Семинар для педагогов

Гамолка Светлана Юрьевна

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Иланский детский сад № 50»

Семинар-практикум на тему:  

«Развиваем речь детей и взрослых»

                                                                                     Подготовила:

                                                                                     старший воспитатель

                                                                                     Гамолка С.Ю.

Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.

Задачи:

- уточнить и закрепить знания воспитателями культурных и методических требований к речи педагога;

- совершенствовать качество языкового оформления высказываний с использованием основных языковых норм;

- способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.

Методы и приемы: беседа, обсуждение, показ слайдов, практические задания,

ХОД:

Речь должна вытекать и развиваться из знания предмета. Если же оратор не обнял и не изучил его, то всякое красноречие является напрасным, ребяческим усилием. Марк Туллий Цицерон

Вступительное слово (старший воспитатель Гамолка С.Ю.)

         Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста. Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

       Проблема развития речи является одной из актуальных. В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек. В Федеральном государственном образовательном стандарте определено, что образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, двигательной), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ. Речь воспитателя, родителей, называющего то, что дети видят, является единственным источником обогащения их лексики, своеобразным стимулятором развития их речи, диалогической и монологической. Во время непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой основным источником обогащения речи детей становится текст художественного произведения, который воспитатель читает или рассказывает детям, а дополнительным источником остается речь самого воспитателя, комментирующего текст.

Основная задача речевого развития детей дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей

Таким образом, основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, её связности при построении развернутого высказывания – решаются на протяжении всего дошкольного детства.  Однако, на каждом возрастном этапе задачи постепенно усложняются, меняются методы обучения.

         Дошкольный возраст является сензитивным периодом (наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения ) речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

        Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.

Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования. Поэтому начать необходимо прежде всего с себя, как говорил Сократ

« Каков человек, такова его речь » 

К компонентам профессиональной речи педагога относятся:

  • качество языкового оформления речи;
  • ценностно-личностные установки педагога;
  • коммуникативная компетентность;
  • четкий отбор информации для создания высказывания;
  • ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяются:

  • Правильность 
  • Точность 
  • Логичность 
  • Чистота 
  • Выразительность 
  • Богатство 
  • Уместность 

Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.

Ясность — главное достоинство речи. Аристотель

Практическая часть.

Правила игры:

   уметь слушать других;

   вырабатывать общее решение вопроса;

   принимать активное участие в игре;

   не оспаривать оценку жюри;

   соблюдать культуру речи и тактичность;

   придерживаться регламента.

Выбрать жюри,  за правильный ответ 1 балл, на столах колокольчики.

Игра «Вежливые слова» - ведущий бросает мяч  участнику- тот называет вежливое слово. Ведущий по ходу меняет тематику вежливых слов: только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Делятся на две команды

1.  «Разминка» (устно, кто первый позвонит в колокольчик)

1.ОО «Речевое развитие включает» … (развитие речи, художественная литература)

2. Назовите направления работы по развитию речи (развивающая речевая среда, формирование словаря, ЗКР, грамматический строй речи, связная речь.)

3.Назовите формы речи (диалогическая, монологическая)

4.Что такое диалог и монолог? (диалог - Разговор двоих или нескольких на тему, связанную с какой – либо ситуацией, монолог – речь одного собеседника, обращенная к слушателям)

5.Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий (описание).

6.Как называется текст, в котором развитие сюжета разворачивается во времени (повествование).

2. «Пословицы» (устно, кто первый позвонит в колокольчик)

Замените предложения пословицей (кто быстрее).

- Учись всю жизнь (век живи, век учись) .

- Нужно беречь время (делу время, потехе – час) .

- Береги своё здоровье (береги платье снову, а здоровье – смолоду) .

- Не болтай (держи язык за зубами) .

- Не торопись, делай всё аккуратно (поспешишь – людей насмешишь; делаю наспех – делаю на смех) .

Исправьте ошибки в пословицах.  (на листочках)

  • После драки много хромых (Храбрых).
  • Одна голова – хорошо, а две – некрасиво (Лучше).
  • Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра (Сегодня).
  • Пришел, увидел, купил (Победил).
  • У каждого своя голова на шее (Плечах).
  • Мало хотеть – надо клянчить (Уметь).
  • Землю красит солнце, а человека – парикмахер (Труд).
  • На всякий урок (час) ума не напасешься.
  • Бесплатный сыр бывает только у мышки ловкой (В мышеловке).
  • Испокон века телевизор (Книга) растит человека.

     3. Орфоэпическая правильность  (на листочках)

Расставить ударение и прочесть слова: звонит, красивее, баловать,  избалованный, ободрить , сливовый, свекла, торты, согнутый, принудить, включим, принял, согнутый.

