Урок по литературе: «Значение творчества Н.А. Некрасова на примере анализа стихотворений «Родина», «Тройка», «Вчерашний день...» (9 класс)
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Подробный конспект урока по литературе в 9 классе на тему:  «Значение творчества Н.А. Некрасова на примере анализа  стихотворений «Родина», «Тройка», «Вчерашний день...»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Тацинская средняя общеобразовательная школа №3.

Тема открытого урока по литературе:

«Значение творчества Н.А. Некрасова на примере анализа

 стихотворений «Родина», «Тройка», «Вчерашний день...»

 (9 класс)

Учитель: Бордзикули Нино Отариевна.

2012-2013 уч.год

Тип урока: урок-защита проекта.

Оборудование: компьютер, проектор, творческие проекты учащихся.

Формы обучения: групповая, индивидуальная.

Подготовительная работа: определение направлений исследований обучающихся.

Цели по содержанию:

Образовательная:

- самостоятельно и охотно приобретать недостающие знания из разных источников;

- научиться пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;

- приобретение коммуникативных умений, работая в группах;

- повышение мотивации учащихся к учебному процессу.

Развивающая:

- способствовать развитию системного мышления учеников;

- содействовать развитию их речевой деятельности;

- содействовать развитию творческих способностей учащихся, чувств, эмоций;

- формировать навыки проектно-исследовательской деятельности.

Воспитательная:

- способствовать воспитанию интереса к предмету;

- способствовать воспитанию культуры общения, творческой активности;

- способствовать воспитанию свободной личности, организуя такое учебно-воспитательное пространство, которое обеспечивает реализацию на практике принципа свободы, предоставляющего учащемуся реальную возможность самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формирование чувств ответственности за её результат.

Ход урока

Орг. момент.

- Сегодня мы проведём урок литературы, используя проектную деятельность. На предыдущем уроке мы провели предварительную работу:

- выбрали тему проекта;

- разделились на группы;

- каждая группа наметила план работы над проектом и распределила обязанности.

Постановка целей урока.

- Я думаю, окунувшись в мир поэзии Н.А. Некрасова, каждый из нас почувствует себя жителем этого поэтического государства. Поможет нам в этом необычная творческая работа, связанная с вашей исследовательской деятельностью, которая в конечном итоге будет представлять собой проект по творчеству Н.А. Некрасова.

Результат проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Биография и творчество Н.А. Некрасова.

- Что вы узнали о детстве писателя? (Группа уч-ся защищает свой проект)

Будущий поэт родился в Винницком уезде Подольской губернии в местечке Немиров, где в то время квартировал полк, в котором служил отец Некрасова — поручик Алексей Сергеевич Некрасов. Это был человек, много испытавший на своём веку. Его не миновала семейная слабость Некрасовых — любовь к картам (Сергей Алексеевич Некрасов (1746—1807), дед поэта, проиграл в карты почти всё состояние). Его полюбила Александра Андреевна Закревская, дочь богатого арендатора в Херсонской губернии. Родители не соглашались выдать прекрасно воспитанную дочь за небогатого, малообразованного и грубого армейского офицера, поэтому брак состоялся без их согласия. Он не был счастливым. Обращаясь к воспоминаниям детства, поэт всегда говорил о матери как о страдалице, жертве грубой и развратной среды. В целом ряде стихотворений, особенно в «Последних песнях», в поэме «Мать» и в «Рыцаре на час», Некрасов нарисовал светлый образ той, которая скрасила своей благородной личностью непривлекательную обстановку его детства. Обаяние воспоминаний о матери сказалось в творчестве Некрасова необыкновенным участием его к женской доле. В Петербург он привез свои первые литературные опыты.

Детство Некрасова протекло в родовом имении Некрасовых, в деревне Грешнево Ярославской губернии и уезда, куда отец Алексей Сергеевич Некрасов (1788—1862), выйдя в отставку, переселился, когда сыну было 3 года. Огромная семья (у Некрасова было 13 братьев и сестёр), запущенные дела и ряд процессов по имению заставили отца Некрасова взять место исправника. Во время разъездов он часто брал с собой маленького Николая, а прибытие исправника в деревню всегда знаменовало собой что-нибудь невесёлое: мёртвое тело, выбивание недоимок и т. п. — и много, таким образом, залегло в чуткую душу мальчика печальных картин народного горя.

