Полянских Нина Николаевна

Полянских Нина Николаевна

Сайт учителя русского языка и литературы

Моя профессия - учение с увлечением

Профессия: Учитель русского языка и литературы

Профессиональные интересы: Филология, психология ребёнка, педагогика.

Увлечения: Книги, словесное творчество: проза и поэзия, рукоделие, фитотерапия, флористика, живопись, дизайн.

Регион: Тамбовская область

Населенный пункт: Город Тамбов

Место работы: МАОУ СОШ № 33

Звание, ученая степень: Кандидат педагогических наук

Код для вставки ссылки на мой сайт на другие сайты:
Мой <a href = "https://nsportal.ru/polyanskih-nina-nikolaevna" > Сайт учителя русского языка и литературы</a>
Человек перестаёт мыслить, когда перестаёт читать.
Дидро

                                                                                                  «Качество образования – качество жизни!»

  Без учителя не было бы «ни поэта, ни мыслителя»… Эти слова поэтессы Вероники Тушновой станут  отправным мотивом в моих размышлениях о своей профессии, почётнее и труднее которой нелегко сыскать в человеческом обществе. Почему? Возможно, потому, что в нравственном смысле учитель и в условиях научно-технического прогресса по-прежнему остаётся властителем детских душ, а школа – местом, где «зреют» эти души, чтобы выйти из её стен состоявшимися гражданами Отечества

     Весь просвещённый мир живёт по  простому принципу: много и хорошо учишься – получай высокий жизненный уровень.     Но можно ли в нашем государстве установить прогрессивную зависимость качества жизни от качества образования? Качество жизни  - это забота о здоровье граждан страны, возможность свободы деятельности и выбора, уровень образования, доступ к культурному наследию, профессиональному самоутверждению.

    Возьмём, к примеру, такой важный показатель качества жизни как уровень здоровья и его зависимость от качества образования. Мои школьные годы выпали на 70-е годы прошлого века, у нас в классе было 50% процентов учеников с первой группой здоровья. Поголовно занимались спортом – нормативы на значок ГТО были обязательны как для школьника, так и для студента и учащегося ПТУ. Сейчас в моём классе – нет ни одного ребёнка с первой группой здоровья. Может ли полноценно учиться такой ребёнок? И почему в таком богатом природными и человеческими ресурсами государстве мы проводим бесконечные акции по сбору средств на дорогостоящие заграничные операции маленьким гражданам? В каждой школе принята сегодня специальная здоровьесберегающая программа, рассчитанная на повышение физического самочувствия детей. Современные школьные столовые, сбалансированное питание – это тоже залог здоровья, а значит и успешной учёбы детей.

     Вторым важнейшим свойством качественной жизни можно признать уровень удовлетворённости граждан страны индивидуальными условиями: наличие хорошего жилья, питание, работа, дающая и моральное, и материальное удовлетворение. Все эти факторы находятся в неразрывном единстве с социальной удовлетворённостью людей: справедливость власти, доступность медицинского обслуживания и образования, экологическое благополучие, развитая система безопасности населения, а также снижение уровня самоубийств.

     И наконец,  благополучие общества во всех его проявлениях, на мой взгляд, немыслимо без совершенствования его духовного состояния. Именно оно определяет уровень и количество духовных, творческих инициатив, инновационных проектов, следование общечеловеческим духовным заповедям. К сожалению, по количеству тяжких убийств, беспризорных детей, брошенных пожилых родителях, алкоголизма Россия обгоняет многие страны мира. Уровень нравственного состояния такого общества нуждается в серьёзной коррекции.

     Может ли образование стать залогом улучшения качества жизни в стране? Может! Если оно станет предельно качественным! Каждый ребёнок (с учетом его способностей, здоровья) должен получить в школе достаточно прочные академические знания, надёжный социальный опыт. Ни один предмет не может быть бесполезным! Качественным должно быть и инклюзивное образование: не потерять тех, кто нуждается в поддержке, не пропустить Ломоносовых,  Есениных, не имеющих состоятельных родителей, способных оплатить кружки и секции.

