уроки русского языка с использованием методики критического мышления
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Шудегова Наталья Александровна

данные уроки предназначены учителю для проведения уроков русского языка в 9 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата

Предмет         русский язык

Класс         9       Урок  1

Название занятия

Именные части речи

Общие цели

 Дать общее понятие именным частям речи как самостоятельным, познакомить с группой именных частей речи, указать их синтаксическую  роль в предложении. Актуализировать сведения о частях речи; закрепить понятия " грамматическое значение ", " морфологические признаки "; развивать умение находить опознавать части речи в тексте; повышать интерес к русскому языку, развивать творческие способности учащихся, учить видеть прекрасное.

Результат обучения

- Коммуникативные: строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и учителем, адекватно воспринимать устную и письменную речь, логично излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;

- Познавательные: выдвигать аргументы, , строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, перерабатывать и систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;

- Регулятивные: выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, перерабатывать и систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;

Ключевые идеи

На данном уроке учащиеся приобретут знания  об именных частях речи. Отработают навык нахождения именных частей речи в тексте   через использование стратегии критического мышления, которая способствует результативности обучения.

Источники

-Учебник по русскому языку 9  класс

-Методическое руководство по русскому языку 9 класс

-Дидактический материал по русскому языку 9  класс

Материалы и оборудование

 раздаточный материал, опорные схемы, таблицы, презентация " Именные части речи "

Ход занятия

Этапы проведения занятия

Время –

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Орг. Момент

2 минуты

1. Приветствие учителя, перекличка.  

2. Подготовка к восприятию нового материала

Учитель: Ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что урок принесет нам всем радость, что-то новое, интересное.

" Для всего , что существует в природе: вода, воздух, небо, облака, солнце, дожди, леса, болота, реки, озера, луга, поля, цветы и травы, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий", - писал Константин Георгиевич Паустовский.

  1. Актуализация знаний учащихся Подготовка к новой теме урока.

8 минут

Использование коллективного метода обучения.

 Работа по презентации

" Именные части речи ".

Учитель  после  проведенной  беседы с учащимися о раннее известных знаний о самостоятельных частях речи. переходит к составлению кластера

" Именные части речи "

Учащиеся внимательно изучают материал предоставленный учителем для изучения именных частей речи

  1.  Работа по усвоению новых знаний

Актуализация знаний учащихся самостоятельных и служебных частях речи.

10 минут

Работу по составлению кластеров учитель проводит коллективным методом обучения.

  • Составление кластера

« Именные части речи ».

Учащиеся вспоминают раннее изученные знания самостоятельных и служебных частях речи, составляют кластер у доски (коллективно), проводят запись в тетрадь.

  • Кластер

  1. Физминутка

5 минут

Поднимает настроение, улучшает работоспособность в продолжение всего урока

Вы, наверное, устали?

Встали! Руки вверх подняли!

Потянулись высоко

И вздохнули глубоко!

Опустили плавно руки...

На уроке - не до скуки!

Теперь за парты сели дружно.

Конечно, поработать нужно!

  1. коллективная работа

Этап обобщения и комплексного применения знаний о самостоятельных частях речи

10 минут

Учитель организует деятельность учащихся по применению изученных знаний о самостоятельных и служебных частях речи

  • Работа с учебником.

А) 

Б) Работа по карточкам

Карточка № 1 Работа с текстом

Задание.  Графически обозначьте орфограммы в именных частях речи. Начертите схемы, объясняющие постановку знаков препинания.

     Ранней весной бывают в природе печальные дни. Они грустнее, чем осеннее время. Темная зима уже уходит, но солнце. Но солнце ещё бессильно согреть её сквозь холодный покров облаков.

    В такой скучный день над пустым весенним полем шёл артиллерийский бой. Темная, безродная в это время года земля не своим голосом отзывалась на ревущие удары пушек. А по земле  тихо шла маленькая  серая русская лошадка. Лошадка шла вперед по промежуточному пустому пространству, вперед по коридору войны. (По А. Платонову)

В) Карточка № 2. Орфографическая работа. Задание: спишите текст, в корнях слов обозначьте орфограммы. Укажите самостоятельные  части речи. Сделайте морфологический разбор имени существительного и прилагательного (по выбору учащегося)

 

На моих глазах маленькое озеро в течение нескольких минут прорвало. Поток под снегом понёсся к дороге, ставшей теперь плотиной. Ольшаник  у берега был так заполнен, что с каждой ветки падали капли и давали множество пузырей. А все пузыри, двигаясь по заводи к потоку, вдруг тоже срывались и неслись по реке вместе с пеной. (По М. Пришвину)

Г) Карточка №3

Задание: сделайте синтаксический разбор предложения, обозначьте в нем части речи.

