Главные вкладки

    "Адаптация леворуких детей"

    Павлова Татьяна Викторовна

    Проблема адаптации ребенка в жизни всегда волнует родителей. И любое отклонение от общепринятых норм, не обязательно патологическое, вызывает у них опасения. Порой взрослые стремятся во что бы то ни стало подстроить малыша под общие стандарты для его же удобства. Чаще других в подобную "перековку" попадают леворукие дети. Но вот стоит ли подвергать их такому "перевоспитанию"?                                                                                                              В обществе сложилось неоднозначное отношение к леворукости, одни считают это серьезным недостатком, другие - проявлением гениальности. Существование таких крайних точек зрения свидетельствует о малой изученности этого явления. Большая часть человечества – праворукие. Левшей гораздо меньше, по данным исследователей из разных стран от 5 до 30 %. Отмечается, что есть люди сильно леворукие или сильно праворукие, то есть, наиболее активно действующие той или иной рукой, а есть амбидексторы - люди, одинаково хорошо владеющие и той, и другой конечностью. Число левшей заметно сокращается по мере взросления, но это не значит, что леворукость исчезает сама по себе. Просто «агрессивность» праворукой среды заставляет их переучиваться, порой с огромным трудом.                                                                                                                                                                                               Как формируется леворукость? Ученые до сих пор не знают точного ответа на этот вопрос. В ХХ веке существовало множество гипотез, пытающихся объяснить возникновение праворукости. Леворукость рассматривалась в них как исключение из правил. Причины происхождения леворукости могут быть разными, и поэтому нельзя говорить о каких-то общих особенностях, характерных для всех таких детей. Несомненно одно: леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, виновницей сниженных интеллектуальных и физических возможностей, как считалось ранее. Это не болезнь. Преимущественное владение рукой зависит не от желания или нежелания ребенка и не от его упрямства, а развивается в связи с особой организацией деятельности мозга.                                                                                                                                                                                  Конечно, можно приложить немалые усилия и заставить леворукого малыша работать правой рукой. Но изменить его биологическую суть нельзя. И тем не менее, до недавнего времени леворуких детей в семье и в школе пытались переучивать. Один из мотивов, которым руководствовались родители и учителя, таков: весь бытовой мир приспособлен под правую руку, и, переучив малыша, они помогут ему избежать многих проблем и неудобств. Понять родителей их можно, но вот правы ли они? Произвольная смена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. Это мощный стресс, чреватый возникновением неврозов. Когда родители при помощи угроз и запугивания заставляют детей выполнять все действия правой рукой, малыши обычно стараются, но это им плохо удается, а взрослые расценивают такое поведение как непослушание, каприз, упрямство и наказывают. В итоге у детей появляется тревожное ожидание неудачи. Напряжение, замкнутость, недоверие к окружающим остаются на долгие годы. Выходит, что старания взрослых облегчить жизнь своему чаду могут попросту исковеркать ее.                                                                            Обозначая человека, предпочитающего действовать левой рукой, его обычно называют левшой. Но если быть строгими в определениях, это не совсем точно. Левшество, в отличие от леворукости, - это предпочтение не только руки, но и ноги, глаза, уха и даже чувствительности левой половины тела. Стоит заметить, что абсолютных левшей — людей, у которых ведущие все парные органы левой стороны тела, — очень мало. Чаще преимущественное владение левой рукой сочетается, например, с левой ногой, но правым глазом и правым ухом. Подобных сочетаний очень много, но их анализ интересен скорее для специалистов и не представляет сугубо практической ценности.

     

    Комментарии

    Воропаева Елена Александровна

    Спасибо большое, Татьяна Викторовна за статью, советы и рекомендации. В настоящее время это очень актуальная тема и для нас, воспитателей, и для самих родителей. Обязательно сделаю памятку и папку-передвижку с информации по данной теме для родителей.

    Павлова Татьяна Викторовна

    Спасибо, Елена Александровна, за комментарий. С помощью этой статьи я пыталась показать, что "леворукие дети" - это не проблема в современном мире, а всего лишь их особенность.

