Эссе "Я педагог-психолог" «Ребёнок - ценность перед взрослым, а взрослый для ребёнка - опора и вершина» (содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений)

Лаптева Жанна Владимировна

Эссе: «Я педагог-психолог»

 (Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений).

 

 «Ребёнок - ценность перед взрослым,

а взрослый для ребёнка - опора и вершина».

Хотелось бы начать свои размышления словами Гиппократа: «Ребёнок и взрослый - это две личности, дополняющие друг друга. Ребёнок – ценность перед взрослым, продолжение жизни на Земле, а взрослый для ребёнка - опора и вершина».

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению ипониманию других людей.

Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Многие взрослые не в силах найти достаточного времени для общения со своим ребёнком. А это очень важно для маленького существа, который ещё не знает, как нужно жить, как правильно действовать в сложившихся порой негативных ситуациях. Психологи отмечают, что в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению их физического состояния, стрессам. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ресурсов, духовному совершенствованию и успешной самоактуализации — как бы вопреки экстремальным ситуациям.Я тоже испытывала некоторые трудности, не могла принять правильное решение, тревожилась за результат. Но со временем всё чаще убеждалась: «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Только тогда можно прийти к правильному и верному решению, когда приложил к этому усилия. У меня стало получаться, и я задумалась: что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость? Как известно, проблемы взрослых людей все родом из детства. И, конечно, чем раньше человек научиться безболезненно, пользоваться резервами своего организма применяя те знания, которые у него сформированы, тем он меньше будет подвержен заболеваниям и психическим расстройствам. Зная это, хочется приложить все усилия, чтобы у моих подопечных было как можно меньше таких проблем в будущем, чтобы они росли психологически здоровыми и счастливыми, чтобы они выросли с чувством уверенности  в завтрашнем дне и позитивом к собственной жизни.

         В основе моей жизненной и профессиональной позиции лежит мысль У. Черчиля, о том, что «Пессимист видит трудности при каждой возможности, оптимист в каждой трудности видит возможность». Я считаю, очень важным, когда человек уже с детства умеет находить опору в себе самом, наращивать ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности. Сам по себе ребёнок беспомощен, но мудрость взрослых даёт ему защиту, так как именно окружающие ребёнка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. И тут может возникнуть вопрос, кто может оказать полноценную помощь взрослым и детям?  Конечно педагог, а именно педагог-психолог. Ведь ещёБ. З. Вульфов, профессор педагогических наук говорил: «Педагогика без Психологии, то же самое, что врач без лекарств: знает, что и как делать, но без них всё равно не может обойтись». И это верно! Педагог – психолог, в дошкольном учреждении выполняет много функций.Охарактеризовать профессию можно словами советского языковеда Аллы Петровны Коваль: «…Я здесь касаюсь откровенья, я здесь ступаю не спеша. Моя профессия – доверье, мое призвание – душа». Нодля меня главное– дети!Когда слышишь детский смех и видишь искорки радости в глазах детворы, когда берешь их за руки и чувствуешь тепло их ладошек, когда они делятся с тобой самым сокровенным. А это, я считаю, может происходить тогда, когда ребёнок тебе доверяет.Приятно осознавать, что дети, ждут встречи со мной, торопятся наперегонки встать в рефлексивный круг, взять за руку, стараются прижаться.А после встречи делятся своими удачами и трудностями, открытиями и нерешёнными вопросами. Конечно,порой бывает трудно, но так хочется помочь.

