Мастер-класс "Развитие читательской грамотности на уроках русского языка с использованием приемов критического мышления 10 класс на примере изучения темы "Имя существительное"
методическая разработка по русскому языку (10 класс)

Кавыршина Наталья Афанасьевна

 Мастер-класс содержит  сопоставительный анализ текстов из периодической печати. Главная цель--развитие читательских компетенций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_e.v._16.01.docx40.17 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Развитие читательской грамотности обучающихся с использованием приемов критического мышления на уроке русского языка» (апробация авторского  приёма «соедини несоединимое»).

Тема урока: Ценность – имя существительное.  Роль существительных в тексте (русский язык, 10 класс)

Методическая цель : использование  приемов, развивающих читательскую грамотность обучающихся.

Форма проведения: педагогическая мастерская формирования ценностей

Цели и задачи: помочь осознать роль существительных в речи, развивать умение аналитической работы с публицистическим текстом, умение извлекать и интерпретировать  информацию из прочитанного,  формировать  мотивацию к обсуждению морально-нравственных вопросов,  воспитывать духовно-нравственные качества старшеклассников, интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

 Планируемые результаты

Личностные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • определять основную тему, главную идею текста; структурировать его, выделять главное и второстепенное;
  • отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию;
  •  делать выводы по содержанию текста;
  • сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей; сопоставлять информацию из разных частей текста;

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик сможет:

  • обнаруживать в тексте доводы и подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок, выводить заключение о намерении автора;
  • формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; сопоставлять разные точки зрения

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения
  • Аргументировать свою точку зрения
  • оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений и мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;

Предметные результаты обучения

Ученик научится:

- определять роль существительного в тексте;

- анализировать изучаемые объекты в заданном направлении анализа;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

-создавать собственный текст на заданную тему.

Оборудование: доска, раздаточный материал, компьютер для демонстрации текстов и воспроизведения музыки.

                                                  Ход мастер-класса

I.Мотивационно-установочный этап.

Учитель просит перефразировать тему урока в вопрос.

 Слово учителя. Какую роль имеют имена существительные в речи? Отчасти ответ заключен в самом названии этой части речи. «Все сущее»  -назвать всё, что есть в этом мире: все предметы, явления, качества. Я предлагаю поговорить на сегодняшнем уроке о «существенном» - слово имеет тот же корень, что и «существительное», «сущее», этимологически родственное слову «суть». Обратите внимание на не совсем обычное название урока. Да, разговор о ценностях. И этот разговор будет у нас во время обсуждения роли существительных в разных, очень разных по содержанию и языковым особенностям текстов. Поэтому основной приём нашей работы –это приём «соединения несоединимого». Б.Л.Пастернак ,поэт,очень остро ощущавший единство всего в мире, писал: «Во всем мне хочется дойти до самой сути…» Вот и мы, соединяя несоединимое, попробуем  «дойти до самой сути»  темы урока, текстов, проблем.

 

                         У учителя в руках коробка в подарочной упаковке.

Задание.Учитель предлагает записать ассоциации (имена существительные), которые возникают, когда мы смотрим на этот предмет. Ребята записывают.(Среди слов ассоциативного ряда  «блеск», «подарок», «праздник», «поздравление», «тайна»и др.) Но читать слова не нужно.(Используется прием ассоциаций, прием яркого пятна)

               --У ребят накапливается невысказанное; стандартность, простота задания вызывают недоумение.

-Какое желание возникает, когда держишь этот предмет? Конечно, открыть, узнать, что же скрывается под такой красивой упаковкой. (Учитель просит одного из учеников раскрыть коробку.)  …Она пуста, в ней ничего нет.

Задание Описать свою эмоцию по возможности кратко. Учитель снова не просит прочесть написанное.(разочарование, недоумение, обман и т.п.)

           -Ученики попадают в эмоциональную зависимость от того, что происходит на уроке. Эмоциональное начало (приём яркого пятна) и апелляция к эмоциональному опыту важны особенно в начале урока, для того чтобы «включить»  ребёнка любого возраста в работу .

Слово учителя. Образ разрушен. Теперь он существует только в вашей памяти и в записях…Несколько дней назад одной из обсуждаемых тем в Интернете было высказывание современного уругвайского писателя Эдуардо Галиано. На меня оно произвело очень сильное впечатление, и я предлагаю вам включиться в обсуждение.

II.Актуализация знаний.

