М.И.Цветаева в школе. Читаем на уроке одно из поздних стихотворений Цветаевой.
методическая разработка (литература, 11 класс) на тему

Полянских Нина Николаевна

   Сегодня мы прикоснёмся к ещё одной «гениальной загадке» М.И.Цветаевой – стихотворению её позднего периода «Бузина», самого, пожалуй, цветаевского и, вместе с тем, сквозящего какой-то удивительной, поистине пушкинской  кристальностью поэтического мировосприятия. Вы сами предложили «прочитать» это «красивое» стихотворение. Но вы уже убедились: Цветаева – трудный поэт, её стихи сложны, их не получится «читать-почитывать» между делом, они ждут вдумчивого постижения, величайшего труда ума и души. Цветаева не обнадёживала  своего читателя: читай и наслаждайся. Нет, сама писала: «Что есть чтение – как не разгадывание, толкование, из- влечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов… Чтение – прежде всего – сотворчество. Устал от моей вещи, - значит хорошо читал и – хорошее читал…» (2;116)

   Стихи М.И.Цветаевой периода 30-х годов немногочисленны, но это истинные жемчужины поэтической мысли. Что питало  лирический родник её поэзии? Взгляните на слова нашего второго эпиграфа. Да, родина, Россия, точнее, всепоглощающая, жгучая тоска по ней, как пожар, как костёр. Только … почему не излюбленная «горькая рябина»? Почему… «бузина»?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon m.i.tsvetaeva_v_shkole.ya_by_veka_bolezn_buzinoy_nazvala.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                 «Я бы  века  болезнь  –  бузиной  назвала…»

                         Стихотворение М.И.Цветаевой «Бузина». ХI класс.                                         

Цель урока: углубить знания учащихся о своеобразии поэзии М.И.Цветаевой на примере «трудных» стихов; формировать эстетический вкус детей, воспитывать уважение к личности поэта.

Тип урока: совершенствование знаний, умений, навыков старшеклассников.

Жанр урока: урок-исследование.

Основной метод: метод творческого чтения.

Ведущий тип анализа текста: целостный с элементами композиционного, стилистического, сопоставительного, интонационного.

Методические приемы: беседа, выразительное чтение, устное словесное рисование, словесная стилизация, творческие проекты учащихся.

Оформление урока: экран для  изобразительных видеорядов; стендовая      презентация, аудиозаписи музыкального фона; на доске плакаты с высказываниями о поэте, украшенные стилизованными ветвями с ягодами рябины и бузины.  

                                            Работа в группах

 I группа. Творческая история стихотворения.

   1.Изучите парижский период жизни М.И.Цветаевой (1925-1939). Создайте динамичную диалоговую миниатюру на тему «Из сырости и шпал / Россию восстанавливаю…». Подберите музыкально-изобразительный фон к своему выступлению. Создайте стендовую презентацию.

   2.На основе изученных мемуарных, эпистолярных, литературно-критических источников создайте небольшие рассказы в жанре лирических  этюдов на темы: «У деревьев – трепеты таинств…»; «Дерево-воин»; «Бузина     Тарусы».  Продумайте музыкальный фон этюдов и характер слайдов.

II группа. Особенности жанра стихотворения. 

1.Изучите соответствующие разделы «Поэтического словаря» А.Квятковского и «Энциклопедического словаря юного литературоведа» (сост. В.И.Новиков). Каково жанровое своеобразие стихотворения «Бузина»? Как поэт выражает свою «реакцию на мир»?

2.Как, на ваш взгляд, поэт выразил своё отношение к предмету изображения?

3.Помогает ли заголовок понять жанровую специфику стихотворения?

4.Элегия, стансы, сонет, песня, гимн, ода, послание, романс. Возможен ли для стихотворения Цветаевой какой-либо один выбор жанра? Почему?

III группа. Идейно-тематическое своеобразие произведения.

1.Изучите разделы литературоведческих словарей о пафосе произведения. Определите эмоциональный настрой стихотворения «Бузина».

2.Выделите основные мотивы стихотворения. В  чём его лейтмотив?                               3.Какие жизненные явления для произведения отбирает М.Цветаева? (Тема)

4.Представьте авторское отношение к миру: что утверждает (отрицает) М.Цветаева? (Идея стихотворения)

IV группа.  Особенности лирического сюжета и композиции.

1.Проследите «движение» в стихотворении образа-переживания.

2.Приёмы композиционного построения стихотворения. Их взаимосвязь.

3.Композиционное «кольцо». Выражает ли этот приём идею «Бузины»?

4.Какова пространственно-временная протяженность лирического действия?  Какие временные пласты произведения Цветаева опускает? Почему?

5.Выделите кульминацию лирического действия. Обоснуйте своё мнение.

V группа. Образ лирической героини стихотворения.

1.Докажите, что образ лирической героини создаётся на основе жизненного опыта самого поэта, преобразуясь в художественную форму.

2.Какую часть своей жизни М.Цветаева актуализирует в лирической героине?

3.Как нарастают чувства лирической героини от «внешних» проявлений к её главной «страсти».

4.Литературовед Т.Сильман считает, что лирика – разговор героя с самим собой. Так ли это по отношению к стихотворению «Бузина»?

5.Какие «открытия» для себя и для нас делает героиня стихотворения Цветаевой?

VI группа. Художественно-выразительные средства поэтической речи.

1.Слово «бузина» («бузинный») 18 раз повторяется в стихотворении. Раскрой- те метафорический (символический) смысл этого словообраза.

2.Постройте градационную «цепочку» эпитетов к ключевому словообразу, расположив их на карточках, следуя сюжету стихотворения. Как постепенно  нарастает «психологизм» эпитета Цветаевой?

3.Раскройте метафорический смысл мотивов стихотворения: костёр – корь, яд – ад, бусы – кровь, скрипка – куст, детство – дом, страсть – век. Какие ассоциации рождают у вас эти образы?

Этапы урока. I. Создание проблемной ситуации на восприятие учащимися стихотворения «Бузина». Слово учителя. (На фоне приглушённо звучащей  прелюдии К.Дебюсси «Вереск»)

   Читаю эпиграфы урока:

1).«Важно то, что ты строишь мир, венчающийся загадкой гениальности»

                          (Из письма Б.Пастернака М.Цветаевой)

2).    …скучным и некрасивым         «Россия моя, Россия,

     Нам кажется ваш Париж.       Зачем так ярко горишь?»

                             М.И.Цветаева. «Лучина», 1931.

     - В самом начале войны, в эвакуации, в глухом деревянном доме затерянной в тылу Елабуги, добровольно завершила свой мирской путь женщина, сказавшая задолго до своей гибели: «Дайте мне покой и радость, дайте мне быть счастливой, и вы увидите, как я это умею»… Радости, простой, человеческой, в судьбе Марины Ивановны было немного, ещё меньше покоя. Но была поэзия, без которой она не мыслила своего существования. Когда вынули её из петли, из кармана фартука  вынули маленькую записную книжку в красном сафьяновом переплете с императорскими лилиями на обложке, всю испещрённую поэтическими строчками. Сказанное ранее оказалось пророческим: «Я и в предсмертной икоте останусь поэтом»… 

   - Менее полувека отмерила судьба М.И.Цветаевой жизни, но оставила она такое литературное наследие, с которым по духовной напряженности мало кто может сравниться в русской культуре ХХ века. Что представляет собой «загадка гениальности» Цветаевой, о которой говорил Пастернак? Сама Цветаева эту «гениальность» являла всей своей жизнью. Если сконцентрировать её в предельно краткие тезисы, то получится нерасторжимое единство дара души и дара слова:

   - труд поэта она поставила во главу всей своей жизни;

   - бытие у неё побеждало быт;

   - свято верила в свою музу: «Стихам моим – всегда будет хорошо»;

   - среди множества литературных направлений, школ и течений той поры сохранила свой собственный голос;

   - процесс познания мира прошла  по преимуществу не через свой трудный опыт, а через слово, отчётливо ощущая время и эпоху, в которую жила;

   - сформулировала  собственный девиз, которому оставалась верна до конца своих дней: «Мне ничего не нужно, кроме своей души».

