ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ ДОО, К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Бычкова Лариса Васильевна

Особенности организации педагогической диагностики в детском саду
Педагогическая диагностика воспитателя детского сада преимущественно направлена на изучение ребенка дошкольного возраста для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем. Понимание ребенка помогает педагогу сделать условия воспитания и обучения максимально приближенными к реализации детских потребностей, интересов, способностей, способствует поддержке и развитию детской индивидуальности.
Без педагогической диагностики трудно представить осознанную и целенаправленную профессиональную деятельность педагога. Диагностическая деятельность является начальным этапом педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс, и завершает цепочку по решению этих задач, поскольку направлена на выявление результативности образовательного процесса.
Познание и понимание педагогом ребенка дошкольного возраста как основная цель педагогической диагностики в ДОО определяет использование им преимущественно малоформализованных диагностических методов, ведущими среди которых являются наблюдение проявлений ребенка в деятельности и общении с другими субъектами педагогического процесса, а также свободные беседы с детьми. В качестве дополнительных методов используются анализ продуктов детской деятельности, простые тесты, специальные диагностические ситуации. [12].
Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение:
- деятельностных умений ребенка;
- интересов, предпочтений, склонностей ребенка;
- личностных особенностей ребенка;
- поведенческих проявлений ребенка;
- особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками;
- особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми.
Принципы педагогической диагностики
Педагогическая диагностика осуществляется с учетом ряда принципов, обусловленных спецификой образовательного процесса детского сада.
Принцип объективности означает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому.
Реализация принципа предполагает соблюдение ряда правил.
1. Соответствие диагностических методик возрастным и личностным особенностям диагностируемых.
2. Фиксация всех проявлений личности ребенка.
3. Сопоставление полученных данных с данными других педагогов, родителей.
4. Перепроверка, уточнение полученного фактического материала при проведении диагностики.
5. Постоянный самоконтроль педагога за своими собственными переживаниями, эмоциями, симпатиями и антипатиями, которые часто субъективируют фиксацию фактов; развитие педагогической рефлексии.
Принцип целостного изучения педагогического процесса предполагает: для того чтобы оценить общий уровень развития ребенка, необходимо иметь информацию о различных аспектах его развития: социальном, эмоциональном, интеллектуальном, физическом, художественно-творческом. Важно помнить, что развитие ребенка представляет собой целостный процесс, и что направление развития в каждой из сфер не может рассматриваться изолированно. Различные сферы развития личности связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга.
Принцип процессуальности предполагает изучение явления в изменении, развитии. Правила, детализирующие принцип процессуальности, состоят в том, чтобы: – не ограничиваться отдельными «срезами состояний», оценками без выявления закономерностей развития; – учитывать половозрастные и социокультурные особенности индивидуально- личностного становления ребенка; – обеспечивать непрерывность изучения диагностируемого предмета в естественных условиях педагогического процесса.
Принцип компетентности означает принятие педагогом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку; запрет в процессе и по результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому.
Этот принцип раскрывается:
- в правилах сотрудничества (согласие, добровольность участия в диагностике);
- в безопасности для испытуемого применяемых методик;
- в доступности для педагога диагностических процедур и методов;
- во взвешенности и корректном использовании диагностических сведений (разумной конфиденциальности результатов диагностики).
Принцип персонализации требует от педагога в диагностической деятельности обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления.
Этапы осуществления процесса диагностирования.
Первый этап – проектировочный. Определяем цели диагностики (например, оценить проявления детьми старшей группы активности и любознательности, выявить проявляющиеся при этом индивидуальные особенности). В проектировании диагностической деятельности многие педагоги, как правило, решают вопрос, как ее осуществлять, пропуская вопросы что и, в особенности, зачем диагностировать. Между тем это основные вопросы. От ответа на них зависят и подбор методов, и анализ результатов, и принятие управленческих решений.
В диагностической деятельности педагога постоянно происходит сравнение результатов оценки развития конкретного ребенка с его же прежними достижениями, или с поведением других детей в настоящее время или в прошлом, или же с описанием поведения какого-то неизвестного нам лица. Это те аспекты сравнения, которые называются в педагогической диагностике индивидуальной, социальной или объективной соотносительной нормой. Например, определяем критерии для оценки проявлений активности и любознательности у детей. Так, критерием любознательности является чуткость ребенка к новому, а показателями проявления этого критерия могут быть выделение новых объектов в окружении, вопросы познавательной направленности о новых объектах, внимательное слушание рассказов воспитателя и т. п.