    Ююкина Ирина Вячеславовна

    Действительно, только в последние годы перестали активно и насильно переучивать таких детей. И главное задача любого педагога убедить родителей в том, что леворукий ребенок требует особого внимания и особого подхода не потому, что он леворукий, а потому, что он, как и любой ребенок, неповторим и индивидуален. Ему должно быть спокойно и удобно жить в праворуком мире, чтобы воспринимать этот мир как свой, а не как чужой.

    Беляева Татьяна Алексеевна

    Несомненно одно: леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, виновницей сниженных интеллектуальных и физических возможностей, как считалось ранее. Преимущественное владение рукой зависит не от желания или нежелания ребенка и не от его упрямства, а развивается в связи с особой организацией деятельности мозга.

    Не стоит подчеркивать эту его особенность, тревожиться (тревога взрослых всегда передается ребенку) и заранее волноваться из-за каких-то неудач, которые могут возникнуть. Важно договориться с ребенком, что для письма и рисования он всегда будет (использовать только левую руку (не стоит перекладывать ручку из одной руки в другую, лучше передохнуть, если рука быстро устает).

    Татьяна Михайловна Захарченко

    Помню, как в далёких 60-ых мама перед школой учила меня держать карандаши в правой руке...Стресс, видимо, был конкретный, если помню до сих пор. Зато на протяжении всей жизни могу делать всё двумя руками (что в плюс себе).
    Как учитель, леворукость вообще не считаю проблемой. Просто в первом классе сажаю ребёнка одного за парту в связи с особенностями посадки. Учила много леворуких детей: умные, талантливые, смышлёные....разные...как и все дети)

    Белоусова Людмила Евгеньевна

    Спасибо за полезный и интересный материал. Ваша статья полезна не только педагогам, но и родителям.

    Полянских Нина Николаевна

    Я и мой брат родились левшами. Родители и учителя активно переучили нас, за что им спасибо. Школу оба закончили с золотыми медалями, вузы - с отличием.

    Тимофеева Галина Владимировна

    Спасибо, очень полезный материал, особенно в наше время.

    Павлова Татьяна Викторовна

    Спасибо всем за комментарии. Я не спроста выбрала данную тему. Дело в том, что я мама двух детей. Первый - мальчик - с рождения и до сих пор праворукий, а ему 10 лет. А вот дочка, ей 4 года, когда впервые стала брать игрушки, делала это левой рукой. В настоящее время она владеет и правой, и левой рукой (кушает правой, а вот рисует левой). Я, конечно же, себя успокаиваю, что "это нормально, и не будет никаких проблем в дальнейшем". Но где-то в подсознании закралась мысль, что дочь "никак все - праворукая". Поэтому ознакомившись с мнениями ученых и психологов, решила поделиться этой "наболевшей" темой.

    Матюшкина Галина Андреевна

    В наш век какие сомнения могут быть?
    Давно уже понятно, что предвзятое отношение к левшам - пережиток.
    В магазинах есть канцелярия и даже прописи для леворуких, оч удобно.
    В классе учитель посадит за парту слева, чтоб был простор для руки.
    В чём проблема?
    Не больше, чем у меня - абсолютной правши, вообще ничего дополнительного не умеющей делать левой рукой и левой ногой.
    Завидую старшему сыну - амбидекстру. И горжусь им.

    Черечукина Наталья Сергеевна

    Спасибо, очень полезный материал.
    РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
    «КАК НАДО ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ С РЕБЁНКОМ-ЛЕВШОЙ»
    Не переучивайте леворукого ребёнка – дело не в руке, а в организации мозга. Переучивание приведёт к невротизации ребёнка. Объясняйте ему, что «леворуких» людей очень много, и это тоже разновидность нормы.
    Для леворукого ребёнка жёсткое соблюдение режима дня может быть непомерно трудным.
    Леворукость – достоинство ребёнка, его уникальность и неповторимость.
    Обучение леворуких детей должно быть более ярким и красочным. Необходимо использовать их визуальное восприятие и пространственное мышление.
    Учитывая повышенную эмоциональную и крайнюю впечатлительность такого ребёнка, быть очень чутким и доброжелательным с ним.
    Создать для него благоприятный климат в семье.