   Сегодня мы прикоснёмся к ещё одной «гениальной загадке» М.И.Цветаевой – стихотворению её позднего периода «Бузина», самого, пожалуй, цветаевского и, вместе с тем, сквозящего какой-то удивительной, поистине пушкинской  кристальностью поэтического мировосприятия. Вы сами предложи- ли «прочитать» это «красивое» стихотворение. Но вы уже убедились: Цветаева – трудный поэт, её стихи сложны, их не получится «читать-почитывать» между делом, они ждут вдумчивого постижения, величайшего труда ума и души. Цветаева не обнадёживала  своего читателя: читай и наслаждайся. Нет, сама писала: «Что есть чтение – как не разгадывание, толкование, из- влечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов… Чтение – прежде всего – сотворчество. Устал от моей вещи, - значит хорошо читал и – хорошее читал…» (2;116)

   Стихи М.И.Цветаевой периода 30-х годов немногочисленны, но это истинные жемчужины поэтической мысли. Что питало  лирический родник её поэзии? Взгляните на слова нашего второго эпиграфа. Да, родина, Россия, точнее, всепоглощающая, жгучая тоска по ней, как пожар, как костёр. Только … почему не излюбленная «горькая рябина»? Почему… «бузина»?

II. Творческая история стихотворения «Бузина». Реализация творческих проектов учащихся.

1).  Диалоговая миниатюра «Из сырости и шпал Россию восстанавливаю». Диалог сопровождает стендовая презентация: фото М.Цветаевой 30-х годов, фото С.Я.Эфрона, фото М.Цветаевой с сыном (1928), с дочерью Алей (1924); фотопортреты В.Маяковского, А.Блока, Б.Пастернака, А.Ахматовой, А.Бело- го, М.Волошина; И.Репин «Дорога на Монмартр в Париже» (1875); И.Стаханов «Творчество. Вдохновение», Е.Моисеенко «Память»; фото «Рябиновые грозди». (На фоне фрагмента «Грустного вальса» Я.Сибелиуса)                                                                                  

    1-й ученик. Тринадцать с половиной лет Цветаева отдала Франции: 1 ноября 1925 года с дочерью Алей, недавно родившемся сыном Георгием, мужем, Сергеем Эфроном, из Чехии семья перебралась в Париж…

   2-й ученик. Через семь лет – Медона – пригород Парижа, через два года – Кламар – другой  столичный пригород, с 37 по 38-й – третий пригород Ванв, а за год до возвращения в СССР– снова Париж – дешёвый  номер в отеле «Иннова». Чужие углы, неустроенность, вечное безденежье. И тоска, тоска…

   1-й. Именно в начале 30-х годов в семье всё чаще обсуждается вопрос о возвращении домой: Сергей Эфрон сотрудничает с советской разведкой за границей, становится активным деятелем «Союза возвращения на родину». К середине 30-х годов дочь Ариадна берёт сторону отца. Марина Ивановна остаётся верной идее обречённых и погибших..

   2-й. В год гибели В.Маяковского пишет реквием, где вразрез враждебно на- строенной эмигрантской публике Парижа выражает своё уважение и восхищение поэту. Позже скажет: «Маяковский далеко ушагал от нас своими широкими шагами и где-то ждёт нас за поворотом». Поэт защищал Поэта!

   1-й. 30-е годы Цветаевой отмечены преобладанием прозы над поэзией. Стихи было труднее опубликовать: «Эмиграция делает меня прозаиком»; «Стихи не кормят, кормит проза». В этом и была причина «ухода» в прозу?

   2-й. Нет, причина была более серьёзной – не хватало душевного времени. Она всё чаще обращается к «истокам дней», в прошлое. Почему?

   1-й. Хотела восстановить былой мир, который канул в Лету, но именно он «вылепил» из неё поэта и человека. Что ещё?

   2-й. В мир иной уходили дорогие ей люди: М.Волошин, А.Белый, М.Кузмин, С.Голлидей, Н.Гронский. Человеческий долг диктовал ей писать о них очерки-реквиемы…

  1-й. А ещё потому, что её волнует проблема поэта и современности. Наряду

с пронзительными «Стихами к Пушкину» (1931), где великий поэт предстал не «прилизанным», не «созерцателем», а «взвихрённым» и «бунтарём», пишет прозу о Пушкине. Это был её вызов всем литературным лицемерам: «Пушкиным не бейте! / Ибо бью вас – им!»

   2-й. Продолжает вести дневник – с раннего детства! И даже в эмиграции удалось опубликовать из раннего: «О любви», «О благодарности».

   1-й. Пишет письма. Любила их писать всегда! Особенно тёплые – Борису Пастернаку – тонкая ниточка, соединявшая её с родиной…

   2-й. И хотя стихи  нечастые гости в её тетрадях, тем более художественно совершенно всё, что выходит из-под её пера, например, ода верному и неизменному другу – письменному столу (цикл «Стол»): «Спасибо за то, что шёл / Со мною по всем путям / Меня охранял – как шрам»…

   1-й. Своему семилетнему Георгию пишет напутствие «Стихи к сыну». Знала: возвращение его в «страну детей, не отцов» неизбежно. Стремилась ли сама домой, «в край – всем краям наоборот»?

2-й. Скорее, нет. Мучилась, страдала: «Можно ли вернуться в дом, который – срыт»? Верному другу Анне Тесковой пишет в Прагу: «Здесь я не

нужна. Там я невозможна».

   1-й. Опередив время, М.И.Цветаева не могла вжиться в свой век, потому и тянулась к «уходящей расе», к тем, «кто жарче страдал» и «средь шумного бала / Так умевшим любить»…

   2-й. Каменный Париж с его историческими красотами не вызывал у неё интереса: «В Париже и тени моей не останется». Моря не любила, гораздо с большей охотой совершала прогулки по медонским лесам: «У моря я томлюсь. Мне не нужно столько красоты: море, горы, цветущая мимоза…С меня достаточно одного дерева в окне…»

   1-й. «Одного дерева в окне». Так мог сказать  только истинный поэт. Так воспринимать мир было свойственно лишь Цветаевой: дерево, ветка, «куст… особенно – рябина…». (Ученик читает наизусть стихотворение М.Цветаевой «Тоска по родине! Давно…»)

   2). Лирический этюд «У деревьев – трепеты таинств…». Сдайды: М.И.Цветаева в резном инкрустированном кресле – рисунок Анастасии Цве- таевой, сделанный в лагере по фотографии в 1943 году;  «Муза поэзии»(с помпейской фрески); А.Иванов «Ветка». (На фоне приглушённой  прелюдии К.Дебюсси «Опавшие листья»)

   - Марина Ивановна очень любила природу. В самом всеобъемлющем значении этого слова: всё, что не вражда, ненависть, безразличие, составляло для неё любовь. Любовь к мужчине, ребёнку, старухе, дому, дереву… К дереву… Образы деревьев у поэта знаковые: «Деревья! Я к вам иду! / Спастись / От рёва рыночного». Цветаева видит в дереве совершенную жизнь: «Рябина / Краше Давида-Царя», «дуб богоборческий», «ивы-провидицы», «берёзы-девственницы», «вяз – яростный Авессалом», «на пытке вздыбленная сосна»…

   Откуда в поэзию Цветаевой ворвался этот одновременно мажорный и трагичный, как «яд» и «ад», как любовь и страсть образ «древа-слова Стихотворение «Бузина» создавалось трудно. Вариант его, написанный в 1931 году, она переделала в 1934, а в 1935 завершила окончательно, добавив в текст новые муки своей души. По существу, Цветаева в этом стихотворении соединяет все «золотые» нити своего поэтического мира, своего художественного метода. Почему всё же «бузина»? Б.Пастернак, например, на своём письменном столе постоянно держал…ботанический справочник. Марина Цветаева помимо глубоких знаний античной, библейской, средне- вековой, древнеславянской символики интересовалась (вероятно, этот интерес начался с первой поездки в Коктебель к М.Волошину) учением друидов. Что деревья, растения, цветы наделены душой – составляло одно из направлений эстетики поэтов Серебряного века.