Определяем методы диагностики. В педагогической диагностике основными методами выступают включенное наблюдение и не стандартизированные беседы с детьми. Кроме того, используются диагностические ситуации, фактически провоцирующие деятельность ребенка, которую хотел бы пронаблюдать педагог. [30].
Второй этап – практический. Проведение диагностики. Для этого необходимо определить ответственных, обозначить время и длительность диагностики, а также способы фиксации результатов (запись в блокноте, на диагностических карточках, на магнитофоне, видеокамере и т. д.).
Третий этап – аналитический. Анализ полученных фактов, получение количественных данных. Анализ позволяет установить, почему результат того или иного ребенка отличается или не отличается от его прежнего результата, от результатов других детей или же существенно отклоняется от нормы (яркое достижение или большая проблема). На основе анализа определяются причины такого проявления диагностируемого качества.
Педагогу необходимо осознавать, что отклонение полученных результатов от намеченных нормативов не требует стремительного изменения и вмешательства в процесс развития ребенка, а предполагает анализ качества процессов и условий, обеспечивающих эти результаты. Может ли каждый ребенок (или хотя бы большинство детей) достигать описанного в программе высокого уровня (по всему содержанию программы), заданного как идеальный вариант развития? Развитие всегда индивидуально и неравномерно, для педагога важно прежде всего замечать и поддерживать ярко проявляющиеся в ребенке хорошие качества и только потом видеть проблемы развития и помогать их решать.
Четвертый этап – интерпретация данных. Интерпретация воспитателем полученных фактов – основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития. Любые количественные показатели обладают возможностью их различного толкования, порой диаметрально противоположного. Например, как оценить такие данные: проявляют высокую степень любознательности половина детей группы, любознательна избирательно (т. е. не всегда и не все вызывает детский интерес) третья часть, а остальные дети нелюбознательны? Это хорошо или нет? Ответить на этот вопрос можно, только сопоставив полученные данные с теми, которые фиксировались ранее
Пятый этап – целеобразовательный. Он предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом. Результаты диагностики используются преимущественно для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития. Полученная в результате диагностики информация и сделанные на ее основе выводы помогают педагогу предположить возможные действия ребенка в разных ситуациях и понять, какие достижения ребенка следует всячески поддержать и развивать дальше, в чем именно требуется оказать этому ребенку помощь.
Искусство педагога как раз заключается в том, чтобы открыть перед каждым ребенком перспективы его развития, показать ему те сферы, где он может проявить себя, достичь больших успехов, черпать силы из этого источника, чтобы в целом личность становилась полноценной, богатой, неповторимой.
Проведенный теоретический анализ проблемы позволяет сделать следующие выводы. Подготовка детей к школе является одной из важных задач, обеспечивающих школьную адаптацию и успешность обучения.
Нами были рассмотрены закономерности развития психических процессов дошкольников и младших школьников: внимание, память, воображение, мышление, речь, общение, способности, становление личности, мотивационная сфера. К настоящему времени в науке накоплен определенный объем необходимого материала по данной проблеме. Проанализированы современные представления о структуре психологической готовности к обучению. Проведены исследования, раскрывающие психофизиологические основы целенаправленного поведения и готовности к действию, включающие в себя и готовность к обучению. Раскрыты основы периодизации развития, выявлены психологические новообразования, лежащие в основе учебной деятельности.
Таким образом, в психологии готовность определяют как соответствие психического развития ребенка содержанию, методам и условиям школьного обучения. Школьные программы составлены таким образом, что они опираются на некий средний уровень актуального развития, которого достигает нормально развивающийся ребенок к концу дошкольного возраста.
Готовность ребенка к усвоению знаний должно определяться его «восприимчивостью к обучению», обучаемостью или умением учиться, что может быть рассмотрено лишь в рамках интеллектуальной готовности. Поэтому интеллектуальную готовность мы рассматриваем как главное условие, характеризующее психологическую готовность к обучению в школе, а мотивационную готовность как необходимое условие формирование внутренней позиции школьника.
Итак, под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы. Психологическая готовность ребенка к школе это сложное многостороннее новообразование, в котором центральным звеном является интеллектуальная готовность. Дифференцированный подход в обучении первоклассников должен основываться не только на знании их психологических особенностей, но, и знании об их школьной мотивации. Таким образом, высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведения методов обучения в соответствии с психологическими особенностями ребенка. Поэтому проблема психологической готовности детей к обучению к школе получает особое значение, так как от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ СТУДИЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ «РОМАШКИНО»

