой будет выступать мнемотехника.

Первый этап формирования:

1. Заполнение группового пространства наглядно – иллюстративным материалом  с использованием мнемотаблиц, опорных картинок, алгоритмов.

2. Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности по теме.

3. Знакомство с составлением описательных рассказов и заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц.

4. Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок по тем, привлечение детей к участию в придумывании сказок, загадок и т. п.

5. Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх.

6. Изготовление игр, наглядных пособий для детей.

7. Создание детьми своих творческих мини-проектов: рисунки, аппликации, поделки из природного и бросового материала.

   На втором этапе формирования, мы обратились к методу мнемотехники. Основной формой обучения детей рассказыванию с использованием мнемотехники,  являлось НОД. К НОД определялись задачи, подбирались методы и приемы. Затем шло усвоение объема знаний, умений, навыков. А закрепление материала, полученного на НОД, осуществляли в других формах детской деятельности (играх, драматизациях сказок, создании наглядности детьми, работе в книжном уголке).

На НОД по развитию речи дети учились пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать загадки и небылицы. Мнемотехника  являлось обязательной составной частью каждого НОД.

Мы использовали все методы мнемотехники:

. Предметное моделирование (детские рисунки сюжетных фрагментов героев, предметов для игры; иллюстрации рассказов, сказок, стихотворений)

. Предметно - схематическое моделирование (структура текста - круг, разбитый на сектора (начало, середина, конец); схемы предлогов: нас, в, к).

. Графическое моделирование (структуры описательного рассказа об игрушках, транспорте и другие; схемы к рассказам, стихотворениям; наборы схем для графического плана; детские схемы).

При обучении детей рассказыванию с использованием мнемотехники главными выступали следующие методические приемы: чтение текста, беседы, загадки, малые фольклорные формы, сюрпризы, игры, кроссворды; рассказ: по плану-схеме; мнемотаблицы, по опорным вопросам, по цепочке, выборочный; по следам демонстрируемого действия; с использованием элементов драматизации; с элементами творчества (языковая трансформация); после деформированного текста; упражнения: лексико - грамматические; специально - коррекционные, эмпатические. технические средства обучения: аудиозаписи текста, музыкальных фрагментов для развития темы произведения;  иллюстрации произведений, детские рисунки сюжетных фрагментов, детские схемы; иллюстрации рассказа одного ребенка другим (подбором картинок).

При обучении детей составлению рассказов-описаний, мы воспользовались схемами Т.А.Ткаченко и сенсорно-графической схемой В.К.Воробьёвой, которые и брали за основу, но изменяли и совершенствовали их. В течение года мы использовали в работе по обучению детей рассказыванию приёмы мнемотехники.

В течение проведения  НОД все дети данной группы были активны, с интересом включились. Важным этапом НОД  было рассказывание по схеме. Это помогло дошкольникам настроиться на необходимый эмоциональный фон, а также вспомнить легко, выстроить свой рассказ. Речевое развитие детей данной группы отличается неравномерностью. То есть в группе присутствуют дети с достаточно развитой, логичной и последовательной речью, большим для данного возраста словарным запасом (Ева, Индира, Даша,  Ваня). Однако, есть дети, речь которых требует определенной коррекции и дальнейшего развития, а потому у таких детей возникали трудности в ходе составления рассказа с использованием модели - схемы. Данный аспект проявлялся и в ходе проведения НОД. Так, детям с хорошо развитой речью, воспитатель мог дать большую самостоятельность в процессе рассказывания. Другим же дошкольникам требовались многочисленные подсказки и помощь воспитателя.

Рассказывание сказки «Хаврошечка». Дети достаточно активно включились в работу над моделированием сказки. Результативным оказался прием беседы с детьми по вопросам. Ответы детей были правильными, развернутые. При самостоятельной работе дошкольников по моделированию сказки можно отметить, что дети достаточно близко к тексту передавали фразы героев. Следует также сказать о том, что дошкольники передавали текст героев сказки, используя элементы народно-фольклорной лексики. При моделировании сказки дошкольниками была сохранена и правильно передана последовательность событий, логика рассказывания. Сложными для детей оказались некоторые вопросы воспитателя (в конце моделирования сказки). Так, детям было сложно ответить на вопрос о том, почему герои представлены в том или ином цвете - и связать качества героев с цветами.

Следующий этап формирующей работы открывали НОД по составлению рассказов по серии сюжетных картин. При работе над серией картин у детей формируется представление об основных принципах построения связного сообщения: последовательное изложение произошедших событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли и выбор лингвистических средств, необходимых для составления рассказа. Нами использовались следующие приемы работы по серии сюжетных картинок:

Установление последовательности серии.

Отобрать из нескольких картинок те, которые иллюстрируют прочитанный рассказ.

Восстановить последовательность событий по памяти (рассказ был прочитан ранее, дети должны вспомнить события рассказа и разложить последовательно картинки).

Определить, какой картинки не хватает (необходимо выложить картинки, кроме одной; дети должны догадаться, чего не хватает, и рассказать; и тогда выкладываем недостающую картинку).

Найти лишнюю картинку.

Распутать две сюжетные линии про одного главного героя.

Подобрать к сюжетной картинке отдельные предметные изображения.

Использовать семантические абсурды (найти несоответствие между текстом рассказа и картинками).

Также дети выделяли главную мысль в каждой картинке серии и изображали ее в виде пиктограммы (схематичного рисунка). Таким образом, составлялся графический план рассказа.

Далее следовали составление рассказов по сюжетным картинам. Для составления рассказов мы используем многофигурные картинки с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета («Мы дежурим», «Дочки-матери», «Семья», «Игры на детской площадке», «Зимние развлечения»).

Также детям предлагалась жанровая живопись, способная взволновать ребенка, вызвать желание обсудить увиденное: «Прибыл на каникулы», «Опять двойка» Ф.П. Решетникова, «Иван царевич на сером волке», «Три богатыря», «Аленушка» В. Васнецова, «Утро в сосновом бору» И.И.Шишкина и другие.

Дети с легкостью смогли увидеть особенности композиции картины, цветовую палитру, сумели выразить свое отношение к изображенному на картине; при описании жанровой картины - почувствовали мастерство художника и его настроение.

Анализ картин проходил с использованием карточек - символов: вопросительный знак (дети рассказывают, как называется картина); символ, обозначающий место действия; символ, обозначающий время действия; карточки со стрелками, обозначающие композицию картины (передний план, центральная часть, задний план картины); действующие лица, изображенные на картине; действия героев картины; их одежда; настроение и характер действующих лиц; цветовая палитра; символ «сердце» (дети рассказывают, какие чувства вызывает у них картина). Уникально прошла работа по обучению рассказыванию по отдельной сюжетной картинке с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий. Основными этапа работы с картинкой были:

1. Определение состава картинки, называние живых и неживых объектов, схематическое обозначение. («Кто, больше назовет живых предметов?», «Кто больше назовет неживых предметов?», «Кто больше увидит?»).

2. Нахождение связей между объектами на картинке.

. Копилка образных сравнений. «Скажи, какой предмет? Что такое же?».

Придумывание метафор и сравнений по моделям (используются элементы ТРИЗ)

. Выстраивание временной последовательности событий на картинке.

. Разные точки зрения.

При этом метод наглядного моделирования способствует:

·Усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибуты художественного произведения заместителями), передачи события при помощи заместителей;

·Овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины; определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;

·Формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями;

·Обучению составлять рассказы-описания по пейзажной картине.

Более подробно хочу остановиться  на   применении схем при заучивании стихотворений. Использование опорных рисунков облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов.

Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Подобрав стихотворение, выразительно прочитывала  и по ходу чтения изображали  текст. Предлагала  детям  прочитать стихотворение хором, группами, по одному, по желанию. Затем таблицу-рисунок помещала, в группе на видном месте и в течение дня дети могли по желанию рассказывать текст.

     Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает НОД в игру.  Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

  Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы. Практика показала, что большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть, таким образом “рисуют” его.

Проведя анкетирование, мы пришли к тому, что многие родители не знают о методе мнемотехники, применении этого метода при обучении детей рассказыванию. Мы провели родительское собрание по данной теме. Выставили в уголке родителей консультацию «Приемы обучения рассказыванию» . Такая форма работы, как родительское собрание позволило решить целый комплекс задач:

-осуществлять педагогическое просвещение родителей по использованию метода мнемотехники в рассказывании текста детьми;

-реализовывать единый подход в обучении детей в семье и детском саду, согласовывать действия по преодолению трудностей;

-транслировать лучший опыт обучения в семье;

оказывать родителями помощь при создании наглядности, дидактических игр, иллюстраций.

По данной теме проводили с родителями индивидуальные и групповые консультации, использовали наглядную агитацию, проводили открытые мероприятия, дни открытых дверей, изготавливали наглядные пособия. В групповом родительском уголке на стенде помещали материалы о состоянии развития речи детей, уровни речевого умения ребенка данного возраста, записи рассказов, пересказов детьми с использованием мнемотехники (папка «Как рассказывают наши дети?»).

Социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточно внимания всестороннему развитию своих детей. Но родители заинтересовались этой проблемой и стали помогать в изготовлении наглядных пособий. Кроме того, чтение стало царить во многих семьях. Родители вместе с детьми постоянно рассматривали иллюстрации, беседовали об их содержании, затем предлагали не одну иллюстрацию, а несколько (абстрактные, комические, реалистические, схематические). Разнообразие моделей, схем помогло детям легче перейти от конкретного к абстрактному, развить логическое мышление, творческие способности.