   3). Лирический этюд «Дерево-воин». Слайды: В.Поленов «Московский дворик», фото с изображением музыкального инструмента самбука, фото  «Ветка бузины». (На фоне фрагмента композиции К.Дебюсси «Сады под дождём»)

   - Представим этот образ в своей изначальной сущности: латинское название бузины – SAMBUCUS NIGRA – «бузина чёрная». В древней Персии дерево это считали самым «певучим» - из его древесины изготавливали трёхструнный музыкальный инструмент – самбук – неизменный атрибут восточного народного певца.

Древние славяне называли бузину «деревом-воином»: в качестве изгороди она защищала дома от непогоды и ветра. Легенды и поверья гласили: в ветвях бузины живут добрые ангелы, поэтому там, где она растёт, не место злу. Желтовато-белые цветы, собранные в крупные соцветия, в мае-июне благоухают восхитительным ароматом, созывая медоносных пчёл. На языке цветов бузина символизирует усердие, упорство, настойчивость.  Согласно древнегреческому мифу, Прометей унёс с Олимпа похищенный им для людей огонь в полом стебле бузины. В Средние века растение это связывали с колдовством и магией: на Вальпургиевую ночь, например, сельские жители Германии, чтобы оградить себя от нечистой силы, прикалывали к вороту одежды веточки бузины. На Руси оберегами из бузины украшали свои рубахи в канун Юрьева дня и Ивана Купалы. А жители Уэльса на земле, где недавно пролилась человеческая кровь, спешили посадить кустики бузины. Западные славяне, напротив, считали бузину сильным, нечистым и опасным растением и редко использовали её в своих оберегах и гаданиях. Во всех странах Северной Европы бузину почитали за великую волшебную силу. На ней взамен обломанных ветвей легко вырастают новые, и любая из веток, оказавшихся на земле, способна пустить корни. Скандинавская богиня плодородия, любви и красоты Фрейя черную бузину избрала своим домом и  лечила её созревшими ягодами разные недуги. А вот на Руси почти у каждого дома рос бузинный куст, защищавший обитателей его от вторжения злокозненных духов, болезней и чар ведьм и колдунов. В России бузину – небольшие деревца или кустарники – разводили в садах, на дачах, в парках. Растение очень неприхотливо. В северных деревнях и по сей день бузинный куст под окном дома - обиталище домашних духов – опекунов хозяйства, приносящих хозяевам добро…      

     Весной ветки бузины – изумрудной зелени, а на исходе лета – буровато-серые. Бузина – своего рода растительный красочный календарь лета: метаморфозы этого дерева, как листы календаря, день ото дня напоминают о неумолимом течении времени. После душистых цветов – пурпурные плоды, но меркнет зелень ветвей. В августе – водопад чёрно-фиолетовых ягод, сочных, сладких – до самой зимы на радость птицам. «Всему время!» - словно говорит это деревце человеку. Незрелые плоды – красные костянки – красивые, но и коварные, могут содержать яд!.. Бузина – вречевательница! Её цветки, плоды, кора,  ветки и листья лечат множество недугов. Вот такая она, бузина…

   4). Лирический этюд «Бузина Тарусы». Слайды: фото Марины и Анастасии Цветаевых -1911, фото родителей М.Цветаевой, фото – дача в Тарусе -1902 г., фотопейзажи окрестностей Тарусы. И.Крамской «Веранда» (1880), А.Герасимов «После дождя»(Мокрая терраса) (1935), Б.Неменский «Стихи», Л.Попова «Скрипка»(1915), Эмиль Нодье «Маски» (1911) (На фоне фрагмента прелюдии К.Дебюсси «Терраса при лунном свете»)

   - Далёкие годы детства… Дача в Тарусе: «Май, июнь, июль, август, часть сентября, - сколько дней, сколько утр в нашем гнезде меж тополей, берёз, ив, кустов бузины и черёмухи»! – напишет в своих воспоминаниях Анастасия Цветаева. (7;54) Летний вечер благоухает садовыми левкоями, на террасе убирается чайная посуда, а из комнаты Марины льются прозрачные, какие-то лилово-синие, фосфорические и невесомые фортепьянные звуки новомодной прелюдии Клода Дебюсси «Терраса при лунном свете». И впрямь, молодой лунный свет обволакивает острые клинья ограды, пунцовые шапки пионов, а ажурные листочки белой акации бросают зыбкие тени на дубовые колонны террасы. Возможно, поэтическая память Марины Ивановны именно из Тарусы извлекла этот родной образ: «У решетчатых ворот – куст бузины, грозди тёмно-красных ягод…» ( 7;310)

   Пылает прямо из детской «багровой жажды» эта гибельная, любимая, «кумачово-сургучовая» бузина. Москва, дом на Трёхпрудном, ранняя смерть мамы: «Уже скоро три года с маминой смерти!.. Едем с папой на Ваганьково кладбище… Ветер наклоняет веточки бузины над чёрной гранитной плитой…» (7;312)

   Спустя много лет образ бузины засквозит в стихотворении «Дом» облетающими ветвями осенней Медоны: « … от улицы вдали / Я за стихами кончу дни – / Как за ветвями бузины.»

     Через пять дней после этих строк письменный стол поэта ощутит на себе коралловые брызги новых, огненных стихов… А через двадцать лет после гибели Марины Цветаевой, как нетленный взмах бузинной ветки на ветру, прозвучат строки Анны Ахматовой:

                                       А ещё у восточной стены,

                                       В зарослях крепкой малины,

                                       Тёмная, свежая ветвь бузины…

                                       Это – письмо от Марины.

II. Выразительное чтение наизусть стихотворения учителем.

III. Анализ стихотворения. Реализация домашнего задания в группах.

  1. Жанр. «Это – письмо  от Марины».

- «Роман с собственной душой» в творчестве Цветаевой требовал особой формы выражения поэтической мысли: в жанре поэт выражает  своё  отношение к предмету изображения. Что мы видим в стихотворении «Бузина»?

   - Предмет изображения поэт выносит в заголовок. Такая «прямота» позволяет читателю яснее представить жанр произведения, наметить его тему.

   - Верно. Сообразно заголовку, содержанию и главному предмету изображения определите жанровую особенность стихотворения «Бузина». Вспомните традиционные для русской поэзии жанры. Каковы предпочтения поэта?    

   - Есть в этом стихотворении черты элегии – за мажорными восклицаниями чувствуется грусть, навеянная воспоминаниями. Для стансов характерно медитативное выражение чувств, у Цветаевой же, скорее, чувства обнажены до боли. Есть в стихотворении черты гимна – через прославление любимого дерева поэт выражает свои сокровенные чувства. Можно говорить и о чертах песни в ритме и интонации «Бузины». Черты послания просматриваются не только в частых обращениях к «древу-слову», но и к «новосёлам моей страны», а главное – к читателю.

   - Хорошо. Это правда: творя в русле мировой и русской литературы, Цветаева не отвергала поэтическую традицию. Вы напомнили, что поэт она – свое- обычный,  так  что же «цветаевского» удалось усмотреть в жанре «Бузины»?

   - Черты исповеди. Лирическая героиня выражает свои самые дорогие чувства. Есть в стихотворении что-то молитвенное, хотя и сказанное «обычными», «нецерковными» словами, но так, словно Цветаева заклинает себя, своего читатели верить её искренним чувствам…

   - Замечательно, исповедальность, молитвенное преклонение перед тем, чем дорожила и чем жила Цветаева, – важная часть её поэзии. Какие ещё наблюдения над жанром удивили вас?

   - Думаю, есть в этом стихотворении что-то от дневника и от письма. И то и другое в житейских предпочтениях поэта было очень важным. Именно письмо, а не классическое послание сквозит в  кроваво-обнажённых строках поэта. Да и мотивы дневника очевидны: если письмо для других,  дневник – только для себя! Может быть, поэтому не всё так понятно в этих стихах. Надо … разгадывать…

   - Точное вы нашли слово – «разгадывать»! А что уже из «разгаданного» вами поразило при чтении стихотворения «Бузина»?

   - Все говорили об исключительной лиричности «Бузины». Не спорю: дневник, письмо, заклинание, элегия и даже молитва – всё есть в этом произведении, как есть и гимн-восторг, песня-слава. Что ещё? Ода – да! Куда смотрят композиторы? Положите эти огненные стихи на музыку – получится прекрасный романс! Я же усмотрел в этих стихах другое – «рассказовую» интонацию. Ведь их можно пересказывать, как новеллу: четыре стадии «состояния» бузины – как четыре стадии человеческой жизни. Детство, юность, зрелость, старость. Рассказ это, пусть лирический, но рассказ!..

   - Молодец, необычное видение жанра «Бузины». Не всё бесспорно в твоих наблюдениях, но раз мы решили «разгадать» эти стихи, твой маленький поиск имеет свою ценность. Итак, при явной жанровой насыщенности стихотворения наша дальнейшая работа обещает особый интерес.

   2.Идейно-тематическое своеобразие. «Я и жизнь маню, / Я и смерть маню, / В лёгкий дар моему огню»

   - Для понимания идеи стихотворения важно почувствовать его эмоциональный настрой, или пафос. Напомните разновидности пафоса.

   - Трагический, героический, сентиментальный, романтический, драматический, сатирический, юмористический…  

   - Каков пафос стихотворения М.Цветаевой?

   - Я определила его как романтический и драматический, ведь до конца

дней своих Цветаева всё же оставалась романтиком. В стихотворении «Бузи- на» мы чувствуем эту душевную рефлексию, этот восторг: «Бузина цельный сад залила!», «Бузина багрова, багрова!» Поэт выражает восхищение к своему высокому идеалу, всему, что с ним связано. А драматизм просматривается в явном конфликте, в противоречиях с тем, что окружает поэта. Разве можно представить романтика без сложных противоречий?..

   - В чём же, по-твоему, эти противоречия?

   - В душевном, эмоциональном богатстве лирической героини, в «россыпях» её нерастраченных творческих порывов, в безбрежной тоске по идеалу, чему-то возвышенному  и, конечно же, в какой-то тайне, обозначенной  как «преступная страсть». Разве это не драматизм?

   - Драматизм! Ты права и предельно точно выделила эмоциональный стержень стихотворения – «страсть». Взгляните на поэтическую строку к нашему этапу анализа произведения: поэтический огонь – это и была та «страсть», которая  питала поэзию Цветаевой. Знаковым для неё был образ птицы Феникс, поющей свои песни только …в огне. Какие ещё черты «общего дыхания» вы уловили в этом стихотворении?

   - Я увидел черты трагизма. Лирика, как мы знаем, это не «копия» личной жизни поэта, но многое из неё «переплавляется» в произведении. В стихотворении «Бузина» сказались сильные душевные противоречия самой Марины Ивановны. 30-е годы были непростыми для неё, я бы назвал это время ежечасной борьбой долга и чувства, быта и бытия. Побеждал «огонь», но какой ценой: маленький сын, дочь, муж, который практически ничего не зарабатывал, за её же труд платили гроши… И вдруг – «Бузина» - просто какие-то разрывные грозди высокого духа,  щемящей тоски по далёкому и какая -то …сознательная обречённость, продиктованная неизбежной «болезнью века»… Сказать точно, о какой  «болезни» поэт ведёт речь, мне трудно, но трагизм, по-моему, явный!

   - Молодец, очень искренне и во многом верно. Да, высокая трагедийность, напряжённый драматизм и романтическая восторженность слиты в стихотворении воедино. Но помните, стихотворение выражает прежде всего не вещественно-реальный, а психологический мир поэта (излюбленный образ   Цветаевой – Психея!) Выделите основные мотивы стихотворения (мотив как элемент произведения и как образ или образы, «ключевой» и «опорные».

   - Ключевой образ, он же лейтмотив – бузина. Нельзя сказать, что он «сквозной», таковым у Цветаевой является рябина. В ранней поэзии и в до- эмигрантских стихах я не нашёл этого словообраза. Подозреваю, что он «таился» где-то в душе поэта подспудно, ожидая своего часа, чтобы так отчаянно и красиво расплескаться в этих поздних стихах…

   - Очень интересны твои «подозрения», и ты во многом прав. А другие мотивы стихотворения? Их немало!

   - Да, и мотивы эти – настоящие цветаевские. Мне кажется, «Бузина» словно «спрессовала» их в одну лирическую форму. Я выделила: а) мотив зелёного цвета, б) мотив огня (костра), в) мотив крови, г) мотив дома, д) мотив яда.

   - Ты назвала, по преимуществу, мотивы –«предметы», опоэтизированные автором. Есть ли другие, психологические образы-мотивы?

   - Конечно, есть, они больше за гранью обыденного предметного мира, как выражение души поэта: мотив жизни и тлена; мотив родной Москвы (пусть и опосредованно, в виде ростопчинского костра); мотив детства, как чистый суд совести – от детской кори – к багровой жажде – до детской власти; мотив одиночества (одинокий бузинный куст, пустой дом); мотив «преступной страсти» - душа поэта в плену у собственных плодов высокого духа; мотив тоски по родине; мотив двоемирия романтической героини.

   - Верно. Объединяя лейтмотив и мотивы стихотворения, постарайтесь определить: о чём же это произведения, каков предмет изображения (тема)?

   - Если говорить коротко, «из-за древа и из-за слова бузина» Цветаева пишет

эти стихи. Бузина – вот тот «предмет», побудивший поэта к серьёзным мыслям и сокровенным чувствам, он продиктовал мотивы, что мы уже назвали.

   - Приближаемся к проблеме произведения: из всех жизненных впечатлений

поэт выбирает самое главное, ставит перед читателем какой-то наиважнейший вопрос. Если его не будет, то и думать читателю не над чем. Какую проблему вы увидели в стихотворении «Бузина»?

   - По-моему, это проблема поэтического дара, творческих «плодов»  ума и души поэта  на фоне своего времени, «века». Как горько замечала Цветаева в другом стихотворении: «О поэте не подумал век…». Эту проблему в судьбе Цветаевой предельно обострила разлука с родиной, которая взрастила из неё поэта. Всё, чем живёт поэт на чужбине, воспитано, как она говорит, «всосано очьми» именно в России. Это и нестерпимая мука, и одновременно благодать: сытость, покой, комфорт, довольство – не для русского поэта. Разлука, тоска и неизмеримая любовь к родине – тоже «питали» её бесценный дар. Так же, как Франческа и Паоло, герои великого Данте, ни за что на свете не променяют свой «адский вихрь», так и Цветаева не изменит своей «страсти»:

«Невозвратно, неостановимо, / Невосстановимо хлещет стих»

   - Вы правы, задолго до стихотворения «Бузина» Цветаева сказала: «Я и в предсмертной икоте останусь поэтом». И на чужбине она являла пример тернистого пути поэта. Данте, о котором вы вспомнили, тоже был разлучён с родиной, но живя в изгнании, написал своё великое творение «Божественную комедию». Тем и ценен часто поэт, что хранит в «запасниках» своей души самое дорогое, чтобы потом извлечь и подарить читателю это чудо – своё творение. Теперь подумайте, как автор выражает свою проблему? Что утверждает (или отрицает) Цветаева в стихотворении?

   - Трудно так сразу ответить…

   - Согласна, нелегко, но нам уже многое известно. Вспомните о нравственных, эстетических идеалах Цветаевой, и раз вы увидели «золотые» нити ее поэзии, стянутые в стихотворении «Бузина», то не можете не заметить авторского, глубинного отношения к изображаемому. Вспоминайте пафос, мотивы, тему стихотворения…

   - Идеал Цветаевой – жизнь, полная горения, страсти, пожара, костра. Кто найдёт в себе силы пройти этот жизненный путь, остаться верным ему и дома, и на чужбине, в тоске и в разлуке? Поэт! – вот как отвечает на этот вопрос Цветаева. В другом стихотворении она скажет: «Поэтов путь: жжя, а не согревая / Рвя, а не взращивая!»

   - Великолепно! Да, в этой «огненности» Цветаевой-поэта много от люби-

 любимого ею Пушкина. Помните: «Глаголом жги сердца людей». Цветаева идёт дальше своего великого предшественника. Взгляните на заключительную строфу стихотворения и строку, ставшую темой нашего урока: «Я бы века болезнь – бузиной назвала…». Может, стоит более определённо назвать эту «болезнь века»?