Данный проект предусматривает социально-коммуникативное развитие ребенка методом активной мультипликации. Мультфильм для ребенка является миром фантазии, сказки, иллюзии. В мультфильме возможно все. Когда ребенок создает мультфильм сам, он проецирует свои переживания, свои эмоции и чувства на данный продукт. Через создание тематических мультфильмов ребенок лучше усваивает социальные нормы и правила, проигрывая их персонажами в кадре. Развиваются коммуникативные навыки, при работе в команде, дети учатся договариваться, обсуждают тему, высказывают свое мнение. В прогнозе, в результате реализации проекта, у детей должен более гармонично и плавно протекать процесс социализации и адаптация к обучению в школе, а также повысится самооценка и уверенность в себе.

В настоящее время у многих детей наблюдаются проблемы с социализацией. Дети, поступающие в школу, зачастую не знают, как общаться со сверстниками и взрослыми, как вести себя в ситуациях общения. Это приводит к нарушению поведения детей, их непослушанию, частыми становятся замечания и наказания за плохое поведение. По мнению социального психолога Андреевой Г.М., социализация представляет сложный процесс накопления социального опыта индивидом, путем вхождения в социальную среду, а также процесс воспроизводства системы социальных связей, за счет активной деятельности и активного включения в социальную среду. В дошкольном детстве, на ранней стадии социализации, главным институтом социализации является семья и все более распространенные детские дошкольные учреждения. Именно в дошкольном учреждении ребенок дошкольник приобретает первые социальный опыт.

Согласно концепции Э.Берна, в дошкольном детстве происходит закладка сценариев будущей жизни, взрослый оказывает непосредственное влияние на формирование этих сценариев своим позитивным или негативным реагированием на ситуации. Безусловно, это нужно учитывать при работе с детьми, особенно преследуя цель - социализации.

 Как прописано в ФГОС ДО - социально-коммуникативное развитие, является одним из направлений реализации образовательной программы, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Цель проекта:

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста средствами активной мультипликации

Задачи проекта:

-Социализация ребенка.

-Развитие вербальной и невербальной коммуникации.

-Развитие наглядно-образного и логического мышления.

-Развитие памяти, восприятия, внимания.

-Развитие воображения.

-Развитие монологической и диалогической речи.

-Развитие навыков общения.

-Формирование у дошкольников мотивации к деятельности.

-Активизация и развитие творческих способностей воспитанников.

-Формирование представлений об анимации и мультипликации.

-Обучение навыкам мультипликации.

В современном обществе мы сталкиваемся с огромной проблемой социализации детей. Социализация представляет собой процесс накопления социального опыта и активного воспроизводства его в общении и деятельности.

Программа студии мультипликации «Ромашкино» предназначена для детей дошкольного возраста,

Метод активной мультипликации сравнительно молодой в работе с детьми дошкольниками, но эффективный. Дети, погружаясь в мир фантазии и сказки, оказываются по ту сторону экрана и своими руками оживляют свои самые неожиданные и необычные сюжеты. Вкладывая в своего персонажа частичку собственной души, ребенок выявляет скрытое от него и окружающих, учится планировать свои действия, воспитывает себя и с помощью педагога обучается, получает новые знания. В 6-7 лет у ребенка наступает непростой период, когда он готовится стать школьником, то есть войти в большой социальный мир, где может столкнуться с некоторыми трудностями. Программа  направлена на профилактику таких трудностей в социально-коммуникативной сфере развития ребенка.

При работе с детьми дошкольного возраста выделяются проблемы социально коммуникативного развития.

- Недостаток социальных контактов у детей между детьми и взрослыми, между сверстниками.