В недалеком лесочке робко вскрикнула какая-то ночная птица

Д) "Синквейн".

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Тема синквейна " Речь "

Учащиеся применяют полученные знания на практике, отрабатывая навыки анализа структуры простого односоставного предложения. Работа по составленным кластерам – обобщение теоретических знаний при выполнении тренировочных упражнений.

  • Работа с учебником

А) (коллективная работа)

Б)  Работа по  карточками Карточка № 1

 Работа с текстом

Задание.  Графически обозначьте орфограммы в именных частях речи. Начертите схемы, объясняющие постановку знаков препинания.

     Ранней весной бывают в природе печальные дни. Они грустнее, чем осеннее время. Темная зима уже уходит, но солнце. Но солнце ещё бессильно согреть её сквозь холодный покров облаков.

    В такой скучный день над пустым весенним полем шёл артиллерийский бой. Темная, безродная в это время года земля не своим голосом отзывалась на ревущие удары пушек. А по земле  тихо шла маленькая  серая русская лошадка. Лошадка шла вперед по промежуточному пустому пространству, вперед по коридору войны. (По А. Платонову)

В)  Карточка № 2.  Орфографическая работа. Задание: спишите текст, в корнях слов обозначьте орфограммы. Укажите самостоятельные части речи.

Сделайте морфологический разбор имени существительного и прилагательного (по выбору учащегося)

На моих глазах маленькое озеро  (в)течени.. нескольких минут прорвало. Поток под снегом понёс..я к дорог.., ставшей теперь пл..тиной. Ольша..ик  у берега был так заполнен, что с каждой ветк.. падали капли и д..вали множество пузырей. А все пузыри, двигаясь по завод... к потоку, вдруг то(же) срывались и неслись по реке (в)месте с пеной. (По М. Пришвину)

Г) Карточка №3

Задание: сделайте синтаксический разбор предложения, обозначьте в нем части речи.

В недалеком лесочке робко вскрикнула какая-то ночная птица

Д) Памятка

« Синквейн »

Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Образец

Пушкин

Великий, талантливый.

Думает, страдает, любит.

       Чувства добрые

пробуждает.

Гений.

6. Рефлексия

4 минуты

 В начале урока  учащимся были розданы листы самоконтроля, завершающим этапом является то, что учащиеся подводят сами итог своего урока, а именно по заполненному листку учитель проанализирует работу учащихся.

Ученики подводят итоги

В листах самоконтроля, розданных ещё в начале урока.

Выставление оценок

Последующее задание

1 минута

Сообщение о домашнем задании.

Задание на дом написать реферат " Роль самостоятельных  частей речи в предложениях ".

Выполнить задание по карточке.

Задание: запишите текст вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Найдите союзы и предлоги и охарактеризуйте их. Обозначьте части речи.

Мороз увеличился и (в)верху сделалось холодно. Ч..рт дул себе в кулак желая отогреть зам...ршие  (в)течени.. ночи руки. Ведьма то(же) почувствовала что холодно (не) смотря на то, что была тепло одета. Подняв руки (к) верху она спустилась по воздуху буд (то) по ледяной горке прямо в трубу.(4) Путешестве..ница отодвинула заслонку печи и убедившись что в хате никого нет вылезла из пе..ки. (ПО Н.В. Гоголю)

Раздаточный материал к уроку


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составила учитель русского языка и литературы Шудегова Наталья Александровна Стаж работы 11 лет Категория 2 Именные части речи

Слайд 2

Морфология Морфология – раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи. В русском языке слово распределяется по разрядам или классам, которые различаются по своим основным значениям, по характеру грамматических категорий, связанных с каждым из этих рядов, также по типам словообразования и формообразования. В Русском языке 10 именных частей речи

Слайд 3

Именные части речи Самостоятельные Служебные Междометие

Слайд 4

Самостоятельные части речи Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Местоимение Глагол Наречие

Слайд 5

Служебные части речи Предлог Союз Частица

Слайд 6

Каждую часть речи характеризуют: 1. Общее значение. 2. Морфологические признаки (или грамматические значения). Морфологические признаки делятся на постоянные и непостоянные. 3. Синтаксическая роль в предложении. Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия, количество и являются членами предложения. Служебные части речи не имеют лексического значения и не являются членами предложения.