   - Сказать о том, что разлука с родиной и тоска по ней были мучительны для поэта, ничего не сказать. Многие выдающиеся люди после революции покинули Россию не потому, что не любили ее, скорее, наоборот, слишком иступлённо  любили, но дальнейшая жизнь в стране разрушала их идеалы - нравственные, человеческие. Сколько поэтов Серебряного века сгинули под колё- сами новой России лишь потому, что имели собственный голос? А сколько было репрессировано? Но оказавшись в «безопасной» Европе и «благополучной» Америке, они не обрели покоя. Эта испепеляющая душу тоска жгла их, как огонь. И вопрос не в том, что они, как принято сейчас говорить, были неуспешными на чужбине (вспомним хотя бы творческую судьбу И.А.Бунина). Наделённые даром Всевышнего видеть, слышать и чувствовать по-особому, но оторванные от родной земли, они не могли заглушить её «костёр» даже в снах. Бунин, например, живя в Париже,  долго не позволял жене распаковывать чемоданы. Ждал: позовут домой! Увы, не позвали…

   - Что же, поворот очень неожиданный и довольно убедительный. Действительно, значительная часть прошлого века прошла под знаком ностальгии: на чужбине русские люди всеми силами старались сохранить образ родины в воспоминаниях, в хороших книгах, в редких встречах с соотечественниками. Не была исключением в этом отношении и М.И.Цветаева, но говоря о «болезни века», она прежде всего имела ввиду век, вобравший в себя могучий всплеск творческого порыва (в литературе он стал именоваться Серебряным веком). Да, была тоска по утраченному идеалу, но Цветаева имеет ввиду иную «болезнь». В её поэтической эстетике все самые сильные проявления чувств приобретали характер болезни: любовь, разлука, обожание, восхищение, даже дружеские порывы были на пределе эмоций. Вспомните ее знаменитое «мне нравится, что вы больны не мной». «Болезнь» века в «Бузине» - это творческий огонь, от которого  нет «лекарств». Поэт рождается с этим «недугом» и несёт свой «крест» до конца. Ностальгия, о которой вы говорите, лишь «питала», укрепляла эту «болезнь». Цветаева – Поэт до мозга костей, поэтому свою «преступную страсть», «болезнь века» воплотила в таком оригинальном образе «вдохновенного древа».

   3). Особенности лирического сюжета и композиции стихотворения. «И

что тому костёр остылый, / Кому разлука – ремесло»…

   - Вы уже отметили рассказовую интонацию «Бузины».  Напомните, как поэт организует лирический сюжет?

   - Как движение образа-переживания, а образ бузины  организует содержание стихотворения и подсказывает нам «стадии» своего развития.

   - Верно, но гораздо важнее разобраться в его композиции. Вспомните наблюдения над жанром стихотворения, соотнесите с его построением. Что особенного вы увидели в композиции «Бузины»?

   - Композиционное «кольцо»: ключевое слово в заголовке, в экспозиции, в кульминационных восклицаниях и в финале. Словообраз «бузина» организует композицию и становится идейным стержнем произведения.

   - Чем ещё примечательна кольцевая композиция?

   - Она выражает главную проблему и идею стихотворения – словно «замыкает» изначально найденный поэтом образ на более широком и глубоком обобщении: болезнь целого века.

   - Какие ещё композиционные приёмы вы увидели в стихотворении?

   - Повтор. Он тоже «солирует»: бузина – зелена – кровью – багрова. Повтор  

организует все 9 строф стихотворения, преобладает  внутри почти каждой строфы (как рефрен,  припев у песни!) Можно говорит ещё о звуковом повторе в конце строк, рифме, которая тоже организует стихотворение.

   - Прибегает ли поэт к контрасту в выражении поэтической мысли?

   - Явной антитезы нет, но контрастность «состояния» ключевого образа чувствуется – в этом, видимо, кроется какая-то глубокая мысль…

   - Да, но пока обратимся к опорным точкам композиции. С каждой строкой нарастает поэтическое действие, а читательское напряжение усиливается. Каковы наиболее сильные художественные приёмы и эффекты стихотворения?

   - А разве в стихотворении есть и «несильные» приёмы?..

   - Своевременная реплика! Тем ценнее будут ваши новые находки. Пройдём вместе с поэтом все строфы стихотворения. Какова пространственно-временная протяжённость поэтического действия в стихотворении?

   - Цветаева ассоциирует «жизнь» бузины с этапами человеческой жизни: детство, юность, зрелость…

   - Допустим, что так. Какими средствами автор выражает эти «стадии»?

   - В первой строфе властвует зелёный цвет: трижды повторенный эпитет-краткое прилагательное зелена, он же в метафорическом сравнении: Зеленее, чем плесень на чане создают мажорный, убедительный образ безудержной энергии – всё через край! Цельный сад залила! Лето в начале, до скончания дней. Так бывает только в детстве. Цветаева художественно трансформирует устойчивый эпитет «зелёный» - «молодой, неопытный» - часто говорят «сов-

 сем зелёный», «зелёный юнец». Краткая форма эпитета передаёт динамику,

удивительное ощущение действия.

   - Какова роль последней строки в композиции первой строфы?

   - Очень важная – как краткий вывод  ликования: «Бузина моих глаз зеле- ней!» Глаза – зеркало души. Лирическая героиня уже в самом начале обозначает свою причастность к предмету изображения: всё, что ты прочтёшь, читатель, «пропущено» через моё зрение. Ключевой эпитет совпал с цветом глаз самой Марины Ивановны. В одном стихотворении она написала: «Зелёные – солёные - / Крестьянские глаза».

   - Как вы объясните необычное сравнение в середине строфы?

   - «Зеленее, чем плесень на чане». На внешний взгляд, образ как будто снижается, но это настоящее цветаевское сравнение:  в грубой прозе жизни увидеть поэзию. Чан – металлическая или деревянная бочка, плесень на нём…  Ах, и плесень-то живая, зелёная! И чан вместе с нею оживает, цветёт своей изумрудностью! Слово «цельный» (не целый!) – «сплошной», в соединении с образом сада создаёт  более сложную метафору – потаённый уголок души   лирической героини, где могут совершаться чудеса и превращения. Как в детстве! И наконец, безбрежное небо (синева) – как божественная обитель бузины. «Лето в начале»,  синее небо «до скончания дней» напоминают о  бесконечности душевного и творческого порыва лирической героини.

   - Да, экспозиция стихотворения погружает нас в море зелёного огня. Все предложения – восклицательные. Какие личные впечатления поэта могли бы отразиться в первой строфе? Соедините свои впечатления с главной проблемой стихотворения.

   - Я думаю, перед взором поэта проходили картины детства: природа Тарусы, заросли бузины, но образ этой  весёлой «зелени» более глубок. Возможно, это начальный поэтический замысел творческой натуры – первая ступень восторга перед ещё не рождённым «плодом», но душа поэта в страстном предвкушении чуда.

   - Как Цветаева делает переход к следующему состоянию дерева? Какие временные картины запечатлевают этот образ  уже в иных красках?

   - «А потом…» Вот она, «рассказовая» интонация! Однажды, потом, как-то раз – так начинаются многие истории, случаи из жизни, сцены. Понадобилась всего ночь, чтобы свершилось волшебное преображение бузины. Именно ночь выступает как время большого таинства, в «зелёное» детство бузины она добавляет новые краски – они буйствуют в трёх последующих строфах. Здесь царство красного цвета. Цветовые эпитеты, метафоры, сравнения поэт выстраивает в  изумительную  градацию, которая и  организует

композицию 2,3,4 строф. Мне кажется, это кульминация стихотворения…

   - Верно, краски уже другие, но опять – огненные, страстные. Ночь – для

созерцательной души, стихия Цветаевой – солнце, огонь. Почему так долго поэт задерживает внимание на этом состоянии дерева? С какой стадией человеческой жизни его можно сравнить?

   - С молодостью, юностью. Появляются первые жизненные «плоды». Каковы они? В реальной жизни это могут быть дети, какие-то благие свершения.  Цветаева – поэт, вероятнее всего, «мелкие» красные ягоды – «плоды» поэтические. Первые! Оттого такие неожиданно яркие, запоминающиеся. А сколько их будет впереди – ведь «лето в самом начале»!

   -Найдите художественные средства выражения этих «плодов».          