Для лучшего усвоения материала организовывали развивающую среду: дидактические игры помогали обучать детей рассказыванию, развивали умение описать предмет по основным признакам (цвет, форма, величина), действиям; рассказывать о животном, об игрушке составлять сюжет по картинке, развернуть его в соответствии с замыслом. Дидактическая задача была облечена в игровые ситуации. Здесь отчетливо выступали побудительные мотивы к связному изложению мыслей. Например, «'Что сначала, что потом?», «Что в дороге пригодится?», «Волшебные слова» и другие.

В книжном уголке располагали интересные книги с цветными иллюстрациями, детские рисунки к рассказам, сказкам, стихам, а также предметные картинки, к (сюжетная картинка и модель); составлении режиссерских дополнений описания персонажей, их диалогов; в придумывании сказок по аналогии со знакомыми.

Для лучшего усвоения использовали средства ТСО: аудиозаписи, диктофон. Прослушав музыкальный отрывок, дети придумывают возможные варианты продолжения сказки, подходящие к характеру, динамике, мелодия образа и драматизируют придуманную историю. Диктофон помогал понять детям неточности, плавности в изложении текста, отсутствие синонимических замен, эмоциональности. Схемы, графические карты, наборы графических карточек способствовали логическому рассказыванию детьми, соблюдению структуры текста. Учили придумывать начало, середину, конец текста. Речь детей становилась последовательной, лексически и интонационно выразительной при использовании схем. Развивающая среда соответствовала возрасту детей, их возможностям, программным задачам, что способствовало усвоению материала.

После проведения работы по формированию умения рассказывать с использованием мнемотехники, уровень полученных знаний был проверен в ходе контрольного эксперимента, проведенного в подготовительной группе, в составе 21 человека.

Цель: определить уровень развития основных речевых умений. Для осуществления данного эксперимента, мы повторно провели диагностику: по методике В.П. Глуховой.

После проведенной работы, мы можем отметить следующие изменение: 10 детей высокого уровня , 11 детей среднего уровня, низкого уровня не выявлено (приложение 6,рис 2). Судя по рассказам, дети научились строить связные рассказы, умело оперировать своим воображение и фантазией.

Результаты контрольного эксперимента (рисунок 2)

Сравнительные результаты констатирующего и контрольного эксперимента (в %) (см. рис 3)

Значит, разработанная методика формирования умения рассказывать, где главным приоритетным приемом, выступили виды мнемотехники, получила подтверждение, как методика позволяющая развиваться ребенку с позиции творческого подхода, базированного на личностно - ориентированном взаимодействии ребенка и педагога. Таким образом, систематическая и последовательная работа по обучению детей рассказыванию с опорой на схемы, символы; иллюстрации рассказов, сказок, картины, графическое моделирование, детские схемы формирует у детей стойкие умения составлять описательные рассказы. Кроме этого, результаты сравнительной характеристики, позволяют нас убедиться в плодотворности и положительной результативности проведенной формирующей работы.

Экспериментальная часть, а именно диагностическая программа, составленная в соответствии с разработанной методикой развития речи дошкольников, позволила проследить насколько дети, владеют необходимыми умения по различным разделам речевого развития: грамматический строй, развитие связной речи, активный словарь, умения рассказывать. Насколько точно, дети умеют строить предложения, насколько продуктивно используют образец педагога, настолько высок их творческий потенциал. Итогом диагностической работы стало отнесение дошкольников к уровням - высокому, среднему.

У детей среднего уровня  прослеживалось не системность знаний, нежелание следовать определенному плану, рассеянность внимания, что является решающим при развитии речи. В связи с этим, по нашему мнению, возникла необходимость разработки программы по формированию умения, рассказывать, в основе которой лежат приемы мнемотехники. Благодаря, которой многие необходимые знания дошкольник освоил, причем в непринужденной обстановке. Наша программа формирования действительно получили свое развитие, о чем свидетельствуют показатели контрольного эксперимента.

Данная работа оказала эффективность речевого развития у дошкольников средствами мнемотехники:

использование мнемотехники в рассказывании положительно повлияло на речь детей, что говорит о перспективности данного вида работы.

Система работы дает возможность дошкольникам удовлетворить коммуникативную потребность, проявить творческую активность, самостоятельность.

Также нами был сделан вывод о том, что среда, окружающая ребенка играет немаловажную роль в развитии растущего человечка. Разработанная нами программа по формированию, позволила увеличить некоторые показатели знаний детей, а значит, более точно проследить необходимость стимулирования речевой активности дошкольника средствами мнемотехники.

В ходе формирующей работы, мы пришли к выводу о подтверждение выдвинутой гипотезы.


 

Комментарии

Раимбакиева Марианна Флоровна

Мне очень хочется узнать, кто - нибудь работает, по этом теме. Поделитесь опытом. Какие новые технологии, методы, приемы,вы применяете для развитие речи детей.