Задание Прочитайте высказывание, записанное на доске. Запишите.

Мы живём в мире, где похороны важнее покойника, где свадьба важнее любви, где внешность важнее ума. Мы живём в культуре упаковки, презирающей содержимое.

Задание .Два предложения, которые начинаются одинаково. Как называется  такая фигура речи? (Анафора). Какое значение имеет анафора в данном тексте?(Автор обозначает тему высказывания как  проблему сегодняшнего дня, проблему социальную и духовно-нравственную)   Какие понятия противопоставляются во 2-ом предложении? Как называется троп? (Контекстуальные антонимы). Прочитайте существительные, называющие предметы и понятия, которые автор относит к «упаковке», к «содержимому». В какой группе существительные, называющие абстрактные понятия? В какой – конкретные?).Сколько существительных употреблено в 2-х предложениях?(10; возможно, кто-то из учеников не посчитал слово «содержимое», вспоминаем неморфологический(морфолого-синтаксический)  способ словообразования.

  •  Анализ текста занимает несколько минут, но  позволяет  ,во-первых, актуализировать знания, необходимые для работы по теме урока, во-вторых, осознать проблему (Мы живём…) –актуальную для нашего времени; культура упаковки-содержимое ( осознание автором дисгармонии современной культуры, подмена истинных ценностей их имитацией, формой- содержания), в- третьих, мотивировать  к изучению роли существительного в речи

III.Работа по теме урока. На доску выносятся  слова «упаковка» и «содержимое» (как названия столбцов таблицы).

Записывается тема урока «Ценность –имя существительное. Роль существительных в тексте. Приглашение к размышлению».

Обратимся вновь к записанным на доске словам.

Задание 1.Морфологический разбор существительного «упаковка»

2. Слово учителя.

-Как вы думаете,  лексическое(внутреннее) и  грамматическое (форма)значения слова можно противопоставить? Убедительное доказательство того, что форма и содержание слова неразрывно связаны – придуманная Л.В.Щербой фраза «Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка).По форме – 2 существительных(назовите), по сути –бессмыслица. Слово  это самое удивительное из всего созданного человеком, существует только в единстве формы и содержания, то есть нет противоречия между внешним и внутренним

3.. Анализ текстов. Слово учителя. Установка на работу. Надеюсь, эта работа поможет нам сформулировать нашу точку зрения на проблему противоречия между внешним и внутренним, формой и содержанием в современном мире.Нами выбраны тексты из разных по жанру свежих  газетных публикаций, так как , во-первых, проблема, вынесенная для обсуждения на уроке, - проблема сегодняшнего дня, во-вторых, работа с такого рода текстами ученику не совсем привычна и  позволяет «наблюдать» употребление модных слов и выражений в хорошей литературной речи.

                            Работа с текстом 1

Этап предчтения (предтекстовой деятельности).Задачи этого этапа:прогнозирование содержания, мотивирование читателя, формирование умения думать над текстом до чтения.

Вопросы учащимся:

-Какие проблемы поднимаются в газетных статьях?

-Как вы думаете, кого можно назвать элитой общества?

Этап работы с текстом во время чтения. Цель этого этапа: размышление во время чтения о том, что и как я читаю, насколько хорошо понимаю прочитанное.Эффективным приемом является чтение с остановками, во время которого задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания текста, другие- на прогнозирование содержания последующих частей текста.

…С элитарного небосклона страны исчезают последние имена людей, которые своими трудами, вкладом в науку, искусство, культуру, образование, своими нравственными позициями и поступками формировали представление об элите 20 века.(-Что ценилось в 20 веке в деятельности человека? Если имена людей, которых причисляли к элите именно за такую деятельность, исчезают с элитарного небосклона, значит, ценности меняются?)

   Меняется и само представление об элите как о чём-то высоком, формирующем образ страны и народа, и главное, как о сообществе людей, критически оценивающих настоящее и прокладывающих пути в будущее. Понятие элиты всё чаще воспринимается просто как группа известных людей. Причём известных прежде всего по телеэкрану. В элитарных кругах всё чаще мелькают люди, умеющие ориентироваться в модных политических и культурных вкусах.(-К какому понятию приравнивают понятие «элита?) 