В 1832 году Некрасов поступил в ярославскую гимназию, где дошёл до 5 класса. Учился он плохо, занятия большей частью прогуливал вместе со старшим братом Андреем, с гимназическим начальством не ладил (отчасти из-за сатирических стишков), и так как отец всегда мечтал о военной карьере для сына, то в 1838 году 16-летний Некрасов отправился в Санкт-Петербург для определения в дворянский полк.

Однако встреча с гимназическим товарищем, студентом Глушицким, и знакомство с другими студентами возбудили в юном Некрасове такую жажду учиться, что он пренебрёг угрозой отца оставить его без всякой материальной помощи и стал готовиться к вступительному экзамену в Петербургский университет. Он его не выдержал и поступил вольнослушателем на филологический факультет. С 1839 по 1841 годы пробыл Некрасов в университете, но почти всё время уходило у него на поиски заработка. Некрасов терпел страшную нужду, не каждый день имел возможность обедать за 15 коп. «Ровно три года, — рассказывал он впоследствии, — я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где дозволяли читать газеты, хотя бы ничего не спросил себе. Возьмешь, бывало, для вида газету, а сам пододвинешь себе тарелку с хлебом и ешь».

Не всегда у Некрасова была квартира. От продолжительного голодания он заболел и много задолжал солдату, у которого снимал комнатку. Когда, ещё полубольной, он пошёл к товарищу, то по возвращении солдат, несмотря на ноябрьскую ночь, не пустил его обратно. Над ним сжалился проходивший нищий и отвёл его в трущобу на окраине города. В этом ночлежном приюте Некрасов нашёл себе и заработок, написав кому-то за 15 коп. прошение. Ужасная нужда закалила Некрасова, но она же неблагоприятно повлияла на развитие его характера: он стал «практиком» не в лучшем значении этого слова.

- С каких произведений принято считать начало литературной деятельности

Н.А. Некрасова? (Группа уч-ся защищает свой проект)

Вскоре Некрасов устроился гувернёром: он давал уроки, писал статьи в «Литературном прибавлении к „Русскому инвалиду“» и «Литературной газете», писал водевили для Александринского театра (под именем Перепельского). Первое опубликованное стихотворение Некрасова (1838) называлось «Мысль». В 1840 году Некрасов решился выпустить первый сборник стихов под заглавием «Мечты и звуки». Некрасов представал в этом сборнике в роли сочинителя псевдоромантически-подражательных баллад с разными «страшными» заглавиями наподобие «Злой дух», «Ангел смерти», «Ворон» и т. п. Некрасов отнёс готовящуюся книгу В. А. Жуковскому, чтобы узнать его мнение. Жуковский выделил 2 стихотворения как приличные, остальные посоветовал молодому поэту печатать без имени: «Впоследствии вы напишете лучше, и вам будет стыдно за эти стихи». Некрасов скрылся за инициалами Н. Н.

Полевой похвалил дебютанта но В. Г. Белинский в «Отечественных записках» отозвался о книжке пренебрежительно, кроме того, «Мечты и звуки» совершенно не раскупались, и это так подействовало на Некрасова, что, подобно Н. В. Гоголю, некогда скупавшему и уничтожавшему «Ганса Кюхельгартена», он сам скупал и уничтожал «Мечты и звуки», ставшие поэтому величайшей библиографической редкостью (в собрание сочинений Некрасова они не вошли).

В начале 1840-х годов Некрасов стал сотрудником «Отечественных записок», сначала библиографического отдела. Белинский близко с ним познакомился, полюбил его и оценил достоинства его ума. Он понял, однако, что в области прозы из Некрасова ничего, кроме заурядного журнального сотрудника, не выйдет, но восторженно одобрил стихотворение его «В дороге».

Скоро Некрасов стал усердно публиковаться. Он выпустил в свет ряд альманахов: «Статейки в стихах без картинок» (1843), «Физиология Петербурга» (1845), «1 апреля» (1846), «Петербургский Сборник» (1846). В этих сборниках дебютировали Д. В. Григорович, Ф. М. Достоевский, выступали И. С. Тургенев, А. И. Герцен, А. Н. Майков. Особенный успех имел «Петербургский Сборник», в котором появились «Бедные люди» Достоевского.