Слайд 7

Имя существительное К именам существительным относятся слова, которые являются названиями живых существ (сестра, собака, насекомое), обозначают предметы, явления и события реальной действительности (улица, лист, книга, наводнение, снег) или называют в качестве предметов любые действия и состояния, свойства или отношения (игра, крик, сон, любовь, белизна, ходьба, радость).

Слайд 8

Имя существительное делятся на: Собственные и нарицательные. Одушевленные и неодушевленные. Конкретные, абстрактные, вещественные и собирательные. Имеют род, число,время .

Слайд 9

Конкретные Конкретные имена существительные – это существительные, обозначающие предметы и явления действительности, поддающиеся счету. Они имеют формы и единственного т множественного числа. Пример: книга - книги телевизор – телевизоры цветок - цветка

Слайд 10

Абстрактные Абстрактные или отвлеченные имена существительные обозначающие абстрактные понятия (свойства, качества, состояния, действия) Пример: красота, любовь, ненависть, бег, добро. Обычно абстрактные имена существительные употребляются в форме только одного числа – единственного или множественного, а также часто образованы от глаголов и прилагательных. Пример: эелень , возмужание, развитие.

Слайд 11

Вещественные Вещественные - имена существительные, обозначающие различные однородные по составу вещества. Поддающие делению, измерению, но не счету: полезные ископаемые, стройматериалы, химические элементы, пищевые продукты, лекарства Пример: золото, ртуть, железо, мука, аспирин. Как правило они употребляются в форме только одного числа: ртуть (ед.ч.), дрожжи (мн.ч.), асфальт (ед.ч), духи (мн.ч.)

Слайд 12

Собирательные Собирательные – имена существительные, обозначающие совокупность однородных предметов, лиц, существ как единое целое. Они не поддаются счету, употребляются только в единственном числе. Пример: молодёжь, листва, мебель, студенчество, вороньё. К собирательным не относятся слова такие, как группа, взвод, табун, рота, отряд. Данные слова могут употребляться в единственном и множественном числе. Взвод – взводы, табун – табуны, рота – роты.

Слайд 13

Род имен существительных Все имена существительные в русском языке, за исключением слов, употребляющихся только в формах множественного числа, и слов так называемого общего рода, принадлежат к одному из трех грамматических родов: мужскому, женскому или среднему. Род существительных постоянный грамматический признак , имена существительные не изменяются по родам, а имеют род Мужской Женский Средний Стол Сестра Окно Дуб Стена Поле Ерш Земля Имя

Слайд 14

Имена существительные общего рода К именам существительным общего рода (т.е. мужского и женского) относятся следующие разряды имен существительных. 1 имена существительные на –а(-я), которые могут обозначать как лиц мужского пола , так и лиц женского пола, дающие определенную характеристику лица: Работяга, неряха , плакса, сирота, злюка, забияка, обжора,жадина . 2. Неизменяемые фамилии: Шевченко, Гюго, Черных.

Слайд 15

3. Разговорные формы некоторых собственных имен : Саша, Женя, Шура, Валя. Не являются существительными общего рода слова, называющие лиц по профессии, должности, по роду занятий, которые могут обозначать лиц и мужского и женского пола: д иректор Смагулов – директор Смагулова в рач Петров – врач Петрова п рофессор Ушаков – профессор Ушакова Примечание: определение – прилагательное с таким существительным употребляется в мужском роде: и звестный профессор Иванов - известный профессор Иванова Род глагола – сказуемого зависит от того, о мужчине или женщине идет речь: п ришла врач Иванова – пришел врач Иванов

Слайд 16

Род несклоняемых существительных 1. Несклоняемые одушевленные имена существительные иноязычного происхождения относятся к женскому роду, если обозначают лиц женского пола (мадам, фрау, леди), и к мужскому, если обозначают лиц мужского пола или животных(денди, атташе, какаду, шимпанзе). 2. Несклоняемые неодушевленные имена существительные иноязычного происхождения относятся преимущественно к среднему роду: какао, эскимо,кашне , метро,интервью . К мужскому роду относятся : кофе, пенальти, тюль, хинди, эсперанто, рояль, к женскому роду: кольраби, салями.