  Питательной средой для размножения такого рода элиты стали поколения сытых потребителей, для которых модный бренд или модная презентация важнее качества и глубинного содержания. Критериями оценки для потребителей становятся мера вычурности, эпатаж, показная смелость, а для производителей –стремление во что бы то ни стало удивить, шокировать и ,как следствие, попасть в СМИ…(-О каком поколении и с каким чувством пишет автор? –Как связано потребительство и изменение представлений об элитарности?)

                                                                                       (Костиков , из газеты «Аргументы и факты», 2018 г.)

Этап послетекстового обсуждения. Цель: получить читательский отклик. Идет обсуждение, извлекается «предметная» информация, делаются выводы.

1. Определите тему текста.

2.Какие люди, по мнению автора, формировали представление об элите 20 века?

3.С каким чувством автор пишет о меняющемся представлении об этом понятии? Кого стали называть элитой в наше время? Выпишите ключевые слова (имена существительные), характеризующие элиту 20 века и так называемую современную элиту и её поклонников.  

4.Как существительные помогают определить позицию автора?

6.Определите (в %)  количество имён существительных(в тексте 139 слов)

7.Определите стиль текста, докажите своё мнение, определяя выразительно- изобразительную функцию существительных

8.Текст написан в 2018 году. Меняется ли в наши дни представление об элите?

                                               Работа с текстом №2

Этап предчтения (предтекстовой деятельности).

Вопросы:

-Кто может стать героем газетного очерка?

-Кого называют пионерами? 

Этап работы с текстом во время чтения.

Никто не верил, что ржавевший у причала теплоход можно восстановить. А он взял кредит, потом – второй ,назанимал денег у друзей, вложил материнский капитал. Не пожалел на всё это пяти лет жизни –и «Пионер Алтая» снова вышел в рейс.(-Что такое «Пионер Алтая»? –Легко ли было восстановить теплоход?)

        Сегодня экскурсия на теплоходе по Телецкому озеру –пожалуй, самая востребованная в Горном Алтае. Для многих ребятишек –лучшее воспоминание о лете. А сельские на «Пионере» просто всё время, потому что можно кататься бесплатно. Так решил владелец теплохода –местный предприниматель, отец пятерых детей Иван Южаков…

   В детстве Ваня смотрел «Подводную одиссею команды Кусто», а любимой игрушкой его был сделанный отцом трёхмачтовый парусник с фигуркой дельфина на носу. «Пионер Алтая» - такой же кусочек детства, как тот дельфин или стог свежескошенного сена, на который отец забрасывал сына –утаптывать.(-Какие воспоминания детства были дороги герою очерка?)

…Этот сезон в жизни «Пионера Алтая» -пятый. Пекарня Ивана по-прежнему радует хлебом из дровяной печи без разрыхлителей и добавок.» Как в детстве». А у Южакова уже новый проект готов. Хочет в Горном Алтае замок построить. И чтобы вошёл он в список главных достопримечательностей страны.(-Добрые дела Ивана-какие они?)

-  …Можно вложиться в домики для туристов –там прибыль стабильная. Но замок! Даже если не принесёт ни копейки-буду счастлив. Иначе сядешь потом на пенсии: а зачем жил-то?(-

 Раньше говорили: пионер – значит первый. Вот Южаков в Горном Алтае и есть пионер. И патриот. Кто-то над этим словом иронизирует, а он гордится. «С детства мечтал побывать на океане. С пальмами на берегу. Побывал и убедился: не моё! У нас закаты  - солнце по полдня заходит!..» »

                                                           (Т.Уланова, газета «Аргументы и Факты», №30, 2018 г.)

                       Этап послетекстового обсуждения.:

1.Кто герой очерка?

2.Почему он стал героем очерка? Как относится к нему автор?

3. Какой тип речи составляет основу текста? Какова роль собственных имён существительных в тексте?

4.Назовите стиль текста, докажите своё мнение.

5.Назовите ключевые слова текста (имена существительные),помогающие определить жизненные ценности Ивана Коржакова.

6.Докажите примерами из текста, что существительные могут быть любым членом предложения.

       

Ученики записывают на доске выписанные из текстов существительные, распределяя их (насколько это возможно) по смысловой соотнесённости со словами «упаковка» и «содержимое», определяют лексико-грамматический разряд(устно), обосновывают свой выбор)

4.Беседа. Предварительно перечитывается высказывание уругвайского писателя, записанное на доске и в тетрадях (эпиграф урока)

-Какой из текстов газетных публикаций, прочитанных нами,  можно использовать как аргумент для доказательства точки зрения уругвайского писателя, а какой - как контраргумент?

