Главные вкладки

    Семинар для педагогов

    Гамолка Светлана Юрьевна

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Иланский детский сад № 50»

    Семинар-практикум на тему:  

    «Развиваем речь детей и взрослых»

                                                                                         Подготовила:

                                                                                         старший воспитатель

                                                                                         Гамолка С.Ю.

    Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.

    Задачи:

    - уточнить и закрепить знания воспитателями культурных и методических требований к речи педагога;

    - совершенствовать качество языкового оформления высказываний с использованием основных языковых норм;

    - способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.

    Методы и приемы: беседа, обсуждение, показ слайдов, практические задания,

    ХОД:

    Речь должна вытекать и развиваться из знания предмета. Если же оратор не обнял и не изучил его, то всякое красноречие является напрасным, ребяческим усилием. Марк Туллий Цицерон

    Вступительное слово (старший воспитатель Гамолка С.Ю.)

             Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста. Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

           Проблема развития речи является одной из актуальных. В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек. В Федеральном государственном образовательном стандарте определено, что образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, двигательной), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ. Речь воспитателя, родителей, называющего то, что дети видят, является единственным источником обогащения их лексики, своеобразным стимулятором развития их речи, диалогической и монологической. Во время непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой основным источником обогащения речи детей становится текст художественного произведения, который воспитатель читает или рассказывает детям, а дополнительным источником остается речь самого воспитателя, комментирующего текст.

    Основная задача речевого развития детей дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей

    Таким образом, основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, её связности при построении развернутого высказывания – решаются на протяжении всего дошкольного детства.  Однако, на каждом возрастном этапе задачи постепенно усложняются, меняются методы обучения.

             Дошкольный возраст является сензитивным периодом (наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения ) речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

            Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.

    Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования. Поэтому начать необходимо прежде всего с себя, как говорил Сократ

    « Каков человек, такова его речь » 

    К компонентам профессиональной речи педагога относятся:

    • качество языкового оформления речи;
    • ценностно-личностные установки педагога;
    • коммуникативная компетентность;
    • четкий отбор информации для создания высказывания;
    • ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

    Среди требований к речи педагога ДОУ выделяются:

    • Правильность 
    • Точность 
    • Логичность 
    • Чистота 
    • Выразительность 
    • Богатство 
    • Уместность 

    Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.

    Ясность — главное достоинство речи. Аристотель

    Практическая часть.

    Правила игры:

       уметь слушать других;

       вырабатывать общее решение вопроса;

       принимать активное участие в игре;

       не оспаривать оценку жюри;

       соблюдать культуру речи и тактичность;

       придерживаться регламента.

    Выбрать жюри,  за правильный ответ 1 балл, на столах колокольчики.

    Игра «Вежливые слова» - ведущий бросает мяч  участнику- тот называет вежливое слово. Ведущий по ходу меняет тематику вежливых слов: только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

    Делятся на две команды

    1.  «Разминка» (устно, кто первый позвонит в колокольчик)

    1.ОО «Речевое развитие включает» … (развитие речи, художественная литература)

    2. Назовите направления работы по развитию речи (развивающая речевая среда, формирование словаря, ЗКР, грамматический строй речи, связная речь.)

    3.Назовите формы речи (диалогическая, монологическая)

    4.Что такое диалог и монолог? (диалог - Разговор двоих или нескольких на тему, связанную с какой – либо ситуацией, монолог – речь одного собеседника, обращенная к слушателям)

    5.Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий (описание).

    6.Как называется текст, в котором развитие сюжета разворачивается во времени (повествование).

    2. «Пословицы» (устно, кто первый позвонит в колокольчик)

    Замените предложения пословицей (кто быстрее).

    - Учись всю жизнь (век живи, век учись) .

    - Нужно беречь время (делу время, потехе – час) .

    - Береги своё здоровье (береги платье снову, а здоровье – смолоду) .

    - Не болтай (держи язык за зубами) .

    - Не торопись, делай всё аккуратно (поспешишь – людей насмешишь; делаю наспех – делаю на смех) .

    Исправьте ошибки в пословицах.  (на листочках)

    • После драки много хромых (Храбрых).
    • Одна голова – хорошо, а две – некрасиво (Лучше).
    • Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра (Сегодня).
    • Пришел, увидел, купил (Победил).
    • У каждого своя голова на шее (Плечах).
    • Мало хотеть – надо клянчить (Уметь).
    • Землю красит солнце, а человека – парикмахер (Труд).
    • На всякий урок (час) ума не напасешься.
    • Бесплатный сыр бывает только у мышки ловкой (В мышеловке).
    • Испокон века телевизор (Книга) растит человека.

         3. Орфоэпическая правильность  (на листочках)

    Расставить ударение и прочесть слова: звонит, красивее, баловать,  избалованный, ободрить , сливовый, свекла, торты, согнутый, принудить, включим, принял, согнутый.