Слайд 17

3. Несклоняемые имена существительные, обозначающие географические наименования, определяются по родам тех имен существительных нарицательных, которыми эти наименования могут быть изменены. Пример: Онтарио – озеро (средний род) Колорадо – река (женский род) Тбилиси – город (мужской род) 4. Род сложносокращенных слов смешанного типа и слов, составленных из начальных звуков, чаще всего определяются по роду опорного слова при расшифровке данного слова: АГУ – Алматинский государственный университет (мужской род), районо – районный отдел образования (мужской род)

Слайд 18

Род сложных существительных, пишущихся через дефис Род сложных существительных, пишущихся через дефис, обычно определяется: А) по первой части, если в слове склоняются обе части: кресло – кровать ( ср.р.), автомобиль – цистерна ( м.р.) Б) по второй части. Если первая часть не изменяется: плащ – палатка (ж.р.), жар – птица (ж.р.)

Слайд 19

Число имен существительных Имена существительные употребляются в единственном числе, когда речь идет об одном предмете во множественном числе, когда имеется в виду несколько предметов, а также некоторые имена существительные употребляются только в единственном или только во множественном числе. Единственное число Множественное число Брат, город, окно, река ружье, вещь, ущелье, санаторий, колос, коллекция Братья, города, окна, реки, ружья, вещи, ущелья, санатории, колосья, коллекции

Слайд 20

Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа 1. Название предметов с вещественным значением Асфальт, каучук, бензин, малина, железо, керосин, масло, мед, молоко, свекла, силос, нефть, сахар, табак, эфир, чай, щавель, соль, сталь, фарфор 2. Название качества или признака Высота, белизна, ловкость, красота, злоба, молодость, свежесть, синева, темнота, чернота 3. Название множества одинаковых лиц, предметов(собирательные существительные) Молодежь, детвора, студенчество, листва, сырье, ельник, учительство, человечество, белье, березняк 4. Название действия или состояния Рубка, выполнение, движение, беготня, изумление, горение, хождение, доставка, ходьба, чтение, плавание, косьба, удивление 5. Собственные имена в качестве наименований единичных предметов Москва, Астана, Иртыш, Байконур, Грибоедов, Пушкин 6. слова Пламя, бремя, племя, вымя

Слайд 21

Имена существительные, имеющие только форму множественного числа 1. Названия составных и парных предметов Весы, очки, брюки, вилы, ворота, клещи, кусачки, носилки, ножницы, перила, счеты, салазки, плоскогубцы, часы, тиски, шорты, щипцы 2. Названия материалов или отходов, остатков Духи, консервы, обои, опилки, белила, дрожжи, макароны, мясо, продукты, отруби, сласти, сливки, очистки, сухофрукты, тефтели, хлопья, чернила 3. Названия промежутков времени Каникулы, сутки будни, шахматы, жмурки 4. Некоторые географические названия Афины, Альпы, Жигули, Сокольники, Близнецы, Рыбы, Яссы 5. Названия сложных действий и состояния природы Сумерки, всходы, заморозки, хлопоты, выборы, побои, переговоры, нападки, дебаты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у обучающихся навыков научно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы приёмами критического мышления

Методика развивающего обучения приёмами критического мышления: теория и практика использования приёмов на уроках....

"Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо"

В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Дан...

Урок русского языка с использованием технологии "Критическое мышление" "Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными" 9 класс

Урок русского языка с использованием технологии "Критическое мышление" "Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными" 9 классЦели урока:Познавательные:·...

Урок английского языка (с использованием технологии критического мышления), учитель Фарафонова А.П. УМК: Английский в фокусе, 5 класс. Авторы: Ю.В. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, Просвещение, 2014.

Тема: «Школы России и школы Британии».Тип урока: комбинированный. Представленный урок относится к комбинированному типу, предполагающий решение нескольких дидактических задач: повторение п...

Технологическая карта урока английского языка с использованием технологий критического мышления по УМК Биболетова М.З., Денисенко О.А, Английский с удовольствием /Enjoy English: 4 класс

Технологическая карта урока английского языка в 4 классе с использованием технологии критического мышления. Тема урока "Город и село"....

Мастер-класс "Развитие читательской грамотности на уроках русского языка с использованием приемов критического мышления 10 класс на примере изучения темы "Имя существительное"

Мастер-класс содержит  сопоставительный анализ текстов из периодической печати. Главная цель--развитие читательских компетенций...