- Какими произведениями знамениты поздние годы творчества писателя? (Группа уч-ся защищает свой проект)

В начале 1875 года Некрасов тяжело заболел (врачи обнаружили у него рак кишечника) и скоро жизнь его превратилась в медленную агонию. Некрасова оперировал специально прибывший из Вены хирург Бильрот, однако операция лишь ненамного продлила ему жизнь. Вести о смертельной болезни поэта значительно подняли его популярность. Со всех концов России посыпались письма, телеграммы, приветствия, адресы. Они доставляли высокую отраду больному в его страшных мучениях, и творчество его забило новым ключом.

«

Ты ещё на жизнь имеешь право, Быстро я иду к закату дней, Я умру — моя померкнет слава, Не дивись — и не тужи о ней!

»

Написанные за это время «Последние песни» по искренности чувства, сосредоточившегося почти исключительно на воспоминаниях о детстве, матери и совершённых ошибках, принадлежат к лучшим созданиям его музы. Рядом с сознанием своих «вин», в душе умирающего поэта ясно вырисовывалось и сознание его значения в истории русского слова. В колыбельной песне «Баю-баю» смерть (в лице его матери) говорит ему: «не бойся горького забвенья: уж я держу в руке моей венец любви, венец прощенья, дар кроткой родины твоей… Уступит свету мрак упрямый, услышишь песенку свою над Волгой, над Окой, над Камой, баю-баю-баю-баю!…»

В «Дневнике писателя» Достоевский писал: «Я видел его в последний раз за месяц до его смерти. Он казался тогда почти уже трупом, так что странно было даже видеть, что такой труп говорит, шевелит губами. Но он не только говорил, но и сохранял всю ясность ума. Кажется, он все ещё не верил в возможность близкой смерти. За неделю до смерти с ним был паралич правой стороны тела». Некрасов умер 27 декабря 1877 года, в 8 часов вечера. Несмотря на сильный мороз, толпа в несколько тысяч человек, преимущественно молодёжи, провожала тело поэта до места вечного его успокоения на петербургском Новодевичьем кладбище.

Похороны Некрасова, сами собой устроившиеся без всякой организации, были первым случаем всенародной отдачи последних почестей писателю. Процессия выноса началась в 9 часов утра, а разошлась с кладбища только в сумерки. Уже на самих похоронах Некрасова продолжался спор о соотношении между ним и двумя величайшими представителями русской поэзии — Пушкиным и Лермонтовым. Достоевский, сказавший несколько слов у открытой могилы Некрасова, поставил (с известными оговорками) Некрасова в один ряд с ними: один голос из толпы крикнул, что Некрасов был выше Пушкина и Лермонтова и что те были «байронисты». Несколько голосов подхватили и крикнули: «Да выше!» Спор перешёл в печать: одни поддерживали мнение молодых энтузиастов, другие указывали на то, что Пушкин и Лермонтов были выразителями всего русского общества, а Некрасов — одного только «кружка»; наконец, третьи с негодованием отвергали самую мысль о параллели между творчеством, доведшим русский стих до вершины художественного совершенства, и «неуклюжим» стихом Некрасова, будто бы лишённым всякого художественного значения.

- Как образ женщины и Музы переплетаются у автора? (Группа уч-ся защищает свой проект)

- Кто до Н.А. Некрасова поднимал тему родины в поэзии? (Группа уч-ся защищает свой проект)

- Как сам Н.А.Некрасов раскрывает в своём творчестве тему Родины? (Группа уч-ся защищает свой проект)

Анализ стихотворения «Родина».

Выразительное чтение стихотворения «Родина». При чтении обратите внимание на то, что входит в понятие Родина у поэта. Какое настроение вызывает стихотворение? В какой семье воспитывался поэт? Что входит в понимание Родина у Некрасова? Как вы думаете, с кем в большей степени ассоциируется образ Родины у поэта? (с образом матери) Какая это женщина?

Анализ стихотворения «Вчерашний день...».

Чтение стихотворения наизусть подготовленным учеником.

Анализ стихотворения «Тройка».

Выразительное чтение стихотворения «Тройка».

Подведение итогов.

Значение творчества Н.А. Некрасова.