    4. Найдите похожие по звучанию слова: (устно)

    Подобрать схожее по звучанию слово  (Один из команды - 15 сек.)

    1. Врач –       мяч,
    2. Спички –  синички,
    3. Значок –   крючок,
    4. Ключи –   кирпичи,
    5. Стол –      пол,
    6. Халат -     салат,
    7. Елка –     иголка,
    8. Белка –   стрелка,
    9. Зайцы –  пальцы,
    10. Яйцо –    крыльцо,
    11. Огурец – продавец,
    12. Дворец – певец,
    13. Пирог –   творог,
    14. Ворона –  корона,
    15. Топор –     забор,
    16. Нора –      дыра.

    5. «Проверьте свою грамотность»  (на листочках)

    Определить род существительных и употребить слово в правильной форме:

    Окна занавешены (тюль) –тюлем

    Лицо скрыто (вуаль) - вуалью

    Крышу кроют (толь) -толем

    Вымою голову (шампунь) - шампунем

    Голова покрыта (шаль) – шалью

    Я встала, сняв ребенка с (колени)  - коленей. 

    В саду много (яблони, вишни) -  яблонь, вишен. 

    Карантин по гриппу продолжался 22 (сутки) двадцать двое суток.

     Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли) - грабель.

    6. «Сказки»  (на листочках) 

    2) Каждая команда получает по одной карточке, в которой написаны 3-4 названия произведений и их авторы. За 1 минуту члены команд должны решить,  в какой возрастной группе они изучаются. За каждый правильный ответ -  1 балл

    Карточка

    Н.Носов «Живая шляпа»  - стар.гр.

    «У страха глаза велики»,  обр М. Серовой – мл.гр.

    «Федорино горе» К.Чуковский  - ср.гр

    Для заучивания:  В.Берестов «Петушки»  - мл.гр.

    «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,  обр. А.Н. Толстого;  - ср.гр

    Для заучивания:  А.Пушкин «Ветер, ветер, ты могуч…»  - ср.гр.  

    «Хаврошечка», обр. А.Н.Толстого  - стар.гр.

    «Мойдодыр» К.Чуковский – мл.гр.

    Для заучивания:   Е.Благинина  «Посидим в тишине»  - стар.гр

    Жюри считают баллы.

    Мастер - класс «Развитие связной речи при помощи мнемотаблиц»  воспитатель Шура Ю.В.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «Развиваем речь детей и взрослых» Семинар-практикум Подготовила старший воспитатель МБДОУ «Иланский детский сад № 50» Гамолка Светлана Юрьевна

    Слайд 2

    Учись всю жизнь. Век живи, век учись. Нужно беречь время. Делу время, потехе - час. Береги своё здоровье. Береги платье снову , а здоровье – смолоду. раздел “Пословицы ” Составьте правильно пословицу

    Слайд 3

    Не болтай. Держи язык за зубами. Не торопись, делай всё аккуратно. Поспешишь – людей насмешишь . Не имей сто друзей, а имей сто рублей. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. раздел “Пословицы ” Составьте правильно пословицу

    Слайд 4

    Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машинку. (Старуха из “ Сказки о рыбаке и рыбке ” А.С.Пушкин). Несу золотые яйца . Курочка Ряба из русской народной сказки) Потерян ключ из драгоценного металла. ( Буратино из сказки “Золотой ключик или Приключения Буратино” А.Н. Толстого). . . раздел “ В мире сказок ” Современная реклама Задание: Назвать героя сказки, который мог бы разместить в газете такое объявление и как, называется литературное произведение и его автор.

    Слайд 5

    Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Доктор Айболит из сказки К.И.Чуковского). Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами. (“Гуси-лебеди ”). Отмою всё! ( Мойдодыр из произведения К.И.Чуковского ). . раздел “ В мире сказок ” Современная реклама Задание: Назвать героя сказки, который мог бы разместить в газете такое объявление и как, называется литературное произведение и его автор .

    Слайд 6

    Окна занавешены (тюль). Окна занавешены тюлем. В саду много (яблони), (вишни), (смородина). В саду много яблонь, вишен, смородины Карантин по гриппу продолжался 22 (сутки) Карантин по гриппу продолжался двадцать двое суток. Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли). Я купила весь садовый инвентарь, кроме грабель. . Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме:

    Слайд 7

    НАГЛЯДНЫЕ: непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии); опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек, картин, рассказывание по игрушкам и картинам). СЛОВЕСНЫЕ: чтение и рассказывание художественных произведений ; заучивание наизусть; пересказ; общая беседа; рассказывание без опоры на наглядный материал. ПРАКТИЧЕСКИЕ : дидактические игры; игры-драматизации, инсценировки; дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Методы развития речи:

    Слайд 8

    Спасибо за игру!