- Негативное влияние информационного потока - информационные стрессы, пагубно влияющие на несформировавшуюся психику ребенка.

- Недостаток коммуникативного и эмоционального развития.

- Неполная (недостаточная) социализация детей дошкольного возраста.

- Тяжелая адаптация к школьному обучению.

Для решения этих проблем возникла идея использование метода активной мультипликации для развития социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

Цель данного проекта - социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста с помощью коллективного создания творческого продукта - мультфильма.

Функции проекта - развивающая, образовательная, досуговая.

В эру технического прогресса порой бывает сложно сосредоточить внимание ребенка, на какой либо деятельности. Зачастую дети предпочитают играм со сверстниками компьютерные игры, планшеты, просмотры мультфильмов. И если раньше такая тенденция была в основном у школьников, то в настоящий момент мы все чаще замечаем такие ситуации в дошкольном возрасте, в тот момент, когда, по мнению Э.Берна, происходит закладка жизненного сценария. Как часто приходится слушать от родителей такие высказывания как: "У меня очень развитый ребенок - он знает, как включать и выключать планшет", "Он же играет на компьютере и знает все современные модели телефонов, значит, он развитый ребенок". Но помимо навыков включения и выключения компьютера ребенку в жизни еще многому нужно научиться, прежде всего, общаться с окружающими людьми, так как человек социальный объект и живет и развивается в социуме.

 Стоит немаловажный вопрос, как же заинтересовать ребенка какой-либо полезной для него деятельностью? Как мотивировать его? На помощь приходят все те же технические средства и так называемые "гаджеты". Раз уж детям это столь интересно, почему бы не позволить им более тщательно разобраться в возможностях современных компьютерных технологий с пользой для их развития. Наверняка ребенку будет также интересно узнать, как создаются их любимые мультфильмы, понять, что мультик про Карлсона - нарисованный, а про Домовенка Кузю - кукольный. А создавать собственные мультфильмы с помощью того же компьютера и фотоаппарата станет для него целым приключением с познанием нового и развитием практически всех сфер психики.

 Компактность, мобильность данного метода, его доступность позволяет использовать его как дома родителями, что, безусловно, нельзя не оценить. Так и используя свободные пространства спальных помещений.

Участники проектной деятельности: воспитанники ДОО; родители;

педагоги ДОО.

Для создания мультфильмов традиционно используют несколько техник:

1. Перекладка (плоские персонажи передвигаются на анимационном станке)

2.Оживающий фон (рисование красками на мокрой бумаге, рисование карандашами, фломастерами, использование рваной бумаги и т.д.)

3. Сыпучая анимация (использование сыпучих материалов — манка, сахар, гречка, горох, можно использовать песок и др.)

4.Объемная пластилиновая анимация (персонажи делаются объемными, их можно поворачивать на 360о, делаются сложно и в детской анимации практически не используются).

Дети непосредственно участвуют в создании сюжета и его инсценировке и озвучивании готового мультфильма. Задача педагога выслушать детей, их предложения по развитию сюжета и составить логический сценарий будущего мультфильма. Затем педагог фотографирует каждый кадр будущего мультфильма, которые составляют дети с его помощью и в компьютерной программе собирает из фотографий один ролик, добавляет звук и можно наслаждаться своим произведением.

Можно выделить следующие этапы мультипликации:

- Разработка сюжета

- Подбор необходимого материала

- Выбор места съемки

- Изготовление декораций, персонажей и т.д.

- Покадровая фотосъемка

- Обработка фотографий в компьютерной программе

- Наложение звука

- Просмотр готового мультфильма

Прогнозируемые результаты:

открытие дополнительной платной услуги;

проведение семинаров по мультипликации для воспитателей и педагогов ДОУ;

представление опыта по работе студии мультипликации районном методическом конкурсе Инновационный продукт;

совместные просмотры мультфильмов, созданных руками детей, с родителями и воспитателями;

Результаты деятельности проекта.

- У детей формируются социально-коммуникативные навыки посредством активной мультипликации.

- Повышается мотивационную активность дошкольников.

- Личностное развитие детей становится гармоничным и проходит своевременно, согласно возрастным рамкам развития.

- У дошкольников развиваются высшие психические функции (память, внимание, мышление, воображение, восприятие).

