РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ У УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ 9-11 КЛАССОВ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КАТАСТРОФ СОВРЕМЕННОСТИ)
статья по географии на тему

Кузнецова Елена Михайловна

Согласно проекту Федеральных Государственных Образовательных стандартов для старшеклассников все школьные предметы могут быть поделены на обязательные предметы (40 % образовательной программы) и предметы по выбору (60 % образовательной программы). В условиях, складывающихся неблагоприятно для географии (как школьного предмета) – отсутствием в перечне первой части предметов и слабой вероятностью выбора учащимися в качестве предметов по выбору, считаем возможность знакомства с географическими знаниями на этой ступени не только возможным, но и вполне действительным.

Так, наше реальное видение места и значения географических знаний в структуре школьного образования старшеклассников базируется, во-первых, на логичной и существенной взаимосвязи компонентов содержания школьной географии, как единственного школьного предмета мировоззренческого характера, во-вторых, наличием широкой и хорошо зарекомендовавшей себя системой методов научного познания, приемлемой для использования в научных исследованиях. Данные положения выводят географию на метапредметный уровень, позволяя широко задействовать ее именно в первой группе предметов – и в курсе «Россия в мире», и тем более в разработке индивидуальных проектов. Пользуясь тем, что у современных учащихся, живущих в информационном обществе, происходит смена познавательных интересов, в сторону мира людей, условий их жизни в разной природной и социально-экономической обстановке, можно включить в содержание учебно-исследовательской деятельности жизненно важные и актуальные темы. Так например, в курсе географии 10 класса, при изучении населения, мирового хозяйства, политического устройства мира, предложить учащимся провести собственное исследование по тематике социальных катастроф.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_konkurs.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Кузнецова Е.М.

МБОУ «Новоникитинская СОШ»

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ У УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ 9-11 КЛАССОВ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КАТАСТРОФ СОВРЕМЕННОСТИ)

Согласно проекту Федеральных Государственных Образовательных стандартов для старшеклассников все школьные предметы могут быть поделены на обязательные предметы (40 % образовательной программы) и предметы по выбору (60 % образовательной программы). В условиях, складывающихся неблагоприятно для географии (как школьного предмета) – отсутствием в перечне первой части предметов и слабой вероятностью выбора учащимися в качестве предметов по выбору, считаем возможность знакомства с географическими знаниями на этой ступени не только возможным, но и вполне действительным.

Так, наше реальное видение места и значения географических знаний в структуре школьного образования старшеклассников базируется, во-первых, на логичной и существенной взаимосвязи компонентов содержания школьной географии, как единственного школьного предмета мировоззренческого характера, во-вторых, наличием широкой и хорошо зарекомендовавшей себя системой методов научного познания, приемлемой для использования в научных исследованиях. Данные положения выводят географию на метапредметный уровень, позволяя широко задействовать ее именно в первой группе предметов – и в курсе «Россия в мире», и тем более в разработке индивидуальных проектов. Пользуясь тем, что у современных учащихся, живущих в информационном обществе, происходит смена познавательных интересов, в сторону мира людей, условий их жизни в разной природной и социально-экономической обстановке [2, 21], можно включить в содержание учебно-исследовательской деятельности жизненно важные и актуальные темы. Так например, в курсе географии 10 класса, при изучении населения, мирового хозяйства, политического устройства мира, предложить учащимся провести собственное исследование по тематике социальных катастроф.

XXI век ознаменовал собой переход на новый уровень развития общества. Стремительно меняющиеся сферы жизнедеятельности формируют почву не только для развития, но и создают опасности  и множество глобальных проблем. Среди них, все большее место занимают проблемы социального характера, знакомые большинству современных людей. Информацию о них вещает телевидение, передают по радио, печатают в газетах и журналах, размещают в интернете. Учитывая статистику и масштабы социальных проблем, уместно говорить о все чаще случающихся социальных катастрофах – скачкообразных изменениях общества, возникающих в виде внезапного ответа социальной системы на плавное или резкое изменение внешних условий [5].

Обратим внимание, что к разряду социальных может быть отнесена природная или техногенная катастрофа. Например, при крушении самолета возможна гибель людей на территории его падения, помимо находившихся в нем. Кроме того, страдают и близкие люди погибших, и те, кто узнал о событии, у многих появляется страх летать на самолете. К авиационным социальным катастрофам можно отнести крушение ТУ – 154 над Черным морем в декабре 2016 г. К природным катастрофам может быть отнесено разрушительное цунами в Юго-Восточной Азии в 2004 году. Землетрясение, случившееся 26 декабря у берегов Индонезии, стало причиной гигантской волны, признанной самым смертоносным стихийным бедствием в современной истории. Авария на АЭС Фукусима-1 — крупная радиационная авария максимального 7-го уровня по Международной шкале ядерных событий, произошедшая 11 марта 2011 года в результате сильнейшего в истории Японии землетрясения и последовавшего за ним цунами, повлекла за собой большие человеческие жертвы[3]. Во все времена периодически организовывались революции, массовые протесты и т.п. В последнее время, все чаще участниками политических митингов становится молодежь, желающая отстаивать свои интересы и права. Интересно, что неотъемлемой частью такого рода мероприятий, является толпа. Люди, находясь в таком обществе, представляют собой систему, т.е. тесно связаны друг с другом как физически, так и духовно. Уверенность в своей правоте передается от одного к другому. Зачастую у кого-то из участников возникает паника, охватившая несколько человек, способная мгновенно распространиться в толпе [1, 17]. Человек, находящийся в панике, плохо соображает, за счет этого появляется большое число жертв, что может обернуться социальной катастрофой. Очень важно, чтобы потенциальные или истинные участники подобных акций были готовы к различным поворотам событий. Таких примеров множество, посмотрим более подробно, как используя школьную программу, заинтересовать учащихся в проведении исследования, актуального на сегодняшний день.