- Сделаем вывод. Каково значение творчества Н.А.Некрасова? (Группа уч-ся защищает свой проект)

Значение Некрасова есть результат целого ряда условий, создавших как его обаяние, так и те ожесточенные нападки, которым он подвергался и при жизни, и после смерти. Считается, что ни у кого из больших русских поэтов нет большего количества откровенно плохих стихов. Некрасов делал в своих стихах основной упор на остросоциальное содержание, часто даже в ущерб художественным качествам. Многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений.

Многие отмечают, что между стихотворцами «гражданского» направления есть поэты, гораздо выше стоящие Некрасова по технике, т. н. Плещеев, Минаев.

Но именно сравнение с этими поэтами не уступавшими Некрасову и в «либерализме», показывает, что не всегда достигая внешних проявлений художественности, Некрасов ни одному из величайших художников русского слова не уступает в силе.

«

Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорьева,
Пустпорожней волости,
Из смежных деревень
Заплатова, Дырявина,
Разутова, Знобишина,
Горелова, Неелова.
Неурожайка тож.

»

Все люди 1840-х в большей или меньшей степени были печальниками горя народного; но кисть их рисовала мягко, и когда дух времени объявил старому строю жизни беспощадную войну, выразителем нового настроения явился один Некрасов. Белинский сказал о Некрасове: «Что за талант у этого человека, и что за топор его талант!». Муза «мести и печали» не вступает в сделки, она слишком хорошо помнит старую неправду. Некрасов не даёт отдыха своему читателю, не щадит его нервов и, не боясь обвинений в преувеличении и антиэстетизме, в конце концов добивается вполне активного впечатления.

Несмотря на то, что большинство его произведений полно самых безотрадных картин народного горя, основное впечатление, которое Некрасов оставляет в своем читателе, бодрящее. Поэт не пасует перед печальной действительностью, не склоняет пред нею покорно выю. Он смело вступает в бой с тёмными силами и уверен в победе. Чтение Некрасова будит тот гнев, который в самом себе носит зерно исцеления.

 «Некрасова, как поэта, я уважаю за его горячее сочувствие к страданиям простого человека, за честное слово, которое он всегда готов замолвить за бедняка и угнетенного», — писал Дмитрий Писарев.

Поэзию Некрасова высоко ценил Ленин, отмечавший, что, несмотря на отдельные колебания, все симпатии Некрасова были на стороне революционной демократии.

Стихотворения Некрасова выдержали после смерти 6 изданий, по 10 и 15 тыс. экземпляров.

- Сегодня на уроке мы ответили на все проблемные вопросы, которые ставили перед собой. Дома я вам предлагаю выполнить анализ стихотворения «Замолкни, Муза мести и печали!» Определите тему и проблему, которые поднимает автор в этом стихотворении. Попробуйте сами добыть информацию, в каких ещё произведениях автор поднимает эту же тему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 10 классе. Тема Родины и народа в творчестве Н.А. Некрасова.

Архив содержит разработку урока литературы и презентацию, поддерживающую урок....

Проектная деятельность на уроках литературы. Разработка урока по творчеству Н.А.Некрасова 7 класс.

Большой проблемой для учителя, я думаю с этим многие согласятся, является повышение интереса ребёнка к предмету. Ученику на уроках скучно. Однообразные  уроки, домашние  задания, котор...

Урок литературы в 10 классе "Жизнь и творчество Н.А. Некрасова"

Первый урок в цикле уроков о творчестве Н.А. Некрасова"....

Презентация к уроку литературы. "Жизнь и творчество Н.А.Некрасова"

Презентация может быть использована на первом уроке по творчеству Н.А.Некрасова...

Разработка урока по литературе в 10 классе по творчеству Н.А.Некрасова. Тема: Стихи Н.А.Некрасова о любви. «Панаевский цикл».

Урок разработан для обучающихся 10 класса, имеет цель познакомить учащихся со стихами «Панаевского цикла», историей их создания;  раскрыть богатство, сложность, противоречивость стихов «Панаевско...

Аксиологический комментарий как прием аналитической работы над мифами в профильных гуманитарных классах (на примере изучения творчества Н.А. Некрасова, С.А. Есенина)

В статье рассматривается технология использования аксиологического комментария как приемаа аналитической работы над мифами в профильных гуманитарных классах (на примере изучения творчества Н.А. Н...

Мой вчерашний день.

Презентация - шаблон для составления рассказа в Past Simple Tense вчерашний день....