Аксиологический комментарий как прием аналитической работы над мифами в профильных гуманитарных классах (на примере изучения творчества Н.А. Некрасова, С.А. Есенина)
статья по литературе (11 класс)

Ермакова Юлия Дмитриевна

В статье рассматривается технология использования аксиологического комментария как приемаа аналитической работы над мифами в профильных гуманитарных классах (на примере изучения творчества Н.А. Некрасова, С.А. Есенина).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aks_komment_ermakova.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Ермакова Юлия Дмитриевна

Аксиологический комментарий как прием аналитической работы над мифами в профильных гуманитарных классах (на примере изучения творчества Н.А. Некрасова, С.А. Есенина)

На этапе современного образовательного процесса особое место стала занимать философия. Исключительную важность представляет собой одна из отраслей данной науки – аксиология. Как уже было отмечено выше, аксиология является важным аспектом при изучении, анализе и интерпретации художественного произведения. Рассматривающая разного рода ценности, принципы и человеческую деятельность, аксиология выносит новую технологию, которую следует применять в своей практике современному учителю-словеснику на уроках литературы – аксиологический комментарий.

Аксиология в совокупности с аксиологическим комментарием открывают перед учителем большие образовательные возможности: поиск в художественных произведениях и героях истины, идеалов добра, совести, чести, гуманности, красоты души и т.д. Литература является видом искусства, поэтому учителю, начиная на уроке разговор об аксиологии и аксиологическом комментировании, следует донести до учащихся информацию о том, что есть аксиология и ценность.

Использование на уроках литературы аксиологического комментария является главным залогом формирования читательских ориентиров современных учащихся. Существует некая вариативность аксиологического комментирования, которая объясняется тем, что можно выделить разного рода ценности, о которых уже было написано выше (ценность человеческой жизни, гражданственности, природы и т.д.). Важно донести до учащихся мысль о том, что каждая ценность по-разному воспринимается отдельными людьми и даже сообществами, но все-таки все они складывались и изменялись исторически и несут в себе огромный аксиологический потенциал.

Так, одновременно с изучением мифов в профильных классах нами активно применялся при рассмотрении литературных произведений аксиологический комментарий – разного рода пояснения мифологического материала как определенной ценности (образов, идей, мотивов и сюжетов) в авторских текстах.

По наблюдениям О. А. Вдовиной, особенности восприятия учащихся заключаются в их готовности понять явление в динамике, а не статично. Давая аксиологическое пояснение мифологическим именам в произведениях Ломоносова, Державина, ученики отмечают, что мифонимы используются классицистами как условно-поэтические обозначения отвлеченных понятий. Наблюдение над стилем романтиков приводит учеников к выводу о том, что они не только сохраняют традицию употребления мифонимов в символическом значении, но и пытаются создать художественную мифологию, противопоставляя ее жизненной реальности. Сопоставление традиционного и новаторского в использовании мифологических имен A. C. Пушкиным позволяет не только разнообразить лексическую работу на уроке, но и превратить ее в увлекательное наблюдение над индивидуальным стилем поэта. «В процессе анализа стихотворений Пушкина ученики указывают новаторские приемы использования мифологического материала поэтом: «пересоздание» мифологического сюжета («Прозерпина», «Торжество Вакха»), замена мифонимов перифразами, подбор эпитетов к мифологическому имени, включение мифонимов в метафоры» [10, с. 15].

Поскольку отечественные писатели и поэты чаще обращались к славянской мифологии, представляющей один из истоков нашей культуры, то аксиологический комментарий стал как раз тем продуктивным способом изучения мифологии древних славян, в отличие от греческой, практически обойденной вниманием со стороны современных школьных общеобразовательных программ по предмету.

Так, аксиологический комментарий параллельно с мифологическим может быть включен в работу на любом этапе школьного обучения (в рамках работы над произведениями, так или иначе, затрагивающими мифологию) Так, при изучении еще в 8 классе А. С. Пушкина может быть осуществлено обращение к аксиологическому и мифологическому комментариям, что положит основу дальнейшему применению указанных технологий.

При изучении зимне-дорожного цикла стихов А. С. Пушкина, в который входит стихотворение «Бесы», аксиологический и мифологический комментарии продуктивно влияют на аналитическую работу с лирическим текстом.

