Урок-практикум "Сопоставительный анализ стихотворений А. Ахматовой и М. Цветаевой. 11 класс"
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Шабалинская Ольга Сергеевна

Работа  состоит из сопоставления стихотворений "Как люблю, как любила глядеть я..." и "Москва! - Какой огромный" по трём уровням сожности. Рассчитано на 45 минут после изучения творчества Ахматовой и Цветаевой как итоговый обобщающий урок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Как люблю, как любила глядеть я
На закованные берега,
На балконы, куда столетья
Не ступала ничья нога.
И воистину ты — столица
Для безумных и светлых нас;
Но когда над Невою длится
Тот особенный, чистый час
И проносится ветер майский
Мимо всех надводных колонн,
Ты — как грешник, видящей райский
Перед смертью сладчайший сон…

                                                                      1916г.

— Москва! Какой огромный
Странноприимный дом!
Всяк на Руси — бездомный.
Мы все к тебе придём.

Клеймо позорит плечи,
За голенищем — нож.
Издалека -далече —
Ты всё же позовёшь.

На каторжные клейма,
На всякую болесть —
Младенец Пантелеймон
У нас, целитель, есть.

А вон за тою дверцей,
Куда народ валит, —
Там Иверское сердце,
Червонное, горит.

И льётся аллилуйя
На смуглые поля.
— Я в грудь тебя целую,
Московская земля!

                                                               1916г.

Сопоставительный анализ стихотворений А.Ахматовой и М.Цветаевой. 11 класс.

Вопросы для анализа.

1 уровень.

1.Определите, кому принадлежат стихотворения. По каким признакам вы догадались, где стихотворение А. Ахматовой, а где М. Цветаевой?

2.Какими предстают Москва и Петербург в изображении поэтесс?

3.Что объединяет эти стихотворения?

2 уровень.

4.Какой общей теме посвящены стихотворения? Назовите особенности раскрытия данной темы у каждой из поэтесс.

3 уровень.

5.Укажите средства выразительности, используемые в стихотворениях, и их роль.

6.Какие ассоциации вызывают у вас эти города?

Критерии оценивания:

Только 1 уровень – «3».   Любые два уровня – «4». Все три уровня – «5».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ стихотворения Н.А. Заболоцкого "Журавли". 6 класс

Данная разработка поможет преподавателю в обучении анализу лирического стихотворения учащихся 6 класса. За основу анализа взят материал из книги Натальи Беляевой "Уроки постижения лирики"...

Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова "Утёс" 5 класс

Урок литературы в 5 классе, обучающий анализу лирического текста. На основе можно выстроить как работу в группах, так и использовать как часть  мастерской....

Урок по литературе: «Значение творчества Н.А. Некрасова на примере анализа стихотворений «Родина», «Тройка», «Вчерашний день...» (9 класс)

Подробный конспект урока по литературе в 9 классе на тему:  «Значение творчества Н.А. Некрасова на примере анализа  стихотворений «Родина», «Тройка», «Вчерашний день...»...

Анализ стихотворения Анны Ахматовой Летний сад

Анализ стихотворения с точки зрения изобразительных средств и картины мира, выраженной в стихотворении...

Конспект урока литературы в 11 классе "Тема родина в стихотворениях А.Ахматовой и М.Цветаевой"

На уроке осуществляется аспектный анализ лирических произведений  А.Ахматовой и М.Цветаевой, сопоставление стихотворений по отдельным признакамПедагогические задачи:1.Обеспечить условия для обуче...

Анализ стихотворения А. Ахматовой "Мужество"

Анализ стихотворения, история создания, использование художественных выразительных средств...

Анализ стихотворения В.Ф.Ходасевича «ОБЕЗЬЯНА». 11 класс

Задание для самостоятельной работы. Литература. 11 класс...