    - Движение красного цвета идёт от обобщающего метафорического образа

костра к конкретным трелям, оттенкам, а завершается  уже не внешним взглядом (глаза), а «кровью», сердечным порывом лирической героини. Утром бузина запылала «ростопчинским костром» - историческая ассоциация с пожаром Москвы 1812 года. Это событие в других стихах Цветаевой опоэтизировано в романтическом ореоле доблести и подвига (стихотворение «Гене- ралам двенадцатого года»). Ф.В.Ростопчин – московский генерал-губернатор, при котором жители столицы сожгли её и ушли, оставив французам пепелище. Этот пожар - символ высокой жертвенности русских людей, их безграничного огня патриотизма. Цветаева любила Москву - колыбель своего поэтического дара, посвятила ей много стихов.

   - Почему Цветаева не пользуется привычной исторической метафорой «пожар»? Почему «костёр»?

   - В слове пожар есть что-то стихийное и пугающее, связанное с уничтожением, а Цветаева утверждает созидательный идеал: её костёр рукотворный. В обыденной жизни человек раскладывает костёр, чтобы согреться, приготовить пищу, отпугнуть зверей ночью в лесу.

   - Хорошо, как дальше развивается эта метафора?

   - От костра – к «пузырчатой трели», от которой «в очах красно». То есть взгляд поэта конкретизируется: «переливы» красных ягод, а затем – «корь» пузырьками рассыпалась по всем «порам» дерева. Красная сыпь детской кори – как неизбежное испытание молодых «плодов». Цветаева усиливает этот образ новой метафорой – «лазорь». Но почему-то все словари поясняют это слово как «ярко-синий»… Странно…

   - Кто нашёл иное пояснение этому слову?

   - У Цветаевой оно употреблено в народной стилистике. В произведениях

М.А.Шолохова я заметил многократно повторяемый лейтмотив «лазоревого цветка». На Дону – это малиново-алый степной цветок, что-то вроде привычно-сказочного «макова цвета».

   - Молодец, именно это значение имеет ввиду Цветаева. Красный цвет в стихотворении, словно сгущаясь, набирает свою поэтическую силу, чтобы, рассыпавшись «корью», полыхать  «лазорью» «до зимы, до зимы»! В каких словах кульминационных строк возникает образ «плода»? Как нарастает напряжение лирического действия?

   - В третьей строфе палитра стихотворения достигает самой густой силы: «ягоды» мелкие, но «слаще яда»! Явный оксюморон. Может быть, Цветаева развивает символ  «запретного плода», который, как известно, всегда сладок?

   - Почему?

   - «Ягоды» даны в окружении  «пламенных» образов. Яд – символ страсти, он манит, но может и погубить (вспомним «ботаническую» особенность не- зрелых красных плодов бузины – красивы, но ядовиты). А дальше – сравнение с «кумачом». Кумач – красная ситцевая ткань, так называли в революцию красные знамёна. С кумачом у Цветаевой в других стихах связана и более знаковая ассоциация: «Молодость! Мой лоскуток кумашный!» Необычна ассоциация ягод с «сургучом», тёмно-бордовой  смолой для писем, на которой ставили печать. И наконец, всё это поэт объединяет в ещё более ёмкое, чем «яд» слово-символ «ад». В поэзии Цветаевой «адовый огонь» - это место вечных мук страстной, любящей души, а здесь – обиталище её поэтического огня, ведь она – творец и значит «соперничает» со Всевышним. Вот почему первые плоды поэтической бузины так пылают искрами этого безудержного костра поэта.

   - Как Цветаева завершает этот образ творческого «яда – ада»?

   - Блеском коралловых бус!

   - От яда – ада – лазори к… бусам. Не мелко ли?

   - Нет! Традиционный образ русской поэзии – ожерелье. У О.Мандельштама «сухое ожерелье / Из мёртвых пчёл» - метафора поэзии, точнее, нанизанных на нить смысла стихов. У Цветаевой эта метафора более «человечная», «народная». Ожерелье – высокопоэтическое слово, вызывающее ассоциативные определения: бриллиантовое, жемчужное. Коралловые бусы Цветаевой предельно «демократичны». Коралл - известковый морской минерал красного цвета, украшения из него недорогие. А в народе все красные бусы называют «коралловыми»: вспомним «коралловые» бусы купринской Олеси, оставленные на оконной раме, - символ её страстной, бескорыстной любви.

   - Удачные литературные аналоги. Вот он, итог пылающих ягод-плодов: бусы-слова, бусы-стихи. Зрительные, осязательные образы «нанизываюся» тесно (мелкие, смесь), порой интуитивно и стихийно. Назовите образ-мотив, венчающий временной пласт 3-й строфы.

   - «Запекшейся крови – вкус!» Это не только осязательно-вкусовой оттенок новой метафоры. Образ «крови» - ключевой в 4-й строфе. «Ягоды-бусы» красные, в них таится много «огня». И хотя поэт утверждает, что они «слаще яда», ягоды «юные», «незрелые», с «кислинкой-горчинкой», с солёным вкусом крови. Градационное развитие метафоры воплощается в мотив «крови», а значит чего-то «родного», «кровного», от чего нельзя усилием разума отречься, отказаться, отмахнуться!  Зов крови!..

   - Бесспорно, движение цветового эпитета идёт по нарастающей. Сравните

со 2-й и 3-й строфами. Что изменилось в 4-й строфе?

   - На смену костра, трели, лазори, яда, ада, кумача, сургуча, коралловых бус приходят иные оттенки: «Бузина казнена, казнена!». Мне кажется, от мажора зелени и яркой лазори ягод в метафоры вплетаются тревожные ноты. Казнь, кровь.. Только почему эта кровь «веселейшая из всех кровей»?.. Я не понял…

   - Всмотритесь в текст: 4-я строфа завершает время безудержной «юности» бузины, и Цветаева вновь возвращается к образу сада. Какова роль двух последних притяжательных местоимений?

   - Образ полновесного поэтического «плода», мне кажется, становится ещё более весомым: от «бус» - к целым «огнекистым веточкам». Так и представляешь эту благодатную тяжесть, убедительную силу итогового труда бузины. Вот почему так естественны в этом ряду эпитеты: «юные», «чистые», «огнекистые», бьющие «веселейшей из всех кровей» ветви. Они выстраданы «кровью сердца – моей», то есть самого поэта. Это её – кровное, родное поэтическое «детище»…

   - А как же быть со словом «твоей». Почему  стоит многоточие?

   - Цветаева с уважением относилась к своему читателю, призывала предельно вдумчиво читать её стихи. Сотворчество с читателем – это одна из граней эстетического кредо Марины Ивановны. А многоточие… Думаю, перед 5-й строфой динамичный темп мажорной интонации слегка «споткнулся». Эмоционально сильное чувство поэт выражала часто именно многоточием.

   - Итак, цвет любви, страсти, тревоги, власти и славы, каким часто представляют красный цвет поэты, Цветаева обогатила новыми оттенками в кульминации стихотворения. Вы правы, голос героини словно «споткнулся» перед 5-й строфой,  перед новыми красками ключевого образа. Почему исчезают восклицания? Какой мотив преобладает? Каково душевное состояние лирической героини?

   - Вновь «рассказовое» анафорическое «А потом…». Рубиновые всполохи бузины сменяются «водопадом зерна», а затем и вовсе «бузина черна». Вся! От подножия ствола до последнего листочка! Образ «водопада»  утяжеляет лирическое повествование, эпитет «черна» гасит яркие огни кумачовых ягод. Да и сам словообраз «ягоды-плоды» поэт заменяет «зерном». Это финал «зрелости» бузины, за которым – «зима». Но можно понимать и по-другому: с «зерном» ассоциируется хлебный колос. Поэтические плоды, претерпев торжество своего сияния, должны послужить людям, а эпитет «черна» - намёк на чёрную, тяжёлую работу поэта. Помните, у Ахматовой: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи…». Или у Маяковского: «Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды…».

   - Появляются новые краски – уже в окружении повторяемого неопределённого местоимения, и далее – новые мотивы?

   - Да, «зёрна» бузины связаны «с чем-то сливовым, с чем-то липким». Сливовый – тёмно-лиловый, фиолетовый, в эстетике поэтов Серебряного века – «гибельный» цвет; при совершении, например, пятничной литургии накануне Светлого Воскресения, священники в церкви облачаются в фиолетовые одеяния. Зелёный цвет жизни в начале стихотворения, красный созидания в кульминации сменился сливовым. Нет блистающих оттенков, повеяло тленом, «чем-то липким»…

   - В чём причина такой метаморфозы?