В работе с педагогами пропагандирую такой девиз: «Кто, если не я. Если можешь помочь, не проходи мимо». Я считаю, что педагогика - это не работа, это призвание.Выбираю такие формы и приёмы,которые интересны, важны, нужны, а главное, что это взаимодействие побуждает большинство педагогов к постоянному самосовершенствованию, к стремлению изучать что-то новое, совершенствовать уже давно имеющийся опыт, открывать новое в хорошо известном старом. Широко использую элементы арт-педагогических техник: арт-педагогические или игровые тренинги «Лесенка в детство», «Работаем с фольгой», «Сказка для взрослых и малышей», «Музыкальный бум», «Я художник». При этом отмечаю, что заметно повысился профессионализм педагогов, а это влияет на имидж детского сада. У В.А. Сухомлинского когда - то прочитала, что «если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии; если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребёнка высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины, но, в то же время, если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других; если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя; если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным и верить в людей». Эти слова стали для меня главным ориентиром в моей основной деятельности. Думаю, что настоящий педагог должен приходить с улыбкой, с улыбкой встречать детей, приходящих в детский сад, родителей, обратившихся за консультацией. Для меня важен стиль взаимоотношений с родителями, коллегами, людьми, меня окружающими. Но самым главным звеном в этой цепочке является ребенок. Важно уметь понять его, оценить его состояние, быть с ним искренним и доброжелательным. Поэтому, на наших встречах, стараюсь создать уютную, комфортную развивающую среду, налаживаю взаимодоверие со своими воспитанниками, и чувствую, что дети, педагоги и родители отвечают мне благодарностью. Чтобы испытывать такие чувства удовлетворения от своей работы, необходимо было приложить много сил. В процессе работы искала новые эффективные формы, которые привносили бы в бесконечную череду занятий лучик света, тепла, заботы. Пробовала разнообразные методы и приёмы,анализировала свою работу, опираясь на результаты деятельности. Очень действенными в работе оказались психологические акции. Это групповой метод работы, он имеет индивидуальную направленность. Мероприятия в рамках акции затрагивают непосредственно каждого человека: ребенка, родителя и педагога, решают множество проблем, дают ответы на поставленные вопросы. Акция действует по методу погружения, ненавязчиво сопровождает детей, родителей и педагогов в процессе воспитания и обучения. Именно это было мне необходимо. Открыла для себя важные особенности «акции» - ненавязчивость и необычность. Она не мешает жить тем, кто не хочет ее замечать, но окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться. Акции создают в саду определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние. Детский сад  начинает восприниматься как единое целое, а находящиеся в ней люди -  как близкие и интересные собеседники. Что бы привлечь к взаимодействию  педагогов, организовала психологическую мастерскую «Колыбель моей души», где они могут поделиться своим опытом, расслабиться или зарядиться положительной энергией. Стараюсь создать благоприятную атмосферу в образовательном учреждении для всего коллектива.

Свою работу строю на доверии. Считаю, что эффективное сотрудничество всегда будет способствовать оптимизации контактов как с детьми, так и с взрослыми. Старалась выстроить работу так, что бы было интересно всем. Что бы привлечь родителей, конечно, пришлось приложить немало сил. Многие родители ссылались на нехватку времени, на загруженность ритмом жизни, а некоторые просто не желали ничего делать, но мы нашли положительное решение данной проблемы. Я пришла к мысли организовать в детском саду консультативный  пункт психолого-логопедической помощи «Мы вместе», где родителис удовольствием принимают участие в театрализованных постановках,выступая совместно с детьми в разнообразных сюжетных ролях, инсценируя любимые детские сказки «Теремок», «Репка», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Три поросёнка» и другие. Оформляют творческие выставки, галереи: «В мире позитива», «Зимние забавы», «Радуга жизни», «На что похоже моё настроение?», «Здоровая семья, крепкая Россия».Вся работа ведется для детей и ради детей!«Ребёнок - ценность перед взрослым, а взрослый для ребёнка - опора и вершина».

Я уверена, что сталкиваясь с новыми непредвиденными ситуациями, новыми людьми, можно расширить свой профессиональный простор для своих творческих способностей, знаний и умений. Пришло осознание того, что взаимное сотрудничество педагог – ребёнок - родители - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взрослый должен быть другом и помощником! И тогда его теплота, отзывчивость, живая мимика, выразительная речь  вызывают расположение к нему детей, рождают отклик, приподнятое настроение, способствуют установлению  благополучного климата. В общении с такими взрослыми ребенок приобретает собственный эмоциональный опыт.И только тогда ребенок научиться любить, уважать себя и окружающих. Дети смогут самостоятельно принимать то или иное решение и не будут бояться. А ведь это очень важно! Когда ребенок растет в дружелюбной атмосфере – он раскрепощается, становится более смелым, а значит и самостоятельным!