     Таким образом, не может быть качественного образования без ежедневной поддержки государства, не может образовательный процесс называться успешным без внимания к личности и профессии учителя (современные СМИ, по моему мнению, считают правилом хорошего тона высмеять, унизить, оскорбить учителя, взвалить на него груз несвойственных ему обязанностей). Высокотехнологичные образовательные методики в работе педагога должны помогать, а не усложнять его работу, обеспечивая качество этого образования, а значит и качество жизни

 

О себе

15 лет своей жизни отдала работе в университете. Защитила диссертацию по методике преподавания литературы в средней школе на тему "Формирование понятий о жанрах эпических произведений в старших классах средней школы".  Работа в школе пересилила интерес к вузовской методике. 20 лет преподаю русский язык и литературу детям. Работа нравится. В 2007 году стала победителем Всероссийского конкурса "Лучшие учителя России". Активно публикую научно-методические статьи в журналах "Литература в школе" и "Русский язык в школе" по проблеме филологического анализа текста художественного произведения в средней школе. Увлекаюсь художественным творчеством(рассказ "Живая память воды" - "Берегиня - журнал для Вас" -2012, №9), художественной публицистикой(Путевые заметки "Путешествие с поэтом Александром Блоком по Италии" - "Берегиня -журнал для Вас" - 2012, №6), литературно-критическим эссе ("Цветы поэтов Серебряного века" - "Берегиня-журнал для Вас" - 2010-2011 гг), проповедую и пропагандирую здоровый образ жизни: опубликовала 14 статей в вестнике "Здоровый образ жизни" ("ЗОЖ") с 2007 года(например, эссе "Поздняя осень в Тамбове" - "ЗОЖ" №23, 2011). Участница международного литературного конкурса "Белая скрижаль" 2011 года (рассказ "Бегония"). Самые последние публикации: "Я бы века болезнь бузиной назвала". Читаемо одно их поздних стихотворений М.Цветаевой.- Журнал "Берегиня -журнал для Вас".-2013, №7,8,9,10,11.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Герман Гессе "Игра в бисер", Гофман "Эликсиры сатаны", Джеймс Джойс "Улисс", Л.Н.Толстой "Крейцерова соната", И.А.Бунин "Жизнь Арсеньева", Андрей Битов "Пушкинский дом", Юрий Трифонов "Другая жизнь", Сергей Залыгин "Южноамериканский вариант". Это глубокие философские обобщения о смысле человеческого существования, отношении к Богу, о поисках пути к людям и самому себе. Любимый писатель - Иван Бунин, любимые поэты - Афанасий Фет, Александр Блок, Марина Цветаева

Мой взгляд на мир

Честность во всём. Я против лукавого изречения "ложь во спасение". К сожалению, учителя много врут: детям, их родителям, друг другу, начальству(а начальство им - замкнутый круг). Не врать! Не обманывать детей. Никогда! Люблю всё прекрасное на этой земле. Цветы, детей, красивые лица, величественные русские храмы, церковное песнопение. Ни дня без книги!

Мои достижения

Участвовала во Всероссийском Интернет-конкурсе по проблеме использования  новых технологий в практике преподавания учебных дисциплин в школе – представила серию уроков, в том числе уроков внеклассного чтения, по теме «М.Ю.Лермонтов в школе» (Журнал «Лидеры образования», 2005, №.8,9)

   Участвовала во Всероссийском конкурсе научно-методических проектов и разработок  к 100-летию со дня рождения А.П.Гайдара (г.Арзамас). Работа «Повесть о доверии и любви. («Голубая чашка А.П.Гайдара и читательский опыт учащихся Х класса. Урок внеклассного чтения)» удостоена диплома конкурса и опубликована в Юбилейном сборнике  АПУ им.Гайдара в  2006г.

   Продолжила активное сотрудничество с научно-методическими журналами «Русский язык в школе» и «Литература в школе». Опубликованы статьи: -«Стихотворение В.В.Маяковского «Необычайное приключение...» в 7 классе»// «Литература в школе». - 2004, №5;

-«Этот коварный жанр!» Рассказ В.П.Астафьева «Шинель без хлястика в Х1 классе» // «Литература в школе». - 2005, №4;

-«Плод высокого гения». «Божественная комедия» Данте в 1Х классе. - «Литература в школе». - 2008, № 1.               

-В ноябре 2007 г. приняла участие в заседании Круглого стола редакции журнала   

«Русский язык в школе» по проблеме жанровой стилистики текста (из опыта  работы над лингвостилистическим анализом текста в старших классах ).

-В марте 2006 года выступила на городском семинаре учителей русского языка и литературы по проблеме организации поисковой работы по литературному краеведению и использования на уроках материалов периодики.