   - В душевном состоянии героини: яркие плоды что-то питает. У Цветаевой –это воспоминания о прошлом. Помните, у И.Анненского: «Милее лира, если в ней / Есть тонкий яд воспоминаний». У Цветаевой эти воспоминание зазвучали скрипом «калитки». Как стон скрипки!

   - Почему скрипки?

   - Любимый музыкальный инструмент Цветаевой – виолончель, флейту в стихах она называет «льстивой», видно, за сентиментальность звучания. Скрипка – очень органичный образ в минорной ноте поэта. У символистов, например, скрипка выражала мятежность духа героя. Как инструмент, приближенный к человеческому голосу, она обладает огромными возможностями выражения чувств: поёт, плачет, жалуется. Вспомним романтических героев М.Горького: красоту Радды можно сыграть только на скрипке!

У Цветаевой калитка облетевшего сада редко открывается, вот и стонет скрипкой. Опустел и дом – потому и бузинный куст одинокий. Интонация 5-й строфы явно элегическая. Образ пустого дома вырастает до символа. В стихотворении «Дом», написанном в одно время со стихотворением «Бузина», поэт скажет: «Дом – будто юности моей / День…»; «О зелень  юности моей!». Образ дома волновал и не отпускал Цветаеву. И если в первой половине стихотворения бузина создаёт прочную ассоциацию с деревом, то теперь у калитки пустого дома…бузинный куст, что-то разрозненное…

   - Вы верно прокомментировали 1-ю половину стихотворению, в которой разворачивается метафора поэтического труда, сложного, длительного, но бесконечно радостного и благодатного. Зачем нужен Цветаевой этот огнецветный образ бузины? Можно сказать словами А.Блока: «… чтобы по бледным заревам искусства, узнали жизни гибельный пожар». Цветаева убеждает  читателя: костёр её поэзии должен не согревать, а жечь, тревожить, будить совесть, мысли, чувства. «Кровные», дорогие, волнующие переживания самого поэта были связаны с родиной, куда трудно было вернуться наяву («Никто не ждал!»), но куда она возвращается в воспоминаниях. Не кажется ли вам, что 6-9 строфы стихотворения вновь зазвучали мажорно?

   -  Героиня возвращается к вдохновенным бузинным бусам: «без ума, без ума!» Понимать их надо совершенно прямо: не рассудок диктует слова признания, а сердце, в котором горит этот «бузинный куст».

   - Поэтическое пространство 6-й строфы обретает другие масштабы, возникают конкретно-географические объекты. С какой целью поэт использует эту нарочитую эпичность?

   - Поэтический параллелизм 6-й строфы словно подытоживает чувства лирической героини, навеянные образом бузины. Никакие величавые Дворцы Искусств (вероятно, имеется ввиду что-то «искусственное», возведённое разумом, а не душой) не заменят ей «бузинный куст», потому что он ее поэтический сигнал, творческий компас…

   - Только ли «бузинный куст» нужен героине?

   - Вообще-то да… Ах, нет, героиня просит: «Дайте… мой куст под окном бузинный». Окно-то в доме! Для неё это так же естественно, как щедро дать «степь – хунхузу, Кавказ – грузину…».

   - Почему хунхузу, а не, скажем, калмыку, казаху? Почему грузину, а не армянину, азербайджанцу?

   - И над этим надо думать?.. Мне кажется, от других слов нарушился бы ритм стиха, но это не главное, Цветаева редко «приглаживала» свой стих, часто рвала его и даже называла «невоспитанным». Хунхуз – житель степей – «входит»  в стих гораздо органичнее, по-цветаевски интересно, в этом сквозит какое-то уважение поэта к «малому» народу, которому она «дарит»  просторы степи. А «друг степей калмык» - это пушкинское открытие! «Кавказ – грузину» - ассоциация с «колыбелью» русской поэзии. Всё значительное М.Ю.Лермонтов, например, написал на Кавказе. А какие пронзительные стихи написал о Кавказе Пушкин! А Грибоедов и волнующая история любви к грузинской княжне Нине Чавчавадзе? Предельно убедительные образы находит Цветаева, чтобы сказать: «Дайте мне то малое, без чего я не могу жить».

   - 7-я строфа начинается риторическим восклицанием. От дерева – к дому – к стране? Какие мотивы создают образ «страсти» героини. Почему «бузина» в авторском курсиве?

   - «Новосёлы моей страны!» Новая загадка? Жители новой России? СССР?

Скорее всего, Цветаева обращается к грядущим читателям своих книг, ведь поэзия для неё – это и была самая трепетная и дорогая страна.

   - В 7-й строфе вновь запылали яркие краски любимого образа?

   -  Да, ягоды бузины, как «детская багровая жажда», впитаны поэтом с молоком матери. Цветаева находит другое, беспощадно-правдивое слово: «яда  - всосанного очьми». Авторский курсив слова «бузина» позволяет говорить о нём как о символе. Сокращённые формы «ночьми –очьми» создают точную рифму, а значит предельно выверенную интонацию, а два многоточия в строфе указывают на сильное волнение героини.

   - 7 и 8 строфы акцентируют внимание на «багровой жажде» лирической героини риторическим восклицанием: «Бузина багрова, багрова!» Это воз- вращение в молодость бузины?

   - Багровый – это насыщенный густо-красный, тёмного оттенка, словно настоявшийся за долгое время цвет (как «драгоценное вино»), прошедший свой путь издалека, из самого детства: «Бузина – цельный край забрала / В лапы…»  Почему «в лапы»? Снова непонятно…

   - А разве вы не слышали: еловые лапы, можжевеловый лапник – так говорят о хвойных ветвях? Ветви бузины, отягощённые багровыми плодами, тяжёлыми, в роскошной листве не напоминают ли лапы? У Цветаевой этот словообраз стоит в одном стихе со словами «детство моё у власти». Героиня не может уйти от этого образа, который забирает «цельный край» (уже не сад!). Две последние метафоры звучат для героини как «пожизненный приговор». Бузина так очеловечена, что мы невольно прибегаем к таким сравнениям?

   - Живя в эмиграции, теряя друзей, «захлёбываясь от тоски», когда её бунтующая душа не находила выхода в житейских ситуациях, когда не спасали даже дневники, когда прекратилась переписка с Пастернаком, Цветаева даёт беспощадную оценку своему «бытованию»: «Некому прочесть, некого спросить, не с кем порадоваться». И только наедине с миром «слов», с поэзией она открывала самые потаённые уголки своей души, своей поэтической «страсти». Цветаева – творец, а в душе творческой натуры всегда сосуществуют два начала – демоническое и божественное. Их слияние и противоборство и делают эту неизбежную страсть… «преступной».

   - Да, Цветаева, будучи творцом, имела право на эту страсть. Вспомните лермонтовского Мцыри, выражающего во многом эстетику самого поэта-романтика, а в историческом плане – свободолюбивые чаяния и идеалы целого поколения: «Я знал одной лишь думы власть, / Одну, но пламенную страсть». Разве для Мцыри его «страсть» была менее преступна, чем для героини Цветаевой? Стихотворение «Бузина» - это одновременно эстетическая программа и поэтическое завещание Цветаевой на фоне ее нелёгкого времени. А теперь вопрос к самым внимательным. Какие временные отрезки в жизни бузины Цветаева опускает и почему?

   - Цветение. Хотя было бы интересно увидеть цветущую бузину глазами Цветаевой: благоухание, пушистые корзинки соцветий, жужжание пчёл…

   - Настоящая идиллия! Цветущая бузина добавила бы в стихотворение новый, уже…сентиментальный пафос. Это не только разрушило бы авторский замысел, но произведение было бы уже не …цветаевским. Почему?