- Развиваются навыки общения и коммуникации (вербальной и невербальной).

- Активно развивается монологическая и диалогическая речь.

- Ребенок проходит успешную социализацию и адаптацию к школе.

- Дети приобретают навыки мультипликации и анимации.

Этапы реализации проекта (приложение 6)

Диагностика и анализ.

 В качестве диагностических методов были выбраны следующие методы:

наблюдение (исследование поведения детей в группе - взаимодействие со сверстниками, с взрослыми, навыки игры);

беседа (исследование общих социальных навыков);

Для мониторинга успешности реализации проекта были выделены следующие параметры:

- Взаимодействие с детьми в группе:

активное - проявляет интерес к сверстникам, сам начинает общение, инициатор в совместной деятельности;

нейтральное - проявляет интерес от случая к случаю, умеренная коммуникативная активность, может долго находится в стороне от деятельности;

пассивное - не проявляет интереса к сверстникам, старается избежать ситуации общения, отчужден от группы.

- Взаимодействие с взрослыми в группе:

активное - общается с воспитателями и педагогами на отвлеченные темы, инициирует ситуацию общения, эмоционален.

нейтральное - обращается к педагогам по необходимости, на отвлеченные темы разговаривает мало.

пассивное - избегает общения с педагогами.

- Поведение в игре:

активное - активно создает игровой сюжет, развивает его, вовлекает других детей в игру, игра отличается разнообразием действий и ситуаций;

нейтральное - может вступать в игру, но редко сам является инициатором, в игре себя проявляет неактивно, сюжет развивает неохотно;

пассивное - держится в стороне от игр, замкнутый, не проявляет интереса к игре.

- Общие социальные навыки - правила поведения и общения с людьми:

высокие показатели - ребенок усвоил основные социальные навыки, может проанализировать свое поведение и поведение других людей, знает основные правила общения с людьми;

средние показатели - ребенок знает основные социальные правила и правила общения, с трудом анализирует поведение;

низкие показатели - ребенок плохо усвоил социальные правила, не может проанализировать поведение.

- Самооценка:

завышенная - не задумывая, позиционирует себя как положительного персонажа, считает, что все окружающие видят его так же;

адекватная - адекватно оценивает себя, аргументируя свой выбор, при этом считает оценку взрослых такой же либо чуть ниже;

заниженная - видит в себе отрицательного персонажа, не объясняет свой выбор.

- Креативность:

высокий показатель - создает сложные сюжеты, прорабатывает образы;

средний показатель - прорабатывает образы, но сюжеты сложностью не отличаются;

низкий показатель - не может придумать сюжет, образы схематичны.

Наблюдается положительная динамика в развитии всех указанных параметров.

Взаимодействие с детьми - показатель возрос на 29%.

Взаимодействие со взрослыми - на 12%.

Поведение в игре - на 12%.

Общие социальные навыки - 30%.

Самооценка - 28%.

Креативность - 14%.

Ресурсы, необходимые для существования проекта

1. Цифровой фотоаппарат

2. Штатив

3. Стол со стеклами. Изготавливается самостоятельно (на столе закрепляются несколько стекол формата А2 или более, друг над другом, с расстоянием между ними около 15 см (чтобы свободно проходила рука)

4. Компьютер

5. Программа для монтажа

6. Диктофон

7. Осветительные приборы

8. Расходный материал / Краски гуашевые, карандаши цветные, пластилин, цветная и белая бумага, цветной и белый картон, крупы (для сыпучей анимации и (по количеству детей))

Использование внешних ресурсов (при открытии ДПУ):

Родительская плата за услугу дополнительного образования.

Спонсорская помощь.

Использование форм популяризации проекта.

Регистрация студии мультипликации  на официальном сайте

Размещение программы ДПО на сайте ДОО

Презентация:

Представление разработок по проекту

Инновационные семинары

В дошкольном детстве происходит закладка сценариев будущей жизни, педагоги оказывают непосредственное влияние на формирование этих сценариев реагированием на ситуации. Безусловно, это нужно учитывать при работе с детьми, особенно преследуя цель - социализации. Работа над проектом Студия мультипликации «Ромашкино» актуальна и востребована, решает задачи социально коммуникативного развития дошкольника.