  - В феврале 2006 года провела открытый урок на областном семинаре по проблеме преподавания гуманитарных дисциплин в профильных классах на тему «Изучение литературного произведения и проблема интеграции гуманитарных дисциплин. Урок-исследование. На материале романа А.А.Фадеева «Разгром» с привлечением современных литературоведческих и архивных изысканий о писателе.

   -Издано методическое пособие для учителей «Уроки и материалы к урокам по творчеству М.Ю.Лермонтова: к 190-летию со дня рождения поэта.» -  Тамбов:ТОИПКРО,2005г.                                                                                                                 Издано методическое пособие  для учителей «Лингвостилистический анализ текста в условиях интеграции гуманитарных дисциплин». - Тамбов: ТОИПКРО, 2008 г.

  В ноябре 2007 года дан открытый урок в Х классе в рамках областного семинара учителей-победителей национального проекта «Образование» «Лучшие учителя России» на тему «Ассоциативное мышление учащихся в процессе лингвостилистического анализа поэтического текста. На материале стихотворения М.И.Цветаевой «Август – астры...».Материалы урока оформлены в статью для публикации в журнале «Литература в школе» (предположительно  в конце 2008 г.)

  В октябре 2008 года подготовила творческую работу- спектакль-путешествие «И с каждой осенью я расцветаю вновь...» для участия в городском  конкурсе методических разработок уроков и мероприятий по творчеству А.С.Пушкина в номинации «Внеклассное мероприятие». ( 1-е место).

   В апреле 2008 года участвовала во Всероссийском конкурсе «Инновационные методы работы с классом». Представила проект классного часа «Устный лингвистический журнал «Бал имён» (сценарий мастер-класса). Работа удостоена диплома конкурса.

Научно-методическая статья. А.С.Пушкин. "Цветок". М.Ю.Лермонтов "Ветка Палестины". Урок сравнительного анализа стихотворения. Журнал "Литература в школе". -2010. - №7. -С.26-31.

Научно-методическая статья. "Слово о полку Игореве в иллюстрациях русских художников". - Журнал "Литература в школе". - 2011. - №8. - С.27-31.

Цикл литературно-публицистических эссе "И стих расцветает цветком гиацинта...". Цветы поэтов Серебряного века". - "Берегиня - журнал для Вас". - №№ 2010 -№2,3,4,5,6; 2011, №1.

Путевые заметки. "Путешествие по Италии с поэтом Александром Блоком". - "Берегиня - журнал для Вас". - 2011, - №4.

Рассказ "Живая память воды". Рассказ для детей и их родителей.- "Берегиня - журнал для Вас".- 2012. - №9

Серия статей о пребывании М.И.Цветаевой в Париже. "Я бы века болезнь бузиной назвала...". Читаем одно из поздних стихотворений М.И.Цветаевой. - Журнал "Берегиня. Журнал для Вас". - 2013.- №7, №8, №9,№10, №11.

Серия статей, посвящённых Данте Алигьери "Давно пленил моё воображенье угрюмый образ из далёких лет...". Читаем бессмертные строки "Божественной комедии" Данте Алигьери. Журнал "Берегиня", начиная с 5 выпуска 2015 года и до 3 выпуска 2017 года.

Рассказ "Бегония". - Журнал "Берегиня", 2017, № 2. - стр.9-12

Моё портфолио

 

      Лингвостилистический анализ текста - одна из важнейших методичес­ких и лингвистических проблем современного преподавания русского язы­ка..

     Умение понимать текст вырабатывает у старшеклас­сников чувство языка, развивает аналитические и творческие способности— как на уровне содержания,  так и на уровне языковых средств. Текст - это сложное речевое целое,  это    интегративная единица, пони­мание которой лежит на стыке многих наук: лингвистики,  языкознания, психологии, культурологи, философии, литературоведения,  истории. Чтобы постичь текст, ученику необходимы знания из области теории ли­тературы,    из истории языка,   из этнографии.  Таким образом,  изучая текст (читая,   анализируя,  интерпретируя) дети обогащают свой куль­турный запас, свои представления о разных сторонах жизни, разных эпохах, совершенствуют    нравственное чувство.  Они учатся сопоставлять, ло­гически мыслить, высказывать и отстаивать собственное мнение, кор­ректировать свои недочёты.

   

Мои публикации:

Внеклассная работа
Гуманитарные науки
Дизайн
Дополнительное образование
Изобразительное искусство
Краеведение
Культура и искусство
Литература
Работа с родителями
Разное
Русский язык

Публикации моих учеников:

Литературное творчество
Другое
Добавить грамоту в портфолио