   - Образ ягоды-плода сильнее волнует Цветаеву, больше соответствует её эстетике. Мы недавно читали на уроке её стихотворение «Август – астры…», где поэт пристально вглядывается в полновесное яблоко, в ржавую гроздь рябины, готовую вспыхнуть алым огнём. И цветы у неё – осенние астры. А розы и поцелуи - «поздние». Цветаева любила всё зрелое, «итоговое», полноводное, весомое. В одном стихотворении Цветаевой мне понравилась строка: «Солнце вечера – дороже Песнопевцу». Не воспевает она цветущие деревья – яблоню, рябину, бузину. Для неё  важны не «поэтические цветы», красивые и мимолётные, осыпающиеся при лёгком ветерке, а «плоды», лучше зрелые, поздние. А всё позднее – самое дорогое…

   - Можно ли сказать, что финал стихотворения остаётся открытым?

   - «Недопетость» многих стихов Цветаевой – явление нередкое. Но, я думаю, в стихотворении «Бузина» она убедительно раскрыла образ поэзии, выразила свой взгляд на творчество – так безмерно любить поэзию, слово могла только Цветаева.

    - В стихотворении 21 тире. Не много ли?

    - Для Цветаевой – нет! Как и 18 словообразов «бузина». Однажды она

сказала: «Ведь поэт на одном тире / Держится…». Поздний стих Цветаевой упругий, внутренне напряжённый, а тире как раз и помогает организовать его ритм, мелодию. Тире часто обозначают пропуски сказуемых («предметный» мир больше интересует поэта): «А потом – водопад зерна»; уточняют время лирического действия: «А потом – через ночь – костром…». В предпоследней строке стихотворения тире ближе к многоточию – тоже излюбленный поэтический приём Цветаевой: о самом важном сказать в конце, причём сказать что-то неожиданное и даже парадоксальное.

   - Стихотворение «Бузина» - яркий пример искусства цветописи. Этот приём ведущий в произведении. А звуковые средства выражения? Какова их роль?

   - Цветаева говорила: «…звуковое начало в моих стихах преобладает над словом». Стихотворение «Бузина» пропитано не только живописью, драматургией, но и музыкой. В первой строфе «солируют» сонорные звуки и ассонансы. Мажорные всплески интонации и переливы ин , ли , эн создают лирическую картину восторга, света, радости. Во 2-ю и 3-ю строфы поэт вплетает аллитерации  стр , пч , рч , тр ,  ск , кш ,  ст , кр , бств , создающие «музыку» костра, трели, буйства «огнекистых» плодов. В 5-й строфе – перепад не только интонации: мажорные краски меркнут. Стих за счёт ассонансов становится более протяжным: о – а (их 24). Звучит мотив одиночества. Даже чистый голос скрипки приглушён «стоном»: ст , вш , ск. В 7-й строфе преобладают шипящие и свистящие: аллитерации с , тс , жд  и сонорные звучат как  выражение «страсти» героини. Две заключительные строфы вновь «звенят», а тире и многоточие, замедляя ритм стиха, являют излюбленный поэтом финальный аккорд – все важные ноты – в конце.

   Итоги урока.

   -  Марина Цветаева оставила три предсмертных записки: сыну, Асеевым, а в третьей – тем, кто будет её хоронить, - написала: «Не похороните живой! Хорошенько проверьте».  Дом Бродельщиковых в Елабуге, где Марина Ивановна прожила 12 дней, не мог стать родным, а другого не было, точное место могилы её тоже неизвестно.

                                         Не думай, что здесь — могила,

                                         Что я появлюсь, грозя...

                                         Я слишком сама любила

                                         Смеяться, когда нельзя!

     Так писала 20-летняя Марина. Она хотела быть похороненной на кладбище в Тарусе «под кустом бузины, в одной из тех могил, где растёт самая красная и крупная в наших местах земляника». Не знаю, склоняются ли ветки бузины над розовой мраморной плитой  её предполагаемой могилы в Елабуге. Помолитесь о бузине «бездомной и безмогильной Цветаевой»!..

    -   «Все мы немного у жизни в гостях», - сказала на склоне дней своих Анна Ахматова. Сегодня мы побывали в гостях у поэта Марины Цветаевой и попытались прочитать, понять, продумать, а главное прочувствовать поэтическое слово, следуя её же совету читателю – разгадывать, толковать, извлекать тайное, оставшееся за строками. «Поэт в России больше, чем поэт», - эту, ставшую уже расхожей фразу,  можно уточнить. А если поэт – женщина? Цветаева не любила слова «поэтесса» применительно к женщине, видя в этом творческую дискриминацию. Литература, поэзия, творчество были святы для неё.

   Поздняя Цветаева ещё ждёт своего вдумчивого читателя. Наша попытка не

исчерпывает всех богатств прочитанного стихотворения. Мы не углублялись в секреты стихосложения,  поэтического синтаксиса – всё это может составить предмет отдельного разговора. Прав Б.Пастернак, написавший :

                                      Лицом повёрнутая к богу,

                                      Ты тянешься к нему с земли,

                                       Как в дни, когда тебе итога

                                       Ещё на ней не подвели.

                                           («Памяти Марины Цветаевой». 1943 )

   Домашнее задание.  Темы по выбору, можно выполнять в группах.

   1.Напишите литературоведческие эссе на темы:  «Поэтический синтаксис стихотворения «Бузина»; «Рифма и стих М.Цветаевой».

   2.Создайте компьютерные презентации на темы: «Бузина и рябина Марины Цветаевой»; «Розы и астры М.И.Цветаевой»;  «Образ дома в поздней лирике  Цветаевой»; «Образ поэта в лирике М.Цветаевой». Подберите изобразительный материал и музыкальное сопровождение к своим презентациям.

   3.Создайте компьютерные версии информационных бюллетеней (не менее 4-х листов) или буклетов (1 лист) на темы: «Цветаева в Чехии», «Цветаева и Франция», «История одной встречи», «Письма Цветаевой Анне Тесковой», «Сёстры Цветаевы: Марина и Анастасия».

                                                           Литература

1.Веселовский А.Н. Историческая поэтика.- М.,1989.

2.Енишерлов Владимир. «Душа родилась крылатой» // Круг чтения, 1991.- С.116-117.

3.Зубова Л.В. Поэзия Марины Цветаевой: Лингвистический аспект. – Л.,1989.

4.Костомаров Н.И. Славянская мифология. – М.,1995.

5.Саакянц А. Марина Цветаева: Жизнь и творчество. – М., 2002.

6.Теория метафоры: Сборник: Пер. с анг., фр., нем., / Сост.Н.Д.Арутюнова и М.А.Жирмунская. – М.,1990.

7.Цветаева Анастасия. Воспоминания. – М.,1995.

8.Цветаева Марина. – Соч.: В 3 т. – М., 1993.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Урок-экскурсия "Острова любви Марины Цветаевой", 11 класс

Урок-экскурсия знакомит обучающихся с исключительностью дарования, трагическим величием М.Цветаевой, для которой вся жизнь - это хождение по душам и творение судеб, «езда на остров любви»....

Библиография работ (монографий, книг для учителя, учащихся, методических рекомендаций) по изучению творчества М.И. Цветаевой в школе.

При изучении творчества Марины Цветаевой наша работа окажется вам  кстати. При написании рефератов, докладов, сообщений и т.п. вы с легкостью сможете найти необходимую информацию, обратившись к п...

"Я тоже была..." (урок – встреча с поэтом Мариной Цветаевой)

На этом уроке учащиеся знакомятся с личностью и судьбой М.И.Цветаевой,с основными  этапами ее жизни и творчества .Ребята учатся сопоставлять, анализировать, творчески осмысливать мате...

Урок-экскурсия «Острова любви Марины Цветаевой» 11 класс

Урок-презентация  «Острова любви Марины Цветаевой» 11 класс...

Урок-практикум "Сопоставительный анализ стихотворений А. Ахматовой и М. Цветаевой. 11 класс"

Работа  состоит из сопоставления стихотворений "Как люблю, как любила глядеть я..." и "Москва! - Какой огромный" по трём уровням сожности. Рассчитано на 45 минут после изучения творчества Ахматов...

Конспект урока по творчеству М. И.Цветаевой "Мои стихи - дневник..."

Методическая разработка урока  литературы  "Мои стихи - дневник..."...

Конспект урока по теме «Заключительный урок по творчеству Марины Ивановны Цветаевой. Диалог о Марине Ивановне Цветаевой»

Конспект урока предназначен для учителей, преподающих в 11 классе, ориентирован на отработку анализа поэтического текста, формирование умений и навыков у школьников создавать психологический портрет п...