-Определите роль существительных в публицистических текстах.

Учитель подходит к доске и стирает в высказывании слово «презирающей»

- Какие слова можно написать вместо этого слова, для того чтобы выразить ощущение гармоничности  устройства жизни людей в обществе?( уважающей, не исключающей).Но ведь тогда и культуру нельзя будет назвать «культурой упаковки»?

                   Методическое обоснование Беседа помогает сделать общие выводы по результатам работы, помогает осознать многоаспектность поднятой темы. Старшеклассники учатся социализировать личностный опыт,

5.Сочинение- миниатюра на тему «Упаковка и содержимое».

Задание Напишите о том , как вы относитесь к проблеме противоречия между внешним блеском, привлекательностью и бедностью внутреннего содержания в современной жизни. А может быть, этой проблемы вовсе не существует? Но перед тем как писать, послушайте музыку, стихи, посмотрите слайды .

Звучит  «Осенний вальс» Шопена и  стихотворение  Б. Пастернака «Золотая осень» в исполнении подготовленного ученика. Текст стихотворения воспроизводится на экране.

 Методическое обоснование:Насыщенность урока, темп  могут повлечь перегрузки для учеников, в том числе и психологические. В таких условиях необходима «пауза». Кроме того, текст Пастернака насыщен именами существительными, а настроение , мотивы, выраженные поэтом, воздействуют на эмоциональную сферу, формируя образ подлинной красоты и гармонии мира природы.

Слово учителя. В природе всё - гармония формы и содержания. Как уловил это великий поэт и как передал , любуясь каждой подробностью мира! Подробностью, выразить которую помогает  Имя Существительное…(ученики приводят примеры)

Вспомним :в природе языка –отсутствие противоречий между формой и содержанием( пример: слово как единство лексического и грамматического значения слова). А в жизни людей, общества?

Ученики записывают на отдельных листочках слова из группы «содержимое» -  имена существительные(ум, образование, бескорыстие, любовь к людям, любовь к родине, любовь к природе, бескорыстие и т.п.) и складывают в красивую коробку.

                          Никакая творческая работа невозможна без эмоционального переживания.

6.Самостоятельная работа .(написание сочинения-миниатюры)

7. Ученики зачитывают работы.(по желанию)

III.Итоги урока.

Слово учителя. Помните свою эмоцию, когда под красивой упаковкой ничего мы не увидели? Наверное, это было разочарование…Теперь я держу в руках вновь красиво упакованную коробку. Посмотрим, что в ней.(читаем слова «любовь», «ум», «мечта», «парусник»..).Такое содержимое выбрали вы сами. И красивая упаковка –лишь упаковка. Образ завершён.

IVДомашнее задание..Предложить в соцсетях своим друзьям  в качестве темы для обсуждения высказывание уругвайского писателя: « Мы живём в мире, где похороны важнее покойника, где свадьба важнее любви, где внешность важнее ума. Мы живём в культуре упаковки, презирающей содержимое».

                                   Литература:       

1.  Епонешникова Л.В. Развитие навыков функциональной грамотно-

сти на уроках русского языка и литературы. [Электронный ресурс] URL: https://kopilkaurokov.ru/russkiyyazik/prochee/stat-ia-razvitiie-navykov-funktsional-noi-gramotnosti-na-urokakh-russkogo-iazyka-i-litieratury.

 2. Колеченко. А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2002.

3. Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

 4. Туленкова Л.А. Личностно-ориентированный подход в формировании личностных УУД// Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 5-1. – С. 15-19; URL: https://sciencepedagogy.ru/ru/article/view?id=2129 (дата обращения: 26.08.2021).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

уроки русского языка с использованием методики критического мышления

данные уроки предназначены учителю для проведения уроков русского языка в 9 классе....

Урок русского языка с использованием технологии "Критическое мышление" "Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными" 9 класс

Урок русского языка с использованием технологии "Критическое мышление" "Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными" 9 классЦели урока:Познавательные:·...

Павлуцкая Е.В., учитель русского языка и литературы "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ"

Павлуцкая Е.В., учитель  русского языка и литературыФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИНА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕРАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ Читательская грамотность - один и...

Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)

Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Примеры заданий по развитию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 8-9 классах

1) Разработанное задание направлено на формирование читательской грамотности, а именно на формирование читательской стратегии изучающего, аналитического чтения;2) Задание составлено на основе текстов ...