 На этапе эвристической беседы вводится сначала мифологический комментарий посредством ориентировочных вопросов:

– Давайте подумаем, почему именно в ответе ямщика появился бес? (Это обычный мужик, верящий во всякую нечисть).

– Вы познакомились со слово «бес». Так кем же он является? Какие образы ассоциируются у вас с этим существом? (Злым духом. Бес напоминает козла, черный, с рогами, хвостом, на ногах копыта).

– Познакомимся с одним из славянских мифов о бесе. (Заранее подготовленное выступление ученика).

– Подумайте, Александр Сергеевич Пушкин использует народное представление о бесах, когда рисует портрет беса? (Да, бес играет людьми, притворяется верстовым столбом, сверкает искрой).

– Почему в стихотворении ощущение присутствия беса так ощутимо? Каким приемом пользуется Александр Сергеевич? (Олицетворение).

– Так ли случаен пейзаж, изображенный в стихотворении? (Нет, он повторяется. Мрачный, пугающий пейзаж, усиливающий беспокойство).

–А теперь давайте прочтем последние строки глазами (про себя). Вы чем-то удивлены? (Безысходностью поражают. Сердце поэта ноет, болит. Грустно).

Далее целесообразно включение аксиологического комментария, позволяющего рассмотреть стихотворение А.С. Пушкина, как весьма значимое произведение в системе русской классики, изучаемой в школе.

– Согласитесь, удивительное стихотворение. Пушкин, используя образы народной фантазии, передает переживания человека, заблудившегося в буране.

В конце урока предложили ответить на несколько вопросов по теории мифов:

‒ Что представляет собой миф?

‒ Мифы каких народов мы изучали? Приведите примеры.

‒ Мифы каждого народа уникальны, неповторимы и не имеют между собой ничего общего или в них могут встречаться похожие черты: идеи, мотивы, образы?

‒ Выделите общие и различные черты между мифом и волшебной сказкой.

Таким образом, использование на уроках литературы в V-VIII классах аксиологического и мифологического комментариев может идти параллельно с изучением различных мифов учащимися (античных, славянских), расширяя таким образом представления об их семантике и позволяя более глубоко «погрузиться» в анализируемый авторский текст, понять его замысел, проблему, идею.  Непосредственное же введение мифологического комментария осуществляется либо посредством самостоятельной поисковой работы учащихся с мифологическими словарями и энциклопедиями, либо в ходе подготовки / прослушивания индивидуальных сообщений учащихся с комментариями учителя.

В профильной школе введение аксиологического комментария тоже весьма продуктивно. Работа с данной технологией формирует у учащихся ценностное отношение к мифам и к литературе в целом, позволяя выявить такие ценностные ориентиры, как доблесть, честь, мужество, отвага, доброта, отзывчивость и т.д.

Заимствованные образы и мотивы включали в свои художественные произведения многие русские классики. В X классе профильной школы можно построить систему уроков по изучению мифов, мифологических образов, сюжетов и мотивов на основе творчества Николая Некрасова и его поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Первый урок целесообразнее построить как ознакомительный этап. Следует дать определение жанру произведения, провести работу с литературоведческим словарем, поговорить о композиции поэмы, создать необходимый эмоциональный настрой, постараться донести до учащихся социальную трагедию крестьянского народа, чем, соответственно, пробудить интерес к чтению поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

К данному уроку учащиеся уже должны прочитать «Пролог», чтобы участвовать в беседе.

В качестве домашнего задания следует дать пересказ записанного на уроке конспекта и страниц учебника, а также обязательное прочтение первой части поэмы.

На втором и третьем уроках уже целесообразно будет использование аксиологического комментария, поиск мифологических сюжетов, образов и мотивов, имеющихся на страницах поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

 Аксиологический комментарий может быть включен на этапе эвристической беседы с учащимися с предварительной аналитической работой с текстом. Предложив школьникам составить синквейны на тему: «Герои поэмы», можно вспомнить об истоках появления подобных сильных и мужественных богатырей, обратившись, соответственно, к фольклору и мифологии.

В конце урока, подводя итоги, следует отметить, что образ крестьянина как будто бы изображен самой землей, нашей матерью, кормилицей. От нее же и исходит мощь Якима Нагого. Этим-то и похож простой, но мудрый пахарь и известных мифических богатыре.

Такое построение урока литературы должно помочь ученикам сформулировать вывод о том, что поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» является очень ценным литературным произведением, уникальным хранителем народной мудрости, поэтичности, а весь материал поэмы был кропотливо, собран и обработан большим количеством исследователей, изучающих мифологию и фольклор. Нельзя не отметить и заслугу самого Н.А. Некрасова, сумевшего правильно использовать это богатство, написав известную народную поэму «Кому на Руси жить хорошо».

Обращение к мифам можно проследить и в лирике С.А. Есенина, чьи произведения затрагивают самые разные проблемы и ценности, поэтому включение аксиологического комментария при изучении творчества поэта в профильной школе также несет большой образовательный потенциал.

Так, при изучении поэтико-философском трактата поэта «Ключи Марии» следует обратиться к славянской мифологии, в которой присутствует хорошо известный символический образ дерева, обозначающий семью.

На вводном уроке по изучению творчества Сергея Есенина целесообразен рассказ учителя о семье поэта: «Семья Есенина была старообрядческой. Старообрядцы придавали большое значение вселенной и земному миру как единому целому. Для Есенина уподобление человека дереву больше, чем «религия мысли»: он не просто веровал в существование узловой связи человека с миром природы, он сам чувствовал себя частью этой природы. Есенинский мотив «древесного романа», выделенный М. Эпштейном, восходит к традиционному мотиву уподобления человека природе. Опираясь на традиционный троп «человек-растение», Есенин создает «древесный роман», герои которого – клён, берёзы, ивы…»

Дерево – в какой-то степени олицетворение космоса, символическое представление человека (по внешнему сходству – ветви-руки, ствол-тело, корни-ноги – и по сходству жизненных циклов: произрастает из семени, взрослеет, обретает зрелость, увядает и умирает), символ жизни и смерти (умирает зимой и оживает весной). В дереве может жить и душа человека.

В своем стихотворении «Ветры, ветры, о снежные ветры» С. Есенин говорит:

«Я хотел бы стоять, как дерево,

При дороге на одной ноге».

В данном случае о дерева может трактоваться как символ единения с землей, слияния с ней, чтобы почувствовать её силу, взять эту силу из земли-матушки, тут же возникает ассоциация со странником (дорога), не только земным, но и небесным:

Подымайте вы, лунные лапы,

Мою грусть в небеса ведром.

Следует также обратить внимание и на образ сада, анализируя стихотворение «Вот оно, глупое счастье…». Сад – символ свободы духа. В разное время и у разных народов образ сада – понятие многозначное.

Сад Гесперид, Эдем, сад камней, Гефсиманский сад.

Сад выражает порядок, гармонию. Дикий сад – свободу.

На заключительном уроке по изучению лирики поэта правильным будет анализ образа березы. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, функции березы в обрядах, роль ее  в мифологических произведениях сравнивается с мировым древом, а также Вселенной, которая словно соединяет разные миры. Народные поверья гласят, что дерево береза обладает волшебной силой: это объясняется тем, что листья на ветках березы начинает зеленеть раньше всего, поэтому в мифологии это дерево  имело две стороны: дерево, которое дарит человеку силы, здоровье, любовь, и вместе с тем опасное, которое связано с умершими, нечистью.

Мотив превращения человека  в дерево распространен в балладах, легендах, сказках и повествует о том, что погубленная девушка превращается в березу. Береза  относится к так называемым женским деревьям и символизирует женское начало. Использование березы как предмета определенного ритуала объясняется тем, что это дерево всегда имело отношение к женским и девичьим обрядам. В стихотворениях восточных славян береза была чем-то вроде символа красоты юной девушки.  В славянской традиции берёза – оберег от нечистой силы, её специально сажают рядом с домом, чтобы защитить последний от нечисти. Берёза часто служила «майским деревом», символом весны. На Троицу березу «завивали», а по окончании Троицкой недели – «развивали», иногда ее заламывали. В некоторых областях это дерево наделяли человеческими чертами (приплетали косы, украшали лентами бусами, накладывали платок, наряжали). Может быть, и поэтому  самый яркий, самый  четкий портрет в есенинской лирике имеет береза: «стан, бедра, косы, грудь, ножка, подол». В некоторых своих произведениях Есенин «рисует» образ озорной девушки-берёзки, например, в стихотворении «Зелёная прическа».