4. Найдите похожие по звучанию слова: (устно)

Подобрать схожее по звучанию слово  (Один из команды - 15 сек.)

  1. Врач –       мяч,
  2. Спички –  синички,
  3. Значок –   крючок,
  4. Ключи –   кирпичи,
  5. Стол –      пол,
  6. Халат -     салат,
  7. Елка –     иголка,
  8. Белка –   стрелка,
  9. Зайцы –  пальцы,
  10. Яйцо –    крыльцо,
  11. Огурец – продавец,
  12. Дворец – певец,
  13. Пирог –   творог,
  14. Ворона –  корона,
  15. Топор –     забор,
  16. Нора –      дыра.

5. «Проверьте свою грамотность»  (на листочках)

Определить род существительных и употребить слово в правильной форме:

Окна занавешены (тюль) –тюлем

Лицо скрыто (вуаль) - вуалью

Крышу кроют (толь) -толем

Вымою голову (шампунь) - шампунем

Голова покрыта (шаль) – шалью

Я встала, сняв ребенка с (колени)  - коленей. 

В саду много (яблони, вишни) -  яблонь, вишен. 

Карантин по гриппу продолжался 22 (сутки) двадцать двое суток.

 Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли) - грабель.

6. «Сказки»  (на листочках) 

2) Каждая команда получает по одной карточке, в которой написаны 3-4 названия произведений и их авторы. За 1 минуту члены команд должны решить,  в какой возрастной группе они изучаются. За каждый правильный ответ -  1 балл

Карточка

Н.Носов «Живая шляпа»  - стар.гр.

«У страха глаза велики»,  обр М. Серовой – мл.гр.

«Федорино горе» К.Чуковский  - ср.гр

Для заучивания:  В.Берестов «Петушки»  - мл.гр.

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,  обр. А.Н. Толстого;  - ср.гр

Для заучивания:  А.Пушкин «Ветер, ветер, ты могуч…»  - ср.гр.  

«Хаврошечка», обр. А.Н.Толстого  - стар.гр.

«Мойдодыр» К.Чуковский – мл.гр.

Для заучивания:   Е.Благинина  «Посидим в тишине»  - стар.гр

Жюри считают баллы.

Мастер - класс «Развитие связной речи при помощи мнемотаблиц»  воспитатель Шура Ю.В.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развиваем речь детей и взрослых» Семинар-практикум Подготовила старший воспитатель МБДОУ «Иланский детский сад № 50» Гамолка Светлана Юрьевна

Слайд 2

Учись всю жизнь. Век живи, век учись. Нужно беречь время. Делу время, потехе - час. Береги своё здоровье. Береги платье снову , а здоровье – смолоду. раздел “Пословицы ” Составьте правильно пословицу

Слайд 3

Не болтай. Держи язык за зубами. Не торопись, делай всё аккуратно. Поспешишь – людей насмешишь . Не имей сто друзей, а имей сто рублей. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. раздел “Пословицы ” Составьте правильно пословицу

Слайд 4

Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машинку. (Старуха из “ Сказки о рыбаке и рыбке ” А.С.Пушкин). Несу золотые яйца . Курочка Ряба из русской народной сказки) Потерян ключ из драгоценного металла. ( Буратино из сказки “Золотой ключик или Приключения Буратино” А.Н. Толстого). . . раздел “ В мире сказок ” Современная реклама Задание: Назвать героя сказки, который мог бы разместить в газете такое объявление и как, называется литературное произведение и его автор.

Слайд 5

Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Доктор Айболит из сказки К.И.Чуковского). Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами. (“Гуси-лебеди ”). Отмою всё! ( Мойдодыр из произведения К.И.Чуковского ). . раздел “ В мире сказок ” Современная реклама Задание: Назвать героя сказки, который мог бы разместить в газете такое объявление и как, называется литературное произведение и его автор .

Слайд 6

Окна занавешены (тюль). Окна занавешены тюлем. В саду много (яблони), (вишни), (смородина). В саду много яблонь, вишен, смородины Карантин по гриппу продолжался 22 (сутки) Карантин по гриппу продолжался двадцать двое суток. Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли). Я купила весь садовый инвентарь, кроме грабель. . Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме:

Слайд 7

НАГЛЯДНЫЕ: непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии); опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек, картин, рассказывание по игрушкам и картинам). СЛОВЕСНЫЕ: чтение и рассказывание художественных произведений ; заучивание наизусть; пересказ; общая беседа; рассказывание без опоры на наглядный материал. ПРАКТИЧЕСКИЕ : дидактические игры; игры-драматизации, инсценировки; дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Методы развития речи:

Слайд 8

Спасибо за игру!