К социальной катастрофе можно отнести терроризм (от лат. terror – страх, ужас) использование в отношении отдельных лиц, группы лиц или различных объектов с целью достижения политических, экономических, идеологических и иных выгодных террористам результатов [4]. При изучении темы «Проблемы населения современного мира» предложить учащимся доказать, что терроризм – глобальная проблема человечества, опираясь на критерии  выделения глобальных проблем. Особенно актуальной эту тему делает обострившаяся террористическая обстановка в Сирии, а также вооруженный конфликт на Украине.  

В рамках темы «Этнический состав населения», можно проанализировать очаги международной напряженности и сопоставить их с географической картиной террористических актов. Используя учебник, официальный сайт ООН и другие источники. Несмотря на спонтанность террористических актов, каждому человеку полезно знать предполагаемые зоны опасности, характерное поведение преступников, тактику поведения во время захвата или нахождения вблизи опасной зоны. Отправляясь за пределы своего места жительства выбирать наиболее безопасные места, но помнить, что всегда и везде важно сохранять самообладание.

С некоторой точки зрения социальной катастрофой можно считать самоубийство. По официальным данным ВОЗ, ежегодно самоубийством кончают жизнь более миллиона человек, соответственно реальные цифры несколько больше. В последнее время в социальных сетях появилось множество групп, игр и постов, призывающих к самоубийству (в частности детей), что делает эту проблему наиболее острой и актуальной. При изучении тем «Религии России» в 9 классе и «Религии мира» в 10 классе можно предложить для исследования вопрос «Роль религии в динамике самоубийств». Для этого необходимо: познакомиться с основными канонами ведущих религий (христианство, ислам, буддизм, конфуцианство, индуизм и иудаизм); изучить отношение данных религий к проблеме суицида; предложить рассмотреть статистику самоубийств, как мировую, так и по России (своему региону) за последние 10 лет, выделить страны (регионы или районы) с наиболее и наименее высокими показателями; сделать вывод о роли религиозной принадлежности на совершение самоубийств. Данную работу рекомендуется выполнять в паре или группе, под строгим контролем учителя.

В теме «Глобальные проблемы населения современного мира», достаточно широк круг актуальных вопросов. Например, доказать, что самоубийство – серьезная демографическая проблема глобального масштаба. Также можно спрогнозировать, как меры для решения проблемы разоружения и сохранения мира способствуют снижению террористической активности.

Вопросы тем «Социально-экономические показатели уровня жизни населения мира» в 10 классе или «Уровень жизни населения» в 9 классе, также при изучении отдельных государств в 11 классе особо интересны для дополнительного изучения. Можно сопоставить мировую карту ИЧР стран (страны,  региона) и количество социальных катастроф, в них происходящих. Самостоятельно найти ИЧР, за определенный в исследовании промежуток времени, на сайте ООН, посмотреть динамику государств (отдельной страны или региона соответственно, в зависимости от класса обучающихся).

Интересна схема «Глобальные проблемы человечества», проанализировав ее, можно предложить сделать вывод о том, какое место в ней занимают социальные катастрофы, что на них влияет, как они сказываются на общей картине. Найти другие модели глобальных проблем или смоделировать свою.

Таким образом, проблема социальных катастроф удачно вписывается во многие темы курса социально-экономической географии (9-11 классы). Это почва для самостоятельных и исследовательских работ учащихся, особо интересных в современном мире и актуальнейший материал в становлении личностных компетенций.

Список использованных источников

  1. Козловский С., Во власти толпы / Козловский С., // Вокруг Света. 2011. № 10.с.216.
  2. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов вузов / под ред. И.В. Душиной. М.: Дрофа, 2007. 509 с.
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki /Авария_на_АЭС_Фукусима-1
  4. http: //www.bestreferat.ru/referat-58934.html
  5. http: //www.slovco.ru/novfil/s/SOTSIALNAYA-KATASTROFA-66506.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ГЕОГРАФИИ

«Важная цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер...

Формирование у школьников практических умений и навыков при изучении школьного курса «Географии»

Статья  «Формирование у школьников практических умений и навыков при изучении школьного курса «Географии» актуальна, т.к. учитель  современной школы должен научить выпускника школы сам...

Роль регионального компонента в школьном курсе географии 8-9 класса

статья на тему: "Роль регионального компонента в школьном курсе географии 8-9 классов"...

Применение системно-деятельностного подхода в обучении, как условие формирования навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся

Современные условия определяют новые требования к социальному предназначению школы. Новые стандарты предполагают, что обучение будет направлено на овладение школьниками универсальными учебными д...

Формирование у школьников практических умений и навыков при изучении школьного курса «Географии».

Работа «Формирование у школьников практических умений и навыков при изучении школьного курса «Географии» актуальна, т.к. учитель  современной школы должен научить выпускника школы самостоятельно ...

«Процесс начала и эскалации Гражданской войны в России (октябрь 1917 – ноябрь 1918 гг.): проблемы изучения в школьном курсе истории России, методологические проблемы и методы изучения, современные подходы, дискуссионные вопросы, новые концепции».

В данной статье анализируются основные содержательные проблемы преподавания курса Гражданской войны в школе, а также представлены некоторые методы изучения отдельных дискуссионных, сложных вопросов да...

Мастер-класс "Развитие читательской грамотности на уроках русского языка с использованием приемов критического мышления 10 класс на примере изучения темы "Имя существительное"

Мастер-класс содержит  сопоставительный анализ текстов из периодической печати. Главная цель--развитие читательских компетенций...