Дидактическая игра как средство формирования правильной разговорной речи у детей старшего дошкольного возраста.

"Игра - это фантастический мир, освобожденный от деспотизма
                                и подавления взрослых, мир открытия вытесненных желаний,  
мир реализации нереализуемого."
А.С. Спиваковская

     Внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между воспитателем и воспитанниками. В системе обучения игре отводится особое место. Это определяется тем, что игра очень созвучна природе ребенка, который от рождения и до наступления зрелости уделяет ей огромное внимание.

       Игра – одно из самых ярких и светлых воспоминаний детства. Игру принято называть спутником детства. Игра - ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Она влияет на все стороны жизни детей. Она влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов; требует от ребенка включенности в правила; игровая ситуация постоянно влияет на умственную деятельность, подготавливает к мышлению в плане представлений, развивает воображение. Игровую деятельность исследовали такие известные педагоги, как С. Л. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова и др.

     Существует трехступенчатая мотивация игры:  «хочу!» - «надо!» - «могу!» Именно это является основным механизмом ее влияния на личность, секретом самовоспитания. Отсюда легко вывести направления педагогического руководства игровой деятельностью:

    - вовлекать детей в игру, использовать особые приемы, побуждающие     желание играть («хочу играть!»);

   -помогать действовать по правилам и решать игровые задачи («так надо»);

   - развивать творческий потенциал ребенка в процессе игры, способствовать появлению адекватной самооценки и чувства «могу!»

      Особая роль в обучении и воспитании детей отводится дидактическим играм. Именно они помогают достичь желаемого результата в обучении детей, выступая своеобразной формой учебной деятельности.

      В ходе игры дети незаметно для себя выполняют различные действия, игра ставит их в условия поиска, побуждает интерес к победе, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Очень многие дидактические игры заключают в себе вопрос, задания, призыв к действию, например: «Кто быстрее?», «Не зевать!», «отвечай сразу», «кто вернее?» т.д.

         Значительная часть игр дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что способствует более глубокому усвоению пройденного.

           Использование в учебном процессе дидактических игр и разных заданий, создание игровой ситуации приводит к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки. Занимательная игровая ситуация помогает ребенку комфортно и эффективно развивать речь и преодолевать трудности. А разнообразие игровых дидактических приемов постоянно поддерживает интерес детей в процессе обучения. Игры и игровые упражнения на развитие речи вводятся с постепенным усложнением игровых и учебных заданий.

              Успех  формирования правильной разговорной речи у детей старшего дошкольного возраста  зависит  от тесной взаимосвязи логопеда, воспитателей и родителей. Цель такого взаимодействия:

- объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого воспитанника группы;

- сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним;

- уметь правильно реагировать на проблемы и достижения своего ребенка (помогать преодолевать трудности и радоваться его успехам).

              Поэтому важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками. Для этого мы проводим в группе следующую работу:

   -индивидуальные встречи с родителями.

Их мы выстраиваем в процессе личностно-ориетированного общения с каждой семьей  в течение всего года.  На первой встрече мы проводим анкетирование для родителей и детей (для родителей -  анкеты «Особенности вашего ребенка», для детей – рисуночные тесты). Последующие встречи включают в себя прослеживание динамики речевого развития каждого ребенка; обмен впечатлениями и наблюдениями; рекомендации и задания для ребенка.

  - участие родителей в семинарах, в практикумах, в мастер-классах по обмену опытом. (Практикум «Ребенок и взрослый играем и развиваемся вместе», Семинар-практикум «Игры, в которые играют взрослые и дети».)

На таких мероприятиях родители имеют возможность наблюдать за работой логопеда и воспитателей, познакомиться с играми, в которые они могут поиграть с ребенком дома (игры на развитие разговорной речи, игры для подготовки артикуляционного аппарата, игры на развитие грамматических способностей ребенка, пальчиковые игры, игры со сказкой и др.). А впоследствии и самим поделиться накопленным опытом.

   -участие родителей в речевых традициях группы.

«Копилка слов»

Традиция, направленная на расширение, закрепление, конкретизацию словаря ребенка. Она начинается в детском саду, затем привлекаются и родители.

«Я дарю тебе словечко»

В подарок на день рождения, на праздники дети дарят друг другу слова (веселые, ласковые), которые заранее с родителями подбирают дома.

«День рождения звука»

Восстановление звукопроизношения – это радостное событие для ребенка. Поэтому после постановки какого-либо звука у детей, воспитателями организуется праздник, где ребенок рассказывает стихотворение на данный звук, а дети дарят подарки (картинки, рисунки с данным звуком, игрушки), приготовленные дома.

«Мой букварь»

Дети рисуют, подбирают картинки на пройденный звук, украшая ими букву, ищут эту букву в печатном тексте из разных источников (газет, журналов), вырезают и приклеивают ее. Все члены семьи пишут данную букву. В конце года проводится выставки букварей и итоговый праздник «Путешествие в страну знаний». Каждая семья принимает в празднике активное участие (от украшения зала до семейных соревнований).

«Мастерская букв»

Родители вместе с детьми работают над образом буквы (украшают силуэт букв).

«Сочиняем сказки», «Сочиняем чистоговорки»

Устраиваем конкурсы сказок, чистоговорок, сочиненных родителями вместе с детьми, затем оформляем в книгу.

«Книга сказок»

Изготовляем в группе вместе с детьми сказки своими руками, а дома дети вместе с родителями их рассказывают.

-организовываем познавательную игротеку.

Выстраиваем выставки развивающих игр.

-подбираем литературу по вопросам и проблемам речевого развития и игре.

- оформляем стенд «Советы логопеда», «Уголок для родителей», стенгазеты «Поговорим серьезно», «Развивающая предметная среда для детей дома» и др., «Как организовать выходной день с ребенком».

-наглядное пособие «Ромашка», - «банк идей и рекомендаций для родителей.

Использование данной формы работы началось в старшей группе, так как возникла необходимость индивидуального и подробного ознакомления родителей с содержанием: игр на прогулке, стихов, интересных фактов для домашних бесед с детьми. В лепестках ромашки были изготовлены кармашки, в которые и раскладывалась информация.

-проводим групповые родительские собрания («Играйте с детьми»), на которых рассказываем о взаимоотношениях взрослого и ребенка в игре.

-проводим консультации по вопросам и проблемам речевого развития  («Дидактические и развивающие игры на развитие слухового внимания дошкольников», «Советы по развитию слухового восприятия дошкольников»,  «Дидактические игры при обучении грамоте»).

 Такое взаимодействие значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребенка.