«Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность». Н. К. Крупская

Мельникова Ульяна Андреевна

       Дидактическая игра в младшем школьном возрасте – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Она пронизывает всю их жизнь, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка. Она обогащает чувственный опыт ребенка, развивает его умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, высказывать свои суждения, делать умозаключения). Ребенок может решать более сложные задачи, как практические, так и умственные. Она содержит в себе все тенденции развития, создает зоны ближайшего развития, обеспечивает изменения потребностей и изменения сознания общего характера. Дидактическая игра дает возможность ребенку овладеть более широкой, непосредственно ему еще недоступной, сферой предметной и социальной действительности. С помощью дидактической игры происходит активная социализация ребенка, оперирование знаниями и умениями, которые уточняются, обогащаются, закрепляются, таким образом, дидактическая игра выступает как эффективное средство познания ребенком предметной и социальной действительности.

       Дидактическая игра оказывает влияние на формирование математических представлений, способствует формированию такого качества ума, как его подвижность и гибкость, способного развивать внимание, воображение, формирует волю детей.

      В игре происходит развитие важнейших психических новообразований ребенка: усвоение мотивов общественной значимой деятельности, становление элементов произвольного поведения. Дидактическая игра способствует развитию таких качеств личности, как индивидуальность, коммуникационность, эмоциональность.

      Математика – одна из наиболее важных областей знания современного человека. Широкое использование техники, в том числе и компьютерной, требует от него определенного минимума математических знаний и представлений. Сегодня, а тем более завтра математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. Невозможно переоценить развитие элементарных математических представлений в дошкольном возрасте. Во – первых, у детей развивается мышление, что необходимо для дальнейшего познания окружающего мира. Во – вторых, они познают пространственные отношения между предметами, устанавливают соответствующие связи, знакомятся с формой предметов, их величиной. Всё это позволяет дошкольнику развивать в дальнейшем логическое мышление, память, внимание, так как без этих качеств немыслимо развитие ребёнка в целом.

      Значимость формирования элементарных математических представлений дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Познавательное развитие».

       В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается развивающая функция дидактической игры. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Дидактические игры с правилами заняли должное место среди методов обучения и воспитания детей. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей.

      Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том, как научиться правильно, держать ручку, писать, считать, но и умению думать, творить. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Однако на занятия по математике отводится небольшое количество времени, а дети в свободные минуты любят играть в занимательные игры, в том числе и по математике, которая позволяет им самостоятельно развиваться и формирует у них познавательные способности.

     В последние десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы, иногда и содержание обучения, что не соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. Справедливо критикуется возникающий на этой основе формализм в обучении, завышенные требования к умственному развитию детей. И самое главное, происходит искусственное ускорение темпов развития детей.

     Анализ реальной ситуации при таком подходе в обучении показал, что количество детей, имеющих низкий уровень элементарных математических представлений, которые так необходимы для подготовки к школе, неуклонно растёт.

     Анализ методической литературы свидетельствует, что проблема целенаправленного внедрения дидактической игры в организованную  образовательную деятельность по математике в дошкольном возрасте существует:

 –  недостаточно теоретических исследований данного вопроса;

 – не представлен опыт практиков в реализации данного направления.

        Следовательно, одной из наиболее важных задач педагогов ДОУ является развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте. Обучение математике не должно быть скучным занятием.

        Детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что – то неинтересное, даже если взрослые настаивают.

       Таким образом, в решении проблемы поможет включение  дидактических игр в организованную образовательную деятельность по математике при изучении нумерации первого десятка.

     Актуальностью  является ценность дидактических игр, которые создаются и применяются в развивающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений, навыков. Дух соревнования ускоряет процессы, рождает познавательную активность, заряжает чувством, ведет к сильным переживаниям. Развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи. Целенаправленное включение  дидактической игры в организованную образовательную деятельность по математике в дошкольном возрасте послужит «мощной отправной точкой» в удивительный мир магии цифр.

         Педагог должен идти в «ногу со временем» и это не удивительно, время «летит» неумолимо и для того, чтобы сделать процесс обучения интересным и занимательным, педагог должен повышать уровень своих знаний. Опрос родителей экспериментальной группы показал, что большинство детей посещают кружки английского языка. Изучение языков в наше время сейчас актуально, система образования не стоит на месте и с ранних классов  начинается обучение  языков. Анкетирование родителей показало, что 100% опрошенных, хотели бы, чтобы ребенок изучал цифры первого десятка на занятиях по математике в детском саду.

         Таким образом, при желании педагога, можно дополнить организованную образовательную деятельность изучением нумерации первого десятка английскми цифрами. Разнообразить вне учебное время, использовать при планировании.

    Включение дидактических игр + изучение английской нумерологии в учебный процесс дошкольников позволит не только узнать что – то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально – отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способный управлять своим поведением и планировать свои действия.