Закончить изучение мифологических мотивов в творчестве Есенина целесообразно творческим заданием для учащихся (в виде сочинения), которое может предполагать анализ одного из изученных стихотворений, в которых сливаются поэтическое интуитивно-художественное  мышление и мифологическое, а антропоморфизируемые смыслообразы, через которые осмысливается логика мифа, являются преобладающими в поэтике Есенина.

Список использованных источников

  1. Вирясова, Н. Н. Образ мирового дерева в мифологии мордвы и народов Поволжья [Электронный ресурс] / Н. Н. Вирясова // Всероссийская научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Современные проблемы теории и практики образования».  ‒ Режим доступа : http://econf.rae.ru/article/6409 (дата обращения: 15.04.2016).
  2. Габидуллина, Т. С. Урок литературы по теме «Мифология древних славян» (5-й класс) [Электронный ресурс] / Т. С. Габидуллина // Образовательный портал «Фестиваль педагогических идей». – Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/572356/.
  3. Грабарь-Пасек, М. В. Античные сюжеты и формы в западноевропейской литературе / М. В. Грабарь-Пасек. – М. : Наука, 1966. –  319 с.
  4. Грушко, Е. А. Словарь славянской мифологии / Е. А. Грушко,                Ю. М. Медведев. – Н. Новгород, 2013. – 368 с.
  5. Дербенцева, Лариса Вениаминовна Изучение драматических сказок XIX и XX веков в 7-8 классах средней школы : на примере пьес-сказок А. Н. Островского «Снегурочка» и Е. Л. Шварца «Дракон» : автореф. дис… канд. пед. наук / Дербенцева Лариса Вениаминовна. – Н. Новгород, 2002. – 20 с.
  6. Дергунова, Т. А. Изучение мифов на уроках литературы в начальных классах [Электронный ресурс] / Т. А. Дергунова, Н. Х. Латыпова. – Режим доступа : http://www.scienceforum.ru/2014/503/2315.
  7. Дмитриева, О. В. Урок литературы по теме «Мифология древних славян» (5-й класс) [Электронный ресурс] / О. В. Дмитриева // Образовательный портал «Фестиваль педагогических идей». – Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/572356/.
  8. Еремина, О. А. Уроки литературы в 6 классе : книга для учителя /           О. А. Еремина. – М. : Просвещение, 2008. – 320 с.
  9. Ершова, М. С. «Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Люди и боги в греческой мифологии» (6-й класс) [Электронный ресурс] / М. С. Ершова // Образовательный портал «Фестиваль педагогических идей». – Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/645146/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская литература 20-е г. 20 века. Лекция для ВУЗов ( филологическое отделение) для гуманитарных классов ( с углубленным изучением литературы).

Лекция: Русская литература 20-е г. 20 века.  Лекция для гуманитарных классов ( с углубленным изучением литературы), ВУЗов ( филологическое отделение)....

Творческая работа на тему: Технология обучения в сотрудничестве на примере изучения темы "Системы счисления"

В работе представлены: - идея обучения в сотрудничестве, -основные приемы организации обучения в сотрудничестве. Рассматриваются основные аспекты изучения темы «Системы счисления», на примере первых д...

Интеграция образовательного процесса и культуры в эстетическом воспитании ( на примере изучения творчества писателя И.С. Тургенева)

Интеграция образовательного процесса и культуры в эстетическом воспитании ( на примере изучения творчества писателя И.С. Тургенева)в 11 классе на примере интеллектуальной игры по творчеству Тургенева...

Развитие познавательных способностей учащихся на уроках литературы (на примере изучения творчества Ф.И. Тютчева)

Статья посвящена развитию познавательных способностей учащихся на уроках литературы на примере изучения творчества Ф.И. Тютчева...

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ У УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ 9-11 КЛАССОВ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КАТАСТРОФ СОВРЕМЕННОСТИ)

Согласно проекту Федеральных Государственных Образовательных стандартов для старшеклассников все школьные предметы могут быть поделены на обязательные предметы (40 % образовательной программы) и предм...

Английская и американская литература. Элективный курс для профильных гуманитарных классов (10-11 класс)

Основной целью программы является знакомство учащихся с развитием английской литературы, литературными направлениями и течениями, творчеством наиболее известных писателей